В России пытались дискриминировать водителей 60+. Что в Беларуси?
11 июля МВД РФ опубликовало для общественного обсуждения проект «Стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года», где предлагалось пересмотреть механизмы допуска людей старше 60 лет к управлению транспортом. Однако под давлением общественного мнения в конце июля ведомство исключило проработку отдельных требований для таких водителей.
Свою инициативу МВД обосновало статистикой, согласно которой в России на протяжении нескольких лет ухудшается безопасность дорожного движения с участием лиц старшего поколения: «С 2017 по 2024 год количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей в возрасте 60 лет и старше увеличилось на 25%, погибших – на 33%, раненых – на 22%», и на эту категорию водителей «приходится более трети всех погибших пешеходов и велосипедистов».
Доля участников дорожного движения, наиболее подверженных к совершению ДТП, растет: на фоне прогнозируемого снижения численности населения в России в 2030 году доля лиц в возрасте 60 лет и старше в общей структуре составит 25,8%, а к 2036-му – 27,7%. Такой возрастной тренд, утверждают авторы стратегии, «потребует адаптации лиц старшего поколения к безопасному участию в дорожном движении, совершенствования механизмов определения их пригодности к безопасному участию в дорожном движении, в первую очередь в качестве водителей, а также развития соответствующей инфраструктуры и конструкции транспортных средств».
КАК ТЕПЕРЬ
Ныне дискриминации по возрастным ограничениям на управление транспортными средствами в РФ нет – к рулю допускают всех, кто прошел водительское медицинское освидетельствование и получил права (такое право прекращается лишь по решению суда). При получении прав граждане обязаны иметь новую медсправку, а отстранить от вождения из-за медицинских проблем можно лишь на основании выявленных противопоказаний.
Но в мире есть страны, где применяется дискриминация по возрасту. Например, в Турции водители старше 70 лет обязаны проходить медосвидетельствование раз в полгода, а после 75 им вообще запрещено садиться за руль. В Финляндии медкомиссию водители после 70 лет проходят раз в пять лет.
По мнению ряда экспертов, Россия может пойти по одному из этих путей, введя не прямые дискриминационные запреты, а ужесточив правила прохождения медкомиссии. Так, в интервью autonews.ru зампредседателя правления Национального антинаркотического союза Алина Рудакова заявила, что введение ограничений в отношении пожилых водителей в возрасте более 60 лет позитивно скажется на показателях аварийности: «С возрастом когнитивные функции человека слабеют. Если один человек может, например, концентрацию, память, мышление сохранить и до 80 лет в том состоянии, которое пригодно для вождения автотранспорта, то у некоторых после 60–65 лет уже идут необратимые последствия для психики именно с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма».
А главный врач Клиники правильного восстановления Сергей Пшембаев в интервью все тому же autonews.ru ратует за проведение досконального исследования нервной системы пожилых водителей: «Я бы ввел такое же исследование, как для претендентов на владение оружием. Несколько лет назад ввели патопсихологическое исследование психолога, где он прицельно смотрит всю высшую нервную деятельность, все психические функции: мышление, память, концентрацию, внимание и так далее. Я думаю, что такое исследование имеет место быть для людей старше 60 лет».
ЧТО СО ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ?
Ключевой аргумент противников предложенной новации МВД очевиден: все ли в порядке со здравым смыслом у законотворцев, когда критическую возрастную отметку снизили до 60 лет – гражданину работать до пенсии еще несколько лет, а крутить баранку уже нельзя? Разве во всем виноваты водители преклонного возраста с многолетним опытом, а вовсе не те, как образно описал питерский портал 5koleso.ru, «кого нам ежедневно показывают в сводках – всяческая шпана, пьянь, наркоманы, отморозки и эти, которые «понаехали тут»? Приведя в пример знаковую аварию в Санкт-Петербурге в мае 2014 года, когда водитель рейсового автобуса умудрился направить его с моста в реку (на фото). Из девяти находившихся в нем выжили лишь двое: сам водитель и один пассажир. Причем это «сделал не 90-летний старец, а 44-летний мигрант».
Задавшись вполне здравым вопросом, как возраст связан со способностью управлять машиной, журналист портала призывает авторов милицейской инициативы не забывать про медицинское освидетельствование: «И тот урод, утопивший автобус, тоже обязан был садиться за руль, лишь пройдя через врачебные кабинеты. Но вместо того, чтобы отделить, грубо говоря, больных от здоровых и годных от негодных, новая инициатива сделает только одно: резко испортит жизнь всем водителям старше определенного возраста. Все эти призывы к более частому медицинскому обследованию, сокращению срока действия водительского удостоверения, посещению платных курсов повышения квалификации и прочим подобным деяниям по сути есть издевательство, рожденное на пустом месте».
Не стоит забывать и о мощном коррупционном навесе, который возникнет на пути тех, кто по достижению пенсионного возраста захочет и дальше оставаться за рулем: «левые» пути, непонятные комиссии, медсправки «в виде исключения» и т.д.
