Ох уж это щемящее чувство, когда сюжет мчится на всех парах, близка неминуемая развязка, а тебе так не хочется, чтобы эта история заканчивалась!
Когда ты уже настолько привык жить в тесной каюте баржи, с ласковой Стешей и немногословным Осипом Санычем, привык получать подзатыльники от Ивана Диодорыча и прятать своё добро от жулика Яшки Перчаткина.
Кажется, я уже могу по памяти нарисовать карту рек, городов и деревень, в которых нам с баржей удалось побывать за 2363 электронные страницы романа "Бронепароходы".
Знаете, когда-то в юности мне очень нравилось прочитывать всю библиографию того или иного автора плюс его биографию, желательно из любимого цикла ЖЗЛ. Мне казалось, что ограничиться одной книгой - это прям неуважение к автору.
После "Вегетации" мне захотелось вспомнить эту практику и погрузиться в книги Алексея Иванова. Меня удивляет этот автор. "Географ глобус пропил", "Вегетация", а теперь и "Бронепароходы", на мой взгляд, абсолютно разные по всему: жанру, эпохе, героям, сюжету. Как-то я привыкла к бОльшей предсказуемости писателя, который пишет романы, если он романист, фантастику - если фантаст итд... Кто такой писатель Алексей Иванов я для себя пытаюсь понять вот уже третью книгу.
"Бронепароходы" перекидывают нас в разрываемую гражданской войной Россию и показывают противостояние красных и белых в необычного ракурса - с воды. Борьба людей, идей и техники происходит на реках, на мирных прогулочных пароходах и тружениках - баржах, которые обшили бронёй и бросили в бой.
Кораблей и капитанов в романе очень много, но, мне кажется, основной акцент сделан на экипаже Ивана Диодоровича Нерехтина. Пожилого капитана баржи, потерявшего жену, сына и желание жить, который во время войны, которую он не хотел, сражаясь за сторону, которую он не выбирал, обретёт новую семью и новый смысл жизни. Это будет его личная революция, борьба с самим собой, со своими демонами и поиск пути к свободе.
Мне показалось, что эта линия главнее всего прочего: исторических фактов, приключенческого сюжета и любовных перипетий. Важнее то, кем стал каждый человек в условиях рушащегося мира.
Историческую составляющую я брать в расчет не буду. Это художественное произведение, поэтому его не стоит рассматривать серьезно с этой стороны. Мне показалось, что уж очень многие моменты и персонажи четко - чёрные или белые. Без полутонов. Так, красный Троцкий - абсолютный дьявол.
А вот белый адмирал Старк - сами ум, честь и совесть в старомодном мундире.
А еще здесь великий князь Михаил Романов, серый, вялый, которому на всё по фиг, лишь бы его не трогали. Ляля Рейснер, валькирия революции, которой лишь хочется красоваться и соблазнять мужчин (хочется выразиться грубее про этого персонажа). Словом, все герои "чрезмерны" в своих хороших и плохих качествах.
Всё это надо, чтобы было красивое и интересное повествование? Или построить объемный мир разношёрстной России, которая одновременно борется за прошлое и строит будущее? Я для себя не смогла однозначно понять задумку автора, хотя, кажется, его симпатии угадала.
Зато было интересно, что автор привлёк в повествование действительно много реальных людей: Троцкого, Колчака, ту же Ларису Рейснер, даже инженер Турберн и чекист Жужгов имели место в российской истории. Интересно было гуглить про каждого в отдельности, читать их реальную историю, представлять их образы.
А теперь вторая часть Мерлезонского балета.
В романе имеет место вывоз золотого запаса России и промышленные войны типа показанной в книге между Нобелями и компанией Шелл.
Это я для себя назвала второй сюжетной линией.
Я выросла на "Финансисте" Теодора Драйзера. "Алчность и слава Уолл Стрит" Джеймса Стюарта спасла меня на зачёте в институте. Промышленные войны не менее кровопролитны, чем любой вооруженный конфликт, и не менее хитроумны, чем качественный детектив. Жизненные пути многих финансистов, промышленников, инженеров могут стать отличными сюжетами для драмы/романа/блокбастера, НО... На мой взгляд, в контексте "Бронепароходов" это лишнее, эти интриги Нобелей против Шелл и наоборот утяжеляют роман, вводят слишком много дополнительных сцен и персонажей. Я бы с удовольствием прочла о соперничестве этих нефтяных империй в отдельном, самостоятельном романе, но не здесь.
К слову о персонажах. Их тоже, опять таки на мой взгляд простого читателя, чересчур много. Прям вот чересчур. Капитаны и их команды вплоть до каждой поварихи, крестьяне и заводские рабочие, инженеры и геологи, пароходчики и их семьи, чекисты, балтийские моряки, летчики, проститутки - арфистки и так далее, и так далее ... Просто тонешь в персонажах, именах, причинно-следственных связях... Часть из них проходит через весь роман, часть - не несёт никакой функциональной нагрузки, как, например, Троцкий, от отсутствия которого сюжет не изменился бы ни на грамм. Да и всей массовке, которая мелькнёт в двух строчках, не обязательно давать имена, фамилии и отчества.
Безусловно, есть яркие персонажи, как агент Нобелей - Хамзат Мамедов, этакий азиатский агент 007". Это капитан Нерехтин, очень трогательный, глубокий персонаж. Моим фаворитом был Роман Андреевич Горецкий - красивый, статный, образованный молодой мужчина, любимец женщин и расчётливый карьерист. Тот случай, когда понимаешь, что человек - редкостный подлец, но не можешь не восхищаться им.
Действительно важными персонажами выступают суда: баржи, пароходы, канонерки. Как сын речников, Иванов пишет о них с любовью, уважением, восхищением. Его суда имеют душу, характер, судьбу. А как прописаны водные баталии, как передано отчаяние людей и боль (!) кораблей, которых насильно втянули в чужую игру.
Еще одним, не менее важным персонажем, как и всегда у Иванова, выступает природа. Я б сказала , он певец русской природы. Только за его любовь к своей стране и к ее дарам, я готова читать его и читать, и читать....
Ветер у Иванова "шарахался по Волге". Пароход двигается "сквозь утреннюю обморочность остывшей реки".
А вот это:
Подытоживаю своё словоблудие. Мне очень понравился роман, его прекрасные пейзажи, его могучие пароходы, его динамичный сюжет, его атмосферность. И, конечно же, его герои. Которые бьются и делают выбор, в пользу своих идеалов, в пользу своей души, в пользу прогресса или же богатства.
И отдельная благодарность автору за его энциклопедические знания. После прочтения романа в закладки легла книга из цикла ЖЗЛ о Ларисе Рейснер, книга "Нефть до эпохи нефти" и обязательно "Нобели в России", и, боюсь, это далеко не весь список....