Сразу скажу, что мне фильм понравился, хотя его портяночное качество в нашем интернете несколько портит общее впечатление. Пойду ли я смотреть его на большом экране в сентябре? Возможно.
Понравился он мне по нескольким причинам.
В первую очередь, это полноценный зрелищный экшн на 2 часа, в духе золотого века Голливуда, изрядно приправленный компьютерной графикой и яркими спецэффектами. В качестве разнообразия — почему бы нет?
Во-вторых, в фильме есть смысл, ибо в нем весьма гипертрофировано показана мерзость существующего человеческого общества, где люди готовы пожирать друг друга и реализуется принцип «человек человеку волк».
Корейцы вообще любят поднимать такие темы, что, впрочем, неудивительно, поскольку Корея, судя по медийным скандалам, сама по себе является каноничным образцом самопожирающего социума.
В фильме мы наблюдаем какой-то пир взаимного уничтожения людей, спровоцированный некими инопланетными существами.
Я не очень люблю тему социального дарвинизма, поэтому редко смотрю фильмы о школьном буллинге и им подобные. Однако тут у нас постапокалипсис, а такие сценарии, как правило, имеют одну общую черту — в них всегда преобладает идея синергического объединения людей для преодоления трудностей. И этот фильм не исключение и является по своей сути довольно жизнеутверждающим произведением.
В третьих, в фильме отлично показаны метаморфозы двух главных героев — Ким Док Джа, в исполнении Ан Хё Сопа и Ю Джун Хёка в исполнении Ли Минхо.
Мы видим Док Джа — офисного клерка с плохим образованием и временным контрактом. Его жизнь наполнена унынием и пустотой. Док Джа живет с постоянным посттравматическим синдромом, вызванным случайным убийством друга в юности в результате попытки самоспасения от школьного буллинга.
В итоге единственным способом удержания Док Джа своего психического состояния в рамках нормы является чтение некоей веб-новеллы «Три способа выжить в разрушенном мире», где главный герой Ю Джун Хёк в одиночку противостоит неким силам, разрушающим мир.
Более того, неоднозначные поступки Ю Джун Хёка в процессе его борьбы за выживание в новелле находят живой отклик в душе Док Джа, поскольку полностью оправдывают его поступок в юности — «это было нужно, чтобы выжить».
Однако Док Джа лишь в теории себя оправдывает, ибо попадая в ситуацию реального выживания, он ведет себя иначе, делает иные выборы и придумывает варианты без жертвования другими людьми.
В реальности, когда его мир неожиданно превращается в мир только что прочитанной новеллы, он перестает относиться к Джун Хёку с пиететом и восхищением. Более того, он сторонится его, поскольку главный герой новеллы вызывает у него разочарование и страх.
Однако Док Джа принимает правила игры, где главный герой обязан выжить, чтобы спасти этот мир. Поэтому пытается помочь Джун Хёку, хотя и держится от него на расстоянии.
В целом этот троп вполне соответствует манхве и никаких противоречий с первоисточником тут нет.
Сам Джун Хёк в лице Ли Минхо тоже проходит путь трансформации. Из одиночки он превращается в героя, потенциально готового к созданию команды. Это отлично сыграл Ли Минхо в последних кадрах.
Да, он весь фильм «красиво ходил в кадре». Но и в манхве его персонаж нарративный и филлерный, не создающий никаких дополнительных смыслов. В новелле «Три способа выжить в разрушенном мире» он существует как персонаж-легенда, который ожидаемо остается один на планете. Что и вызывает раздражение единственного читателя новеллы Док Джа, пожелавшего изменить концовку.
К слову, сценаристы фильма упростили историю «созвездий». В манхве — это пантеоны всех известных человеческих богов. Европейских, азиатских — вообще всех. Там даже персонажи «Путешествия на запад» присутствуют.
Все они издеваются над мирами, устраивая разнообразные апокалипсисы с целью развлечься трансляциями «гладиаторских» боев «муравьев», коими для них являются все аборигены.
Это такой любопытный ход, добавляющий некоей многослойности литературному произведению и отсылающий все к тому же классовому расслоению, как к общему порядку вещей.
Но по манхве обычный человек мог в теории достичь уровня богов, проходя испытания, что тоже сильно перекликается с европейской «героической» античностью.
А в фильме это некие инопланетные космические силы, и никакой божественной подоплеки в них нет. Как и нет смысловой наполненности в прохождении квестов «сценариев» с целью попадания в пантеон богов.
В фильме все сильно проще — надо объединиться, чтобы тупо выжить без каких либо дальнейших ожиданий. Т.е. эдакий самурайский подход, в котором нет цели, а есть только путь.
И вот эта объединяющая идея весьма грамотно реализована в фильме, поэтому он не производит впечатление фрагмента манхвы, хотя по сюжету это небольшой ее кусок.
Фильм — это полностью законченная история, не предполагающая сиквеллов и каких-либо продолжений.
Можно долго рассуждать о «гадкой реализации» манхвы, несовпадении характеров героев, их внешнего вида (причёсок, роста и т.д.), типов применяемого оружия и далее — везде.
Но все же следует помнить, что манхва — это лишь референс для фильма, некая сюжетная канва и идея. И фильм вполне совпадает с манхвой в этих основных моментах.
Однако фильм делали другие люди со своим представлением об образах персонажей, а рисунки манхвы настолько общие, что вычленить из них какие-то индивидуальные черты героев с моей точки зрения не представляется возможным.
Тем более, что и сам автор манхвы посчитал, что «экранизацию можно считать своеобразным переосмыслением оригинала», что говорит в целом о его позитивном отношении к получившемуся фильму.
В целом, мне кажется, что перечисленных причин вполне достаточно, чтобы фильм мог понравиться.
А еще, я его особо не ждала, поэтому никаких надежд не возлагала. И разочарования от фильма не наступило. Это вполне годный медийный продукт, радующий, кроме всего прочего, отличным кастом.
Посмотреть фильм можно, например, здесь в неплохой озвучке Dragon Money.
А манхву можно прочитать посмотреть тут.