Расположен Дмитров аккурат на север от Москвы. Если на карте поставить точку в месте съезда с МКАД на Дмитровское шоссе и провести прямую линию до Успенского собора Дмитровского кремля, то получим отрезок длиной в 48,5 километров, проходящий точнёхонько с юга на север, или, как могли бы выразиться наши предки, в сорока пяти верстах полёта ворона.
Мы с вами не птицы, по прямой не летаем, да и нам-то ехать надо не от МКАДа, а от дома. К тому же в Москве и Подмосковье в последнее время расстояние вернее будет измерять в часах и минутах, ибо на одну и ту же дорогу можно потратить как час, так и два, а то и два с половиной.
Нам в субботу утром, чтоб доехать на машине до исторического центра Дмитрова, хватило полтора часа. Исторический - он же и административный, на сегодняшний день это площадь Советская.
Конечно же, как и на любой другой главной площади российского города, будь она Советской, Социалистической, Центральной или совсем уж просто — Ленина, здесь тоже стоит памятник вождю мирового пролетариата, однако доминантой сейчас выступает не он, а бронзовая скульптура Юрия Долгорукого, установленная в 2001 году.
Тут, надо сказать, я был несколько разочарован, ибо нынешнее местоположение памятника отличается от первоначального, и оно таково, что красивой фотографии с видом на Успенский собор уже не сделать. Переместили князя Юрия на новое место для, как было сказано авторами проекта реконструкции площади, повышения значимости монумента в планировочной иерархии площади.
Мне не понравилось, раньше, на мой взгляд, было лучше. Да ещё основателя города и постамента зачем-то лишили, видимо, чтоб «поближе к народу был».
А вообще идея памятника такова: Юрий Долгорукий изображён в тот момент, когда властным жестом правой руки указывает на расположение города, который по его повелению будет здесь воздвигнут. Нет на князе ни кольчуги, ни шлема, подпоясан он только мечом, а справа на поясе — кошель «калита», символизирующий, что пришёл он в эти края собирать со своих подданных дань, говоря языком тех лет, находился «в полюдье».
В лето 6663 родился князю Юрию сын Дмитрей, бе бо тогда в полюдье на реке на Яхроме, и со княгинею и заложи град во имя сына своего и нарече и Дмитров, а сына нарече Всеволодом
Цитата - из лицевого летописного свода Ивана Грозного («Царь-книга»), написанной специально для царской библиотеки в единственном экземпляре в 1568—1576 годы. Причём, что интересно, других упоминаний об этом событии нет ни в Ипатьевской, ни в Лаврентьевской летописях, не исключено, что более поздний хроникёр просто привязал дату основания Дмитрова к году рождения Всеволода Большое Гнездо, в крещении - Дмитрия.
Как бы там ни было, но летоисчисление ведётся именно по этой записи в «Царь-книге», и, таким образом, Дмитрову уже 871 год, поскольку 6663 год от сотворения мира — это 1154-й от Рождества Христова, согласно календарю, введённому в России Петром I.
Что странно — нигде не смог найти информации о том, какой был герб города до 1781 года, когда Высочайшим Указом Императрицы Екатерины II Дмитрову был присвоен статус уездного города Московской губернии.
В верхней части щита герб Московский. В нижней - четыре Княжеския короны, в горностаевом поле, в память бывшаго в оном городе знаменитаго четырех Российских князей съезда.
Четыре князя, упоминаемые в Указе, это великий князь Владимирский Андрей Александрович, третий сын Александра Невского, великий князь Московский Даниил Александрович, четвёртый сын Александра Невского, князь Тверской Михаил Ярославич и князь Переяславский Иван Дмитриевич, собравшиеся в Дмитрове в 1300 или 1301 году, чтобы договориться о прекращении междоусобиц.
Чуть побольше об истории города порассуждаем, когда отправимся гулять за валы, в кремль, а пока пройдёмся ещё немного по площади Советской, к мемориалу «Вечный огонь».
Открыт он был 8 ноября 2001 года в дни празднования 60-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. В 2012 году был добавлен полукруглый постамент из гранита, на котором высечены имена жителей города, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а ещё через три года напротив «Вечного огня» установят мемориал детям войны и труженикам тыла.
От «Вечного огня» идём к Городскому валу. Есть у нас в семье традиция — обязательно посидеть по приезде в новый город во время путешествия за чашечкой кофе с какой-нибудь вкусной выпечкой, в Дмитрове мы это тоже сделали, я об этом рассказываю в отдельной, так сказать, гастрономической статье (ссылка ниже). Но есть и другая традиция — обязательно подняться на кремлёвский вал, если таковой в этом городе существует.
Завели мы этот обычай, если мне память не изменяет, в Великом Новгороде, кроме того, ещё поднимались на валы в Ростове Великом, в Переславле-Залесском, в Звенигороде. Вот только когда в Суздале были, как-то данный момент упустили, надо будет обязательно эту оплошность исправить.
Теперь в списке будут значиться и кремлёвские валы Дмитрова.
Сверху открывается отличный вид, шутка ли сказать: высота вала варьирует от 7 до 10 метров. В принципе, по его гребню можно было бы обойти всю территорию бывшего кремля по кругу, но в трёх местах валы размыкаются, образуя проходы внутрь.
Первый проход находится как раз там, где мы взобрались наверх, с Советской площади, за памятником Юрию Долгорукому, второй — рядом с часовней Александра Невского, со стороны Торговой площади и улицы Профессиональной, третий — со стороны Кропоткинской улицы.
В проходе, ведущем со стороны Торговой площади, в начале 2000-х восстановили участок деревянной стены с въездными воротами, мы возле них спустились вниз, к часовне.
Часовня в честь святого князя Александра Невского была возведена на этом месте в 1868 году, в ознаменование счастливого избавления царя Александра II от покушения на него в 1866 году.
На момент нашего приезда в Дмитров как раз проводился ремонт фасада часовни. Внутрь мы не заходили, но в отзывах пишут, что там в жаркие дни очень душно.
Ещё сетуют на то, что в выходные дни прямо у часовни ставят шатры и разворачивают ярмарку, но мне кажется, что это вполне в порядке вещей для небольшого русского города. Так было испокон веку заведено, ничего необычного в этом нет.
И, как я уже говорил, оставим территорию Дмитровского кремля для следующей статьи, а сами отправимся к Борисоглебскому монастырю, попутно осматривая то, что попадётся на глаза.
В небольшом сквере у здания музея «Дмитровский кремль» нас встречают Пётр и Феврония Муромские, одна из многочисленных скульптур, установленных по всей России за последние семнадцать лет, с того момента, когда в 2008 году в стране было принято 8 июля праздновать День семьи, любви и верности. Некоторые собственные мысли по этому поводу я изложил здесь:
Смотрю, можно ещё одну традицию вводить для путешествий по России: фотографировать памятники, посвящённые этой супружеской паре. Эх, жалко, раньше такая мысль в голову не пришла, ярославские Пётр с Февронией остались незапечатлёнными, а так пока получается коллекция из трёх фото.
Юрий Хмелевский, автор памятника Петру и Февронии в Дмитрове, установил их на фоне небольшой звонницы, через окошко которой просматриваются купола Успенского собора в кремле. При всём моём неоднозначном отношении к героям композиции, не могу не отметить, что выполнена она очень хорошо.
А в колокол, оказывается, можно даже позвонить! Жаль, что я не знал.
В музей мы не заходили, так обычно поступаем, если едем куда-нибудь одним днём. К сожалению, обратная дорога в Москву может занять, как я уже говорил в самом начале, несоразмерно больше времени, чем утренняя — сюда, поэтому иногда приходится осознанно экономить время на осмотре достопримечательностей, чтоб не торчать потом несколько часов в пробке.
По пути к монастырю ещё обращает на себя внимание здание районного Дворца культуры «Созвездие», фотографирую скорее на уровне подсознания, как-никак, а я родился в СССР, какие-то моменты навсегда остались в душе и сердце, и их оттуда уже не выбить никакой новой реальностью.
А вот, наконец, и Борисоглебский монастырь, впервые упоминающийся в 1472 году.
История Борисоглебского монастыря долгая, местами — трагическая. В советское время он, как и многие другие, был закрыт, его здания использовались управлением «Дмитлага ОГПУ», задействованного на строительстве канала Волга — Москва, а после войны на территории долгое время располагалась воинская часть.
Русской Православной Церкви комплекс зданий Борисоглебского Дмитровского монастыря вернули в 1993 году, с той поры идёт его возрождение. Обитель действующая, но для посетителей открыта небольшая часть её территории.
Цели заходить внутрь у нас не было, пришли просто посмотреть на памятник работы скульптора Александра Рукавишникова. Установлен он был 6 августа 2006 года, в день совместной памяти по благоверным князьям Борису и Глебу.
Два родных брата, сыновья великого киевского князя Владимира, крестителя Руси, стали первыми русскими святыми, канонизированными православной церковью в лике мучеников-страстотерпцев. Кто был истинным виновником их смерти — Святополк, прозванный Окаянным, или же Ярослав, именуемый впоследствии Мудрым, мы доподлинно никогда не узнаем.
Одна из старых улиц Дмитрова, до революции — Дворянская, а сейчас — Кропоткинская, сейчас превращена в пешеходную, но по ней мы с вами пройдёмся в другой раз, ссылку на статью о Кропоткинской я добавлю под этим абзацем.
Если вы путешествуете на электричке, то с Савеловского вокзала Москвы прибудете в Дмитров на вокзал, здание которого было построено в 1887 году, хотя официальной датой открытия является 1900-й, когда начала функционировать железная дорога Савеловского направления.
Здание очень красивое, жаль только, что состояние у него плачевное. С главного фасада ещё более-менее вид, а вот если заглянуть с торца, то увидим и следы постоянных замоканий стен, и обвалившуюся штукатурку. Обидно, что РЖД не находит денег на поддержание исторического здания в должном виде.
А вот водонапорная башня, выстроенная в то же время, что и сам вокзал, выглядит более ухоженной.
Ну и напоследок — скульптура святого, давшего имя городу и являющегося его покровителем. Автор — Александр Рукавишников, скульптор, который создал памятник Бориса и Глеба.
Святой Дмитрий Солунский стоит с щитом и копьём на страже Дмитрова, не давая захватить его неприятелю, но радушно встречая тех, кто едет сюда с добрыми намерениями.