Всплеск коррупции прогнозирует и президент Национального автомобильного союза России Антон Шапарин: «Любые ограничения, связанные с медициной, упираются в одну очень важную проблему – проблему продажи справок. Справки продаются и покупаются в промышленных объемах. Допуски нарколога и психиатра проставляются. Все это даже с доставкой на дом может быть заказано и стоит невеликих денег. Все предложения, связанные с ограничением любой категории водителей доступа по медицинским показаниям, разбиваются об эту проблему. Мы не можем такие предложения поддерживать».
ОТСТАВИТЬ
Так или иначе, но 25 июля официальный представитель МВД России Ирина Волк неожиданно поставила точку в дискуссии: «С учетом мнений экспертов, высказанных в ходе общественного обсуждения, министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции РФ Владимиром Колокольцевым принято решение об исключении из проекта указанной стратегии пункта 34, который затрагивал интересы участников дорожного движения старше 60 лет. Работа по совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения будет продолжена».
Впрочем, это не исключает того, что в будущем с подобной инициативой могут вновь выступить Госдума, Минздрав или другое ведомство. Подобно той новации, с которой год назад выступила парламентская фракция «Новые люди», предложившая дополнить Закон «О безопасности дорожного движения» новым пунктом: «Обязательное повторное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с достижением ими возраста 80 лет». В сентябре 2024 года законопроект сняли с рассмотрения по инициативе самих авторов.
БЕЛАРУСЬ: БЕЗ ГЕРОНТОФОБИИ
В Беларуси автомобилистам от 60 и более лет выдается справка о прохождении медицинской водительской комиссии максимально на два года (в зависимости от категорий и заболеваний). Учитываются особенности этой возрастной категории: снижены физическая и умственная работоспособность, труднее вырабатываются новые условные рефлексы, угасают старые, замедляются и становятся менее выверенными движения, требуется больше времени на подготовку и больше контролировать собственные действия.
К счастью, у нас превалирует вполне разумный подход к возрастным водителям – без бессмысленного всплеска дорожной геронтофобии: на безопасное вождение влияет не возраст водителя, а его состояние, которое должно подтверждаться периодическим медосмотром. И тут уже не имеет значение возраст: госпитализация по одному из показаний, указанных в специальном перечне Минздрава, влечет за собой направление на водительскую комиссию для обязательного медицинского переосвидетельствования. Эти данные передаются в «Белтехоcмотр» во избежание прохождения ТО до подтверждения водительских прав.
Из внезапно возникших или выявленных хронических заболеваний в первую очередь выделяются острая сердечная недостаточность или стенокардия, гипертонический криз или нарушение мозгового кровообращения. Но это не означает, что больной, у которого резко поднялось давление, должен немедленно идти на пересдачу медкомиссии. Если он стоит на диспансерном учете, регулярно лечится, то практически кризов не должно быть. Если же у гражданина давление зашкаливает под третью стадию, выше 200 мм ртутного столба, то, конечно, лечащий врач должен оповестить об этом органы ГАИ. Иначе гражданин по собственной инициативе туда не пойдет – зачем ему лишение прав.
Перечень Минздрава, включающий заболевания, значительно ограничивающие возможность пожилых людей беспрепятственно пройти как рабочую, так и водительскую комиссии:
1) заболевания глаз (диплопия, глаукома в стадии декомпенсации и т.д.);
2) заболевания сердца (пациентам, перенесшим операции на сердце, например, стентирование или шунтирование коронарных артерий, установка дефибриллятора/кардиостимулятора, трансплантация сердца) или некоторые острые состояния (нестабильная стенокардия, инфаркт миокарда), в восстановительный период им следует на некоторое время воздержаться от вождения автомобиля. Люди с хронической сердечной недостаточностью (Н2Б, Н3, одышка в состоянии покоя или движения) должны воздерживаться от вождения;
3) заболевания эндокринной системы (во время движения у водителя может возникнуть гипо- или гипергликемическое состояние, за которым следует обморок или кома). Тяжелая гипергликемия также вызывает когнитивные нарушения, и граждане не должны водить машину до тех пор, пока уровень глюкозы в крови не придет в норму;
4) заболевания опорно-двигательного аппарата (с выраженными или резко выраженными нарушениями функций: артрозы, контрактуры, ампутационные культи, резко ограничивающие возможность самостоятельного передвижения и вождения);
5) заболевания нервной системы (неврологические расстройства, как судорожный синдром, заболевания и (или) травмы нервной системы в зависимости от их выраженности, синкопальные состояния) являются противопоказанием для прохождения водительской и рабочей комиссий на значительный промежуток времени. Получить допуск можно только по истечении некоторого времени и после прохождения необходимых диагностических процедур;
6) заболевания дыхательной системы (заболевания с дыхательной недостаточностью 2–3 степени являются противопоказанием для прохождения рабочей или водительской комиссий некоторых категорий и профвредностей).
Матвей ПРОХОРОВ