Сколько себя помню, в деревне всегда была пасека. На самом деле пасека была в деревне ещё со времен моего прадеда Матвея. Он и в колхозе на пасеке работал.
Так вот, дед разводил пчёл, а у нас складывались определенные с ними отношения. Я рано усвоила, что руками их отмахивать нельзя в отличие от ос. Если рядом недовольная пчела, то лучше закрыть лицо руками - от нее всё равно не убежишь, а раздуются лучше потом руки, чем лицо.
В июне надо было активно за пчелами присматривать и прислушиваться - ульи начинали роится. И я как-то быстро научилась отличать облёт улья молодняком от переселения молодой пчелиной семьи.
При малейших признаках роения надо было звать бабушку и дедушку, чтобы остановить полёт. Для этого брали ведра с водой и веники и брызгали рой, чтобы он "приземлился" на какое-нибудь дерево. А дальше - как повезёт, с какой высоты его снимать. Тогда была какая-то магия, когда дед с дымарем и роевней приходил к клубку пчел на веточке, а насекомые перебирались в роевню.
Когда дед лазил в ульи, то во дворе лучше было не появляться. Злые пчелки могли и покусать. Но, если в ульи лазил сосед (у него тоже была пасека), то не только во дворе, лучше было из дома вообще не выходить.
Особенно пчелы лютовали в августе, когда из "магазина" забирали рамки с мёдом. А потом дед откачивал мёд. Загружал рамочки в самодельную медогонку и пропадал в мастерской. Зайдешь, а он крутит медогонку и считает... А из большой медогонки течет маленькая тоненькая струйка мёда.
Но, мёда было много. На глазах набирался тазик. Потом другой. А дедушка подготавливает новые рамки с мёдом - срезает вощину, где закупоренный пчелами мёд, вставляет в медогонку. И что-нибудь ещё напевает. Он всегда с песней что-либо делал.
Потом мед переливали в разные банки. Что-то дарили родственникам, что-то продавали.
Помню, после того, как мед откачали, вынес дед тазик с остатками меда на веранду и позвал нас - детвору. Выдали хлеба и дети радостно "почистили" весь тазик. Я мед тогда любила, но есть его было нельзя - была на него аллергия. Но, в глазах соседских детей я видела большой восторг от поедания этой сладости.
Потом моя аллергия прошла, но любви с ним не случилось особой. Могу иногда съесть ложечку. В хлеб добавить. Но, точно знаю, что такого меда, как у деда - в магазине не купить.
А потом дед умер. Мне было 20 лет. Бабушка через месяц легла в больницу. На неделю. На хозяйстве осталась я и 13-летний двоюродный брат Матвей. Помню, взрослые переживали, что мы в деревне одни. Но, дети выросли. Прокормить себя, насыпать курам - с этим мы справлялись.
Бабушка тогда думала расстаться с пчелами. Без деда управляться с ними - большой труд. И, пока она была в больнице, я заметила, что в пустом улье в саду появилась жизнь. У деда по саду стояли "ульи-приманки" на случай пролетающего мимо роя.
Я совершенно не знала, что делать. Но, убедиться, что это не пчелы-разведчики, а полноценно заселенный новый улей надо было. Мы с братом "нарядились" в пчелиную амуницию и открыли крышку улья. Там действительно, была полноценная жизнь. Кажется, мы даже сняли пустой "магазин" и переставили с него пару рамочек вниз в "гнездо".
Через день один из наших ульев решил "роится". Я опять позвала Матвея, мы схватили веники и ведра и стояли завороженно наблюдали, как столб пчел устремляется в высь. Брызгать водой собиралось, хотя было очень страшно. Минуты три просто стояли и завороженно смотрели, а я произнесла: "девочки, ну не улетаете, пожалуйста!"
Столб пчел поднялся, собрался в шар и завис над пасекой. И тут произошло что-то необыкновенное: пчелиный шар опять начал растягиваться в столб и стал опускаться. Вся эта пчелиная братия опустилась в соседний пустой улей. А мы с братом только весело переглянулись.
Когда вернулась бабушка, я заявила, что если пчелы прилетают к ней сами, то не следует с ними расставаться.
А потом этим же летом было всё: мы помогали бабушке на пасеке. Я увидела, что чтобы пчелки перебрались в роевню, бабушка натирала ее мятой или подобной травкой, которую любили пчелы. И важно было, чтобы матка туда перебралась, за ней перейдут остальные. Мне всегда было страшно на пасеке - казалась закусают. Но я помогала и повторяла: "девочки, девочки, не обижайтесь, мы тут не сильно побеспокоим". Ни разу тогда меня не покусали. Кстати, дед в своё никогда не забирал мёд из гнезда. Только с магазинов. Если в магазинах мёда не было, то не лишал пчёл их запасов.
Потом эстафету ухода за пчелами перехватила мама. И я стала понимать, какой же на самом деле это труд - разводить пчел и откачивать мёд. И как вообще хватало деду сил ещё песни распевать.
В этом году пчёлы погибают от атак ос. Я никогда не видела такого количества ос! Уж не знаю, будет ли там мёд, пчелы бы выжили! Мама расстраивается за пчёлок. Да и я как-то уже полюбила их. Ос не люблю, а к пчелам с какой-то нежностью. Вытаскиваю из воды, если они случайно туда свалились.
А мед. Свой он действительно другой! Я не ем его почти, но остаться без мёда тоже как-то грустно. Всегда в доме есть обычно. Настоящий, натуральный. Разнотравье.
С медовым Спасом! Мед в этом году не качали, сохранить бы пчёл...
#МоиВоспоминанияОЛете
История 10