Найти в Дзене
Вдоль по Питерской

Твоя ошибка в том, что ты их всё время учишь. А их надо любить. Сценарист Юрий Клепиков похоронен в Комарово

Сценарист Павел Финн как-то сказал: Вот такая у нас профессия. Вот если такой эксперимент провести: назвать десять фильмов более-менее известных и спросить: "А кто авторы сценария?" Вот я совершенно убеждён, что разве что попадётся какой-нибудь знаток кино, сумасшедший и назовёт двух-трёх. А вообще вряд ли назовут. К слову, по сценариям Финна сняты такие, например, фильмы, как "Миссия в Кабуле" (1970), "Всадник без головы" (1973), "Сломанная подкова" (1973), "Новогодние приключения Маши и Вити" (1977), "Вооружён и очень опасен" (1977) и ещё больше трёх десятков художественных и телевизионных фильмов. А многие ли зрители, услышав его фамилию, сходу назовут его профессию? Но сегодня я хочу рассказать о человеке - сценаристе, драматурге, актёре - с чьим именем кинокритики связывают создание целой эпохи в отечественном кинематографе. Хотя по сценариям Юрия Николаевича Клепикова снято не так уж и много фильмов - одиннадцать художественных и четыре документальных. Впрочем, для кинематограф

Сценарист Павел Финн как-то сказал:

Вот такая у нас профессия. Вот если такой эксперимент провести: назвать десять фильмов более-менее известных и спросить: "А кто авторы сценария?" Вот я совершенно убеждён, что разве что попадётся какой-нибудь знаток кино, сумасшедший и назовёт двух-трёх. А вообще вряд ли назовут.

К слову, по сценариям Финна сняты такие, например, фильмы, как "Миссия в Кабуле" (1970), "Всадник без головы" (1973), "Сломанная подкова" (1973), "Новогодние приключения Маши и Вити" (1977), "Вооружён и очень опасен" (1977) и ещё больше трёх десятков художественных и телевизионных фильмов. А многие ли зрители, услышав его фамилию, сходу назовут его профессию?

Вдоль по Питерской | Дзен

Но сегодня я хочу рассказать о человеке - сценаристе, драматурге, актёре - с чьим именем кинокритики связывают создание целой эпохи в отечественном кинематографе. Хотя по сценариям Юрия Николаевича Клепикова снято не так уж и много фильмов - одиннадцать художественных и четыре документальных. Впрочем, для кинематографа он написал около двадцати сценариев, но, как видим, в жизнь воплотилась лишь половина из них. С чем это связано, трудно сказать. Возможно, просто не нашлось "нужных" режиссёров - как говорил про себя сам Клепиков, он не был "сторонником случайных связей", и картины по его сценариям ставили лучшие из лучших: Андрон Михалков-Кончаловский, Алексей Герман-старший, Лариса Шепитько, Динара Асанова... Впрочем, для Германа и Асановой сценарии Клепикова стали первыми и, наверное, самыми важными шагами в кинорежиссуре. И те фильмы, что были сняты ими и другими, работавшими с Клепиковым, режиссёрами, практически все вошли в золотой фонд отечественного кино. Хотя, опять же, практически у всех его оригинальных сценариев (то есть, написанных не по художественным произведениям) была сложная судьба, и ни один из них не был принят с первого раза чиновниками от Госкино. Сам он в своей статье "Свобода в клетке" написал:

В течение двадцати лет ни один из моих сценариев (я говорю об оригинальных) не принимался в Госкино с первого захода. Каждый останавливался на год, на два и даже на три. И не потому, что в них было что-то дерзкое, вызывающее. Свобода моего выбора инстинктивно располагалась в рамках дозволенного. Но оказалось, что даже к границам этих рамок приближаться нельзя.

Но обо всём по порядку.

Юрий Клепиков.Фото - кадр из документального фильма "Причины для жизни. Юрий Клепиков"
Юрий Клепиков.Фото - кадр из документального фильма "Причины для жизни. Юрий Клепиков"

Юрий Клепиков родился в августе 1935 года в Челябинске. Своего отца мальчик не помнил - родители разошлись, когда он был совсем маленьким. Его мама, Ася Разливина (позже её именем он назовёт героиню своего самого первого сценария), влюбилась в молодого поэта по имени Коля, но стихами его увлекалась недолго. И через несколько месяцев после рождения ребёнка с поэтом рассталась. А когда Юре было пять лет, Ася с сыном уехала на Чёрное море, в солнечную Абхазию - она завербовалась на строительство железной дороги в Гаграх. В сорок первом, с началом войны, они попытались уехать в Ростов, но по пути попали под бомбёжку, потеряли весь свой багаж - осталась лишь швейная машинка - и вернулись в Гагры. Чтобы снова попытаться убежать от войны - на этот раз попытка была удачной. Они смогли попасть в Баку, откуда на утлой барже перебрались через Каспийское море в Красноводск, а потом и в Ташкент. В Ташкенте они прожили несколько месяцев, но мать постоянно хотела отвезти сына на родину. И второй военной зимой круг замкнулся - они снова оказались Челябинске.

Вдоль по Питерской | Дзен

В школу Юра пошёл в восемь лет - просто мама хотела, чтобы он подольше оставался в детском саду, ведь там кормили и присматривали за ним. В первом классе он сидел за последней партой, и учёба, особенно счёт и письмо давались мальчику очень тяжело. Но это были ещё цветочки, ягодки начались, когда появились уравнения, химические формулы, исторические даты. Клепиков вспоминал:

Не все лица я помню так отчетливо, как лицо и весь облик нашей математички. Высокая, с гневным лицом, с сильными ногами лошади, с привычкой щипать кофту на груди. Её холодные, презрительные глаза устремлены на заморыша, угнетённого страхом, отчаянием и бессилием, — на меня. Когда я не справился с какой-то вшивой задачкой, она театрально процедила: даже слепоглухонемой решил бы эту ерунду. Объём ненависти был так огромен, будто я оскорбил всю математику. Моя реакция тоже была решительная. Я навсегда капитулировал перед этим предметом. Я либо сдирал у товарищей, либо получал двойки. Это продолжалось годы, терзая и унижая меня. И в другой школе, у другого, ни в чем не повинного учителя. Позже мой школьный аттестат украсила связка баранок — куча троек по всяким математическим дисциплинам. Но это уже была капитуляция учителей перед моим упорством.

Но в девятом классе он вдруг обнаружил в себе талант сочинительства - в качестве сочинения на вольную тему он написал ни много ни мало - продолжение пушкинского "Дубровского", озаглавив его "Сосновский". Учительнице оно так понравилось, что, простив грамматические ошибки, она даже пригласила его на семейный ужин. Правда, Клепиков так и не сознался ей, что сама идея была не его - синопсис под большим секретом давным-давно рассказал Юре сосед по коммуналке.

Вряд ли юный Юра Клепиков мечтал стать киносценаристом. Но в кино он любил ходить. Неподалёку от дома, в котором он жил - на улице Кирова - находился кинотеатр имени 25-летия Октября. Клепиков пересмотрел в нём, и не по одному разу, множество трофейных фильмов - от "Сестры его дворецкого" и "Джорджа из Динки-джаза" до "Девушки моей мечты" и, разумеется" "Большого вальса". И все эти картины были выучены им наизусть.

Кинотеатр имени 25-летия Октября, 1956 год. Фото vk.com
Кинотеатр имени 25-летия Октября, 1956 год. Фото vk.com

Когда Юре исполнилось пятнадцать, он оказался на Колыме. Его мать заключила контракт с Дальстроем, и они через Находку добрались до Магадана. О причинах отъезда из Челябинска Клепиков рассказал в своей книге воспоминаний "Записки бывшего мальчика":

Мать работала начальником планового отдела Управления лагерей для военнопленных. В лагерях работали тысячи людей. Шили одежду, обувь, писали картины, изготавливали мебель, строили дома. Многочисленные начальники, пользуясь своим положением, присваивали или покупали за копейки ценности, произведённые в лагерях, сбывали через комиссионки, наживались. Мать обнаружила дикие растраты... Злоупотребления росли. Не состоя в партии, хотела обратиться в обком. Сестра Шура отсоветовала, мол, на тебя всё и свалят. Подыскивала работу, натыкалась на отказ. Не помогали и давние связи, знакомства. Петля сжималась. Мать настояла на увольнении и решила бежать туда, куда боялась быть привезённой насильно, — на Колыму. Это был остроумный ход, в правильности которого мать убедилась через много лет. Бывший сослуживец, безграмотный экономист, встретив мать в Алом парке, сказал ей, что отъезд спас её от крупных неприятностей — посадить своего работника им ничего не стоило.

Отсюда Клепиков после получения аттестата о среднем образовании уехал в Москву, где поступил на факультет журналистики МГУ, который благополучно окончил в 1960 году. Но журналистом он, если и был, то очень недолго - уже через четыре года он стал выпускником московских Высших курсов сценаристов и режиссёров (ВКСР), где учился у Евгения Габриловича - знаменитого драматурга и сценариста, автора сценариев популярных тогда фильмов "Два бойца" (1943, режиссёр Леонид Луков), "Коммунист" (1957, режиссёр Юрий Райзман) и других.

Евгений Габрилович. Фото /jewishru.com
Евгений Габрилович. Фото /jewishru.com

Правда, диплом об окончании этих курсов он получил лишь через два года, когда на экраны вышла картина "Асино счастье". Сценарий под названием "Год спокойного солнца" и был дипломной работой Клепикова. Он сразу же, в год выпуска из ВКСР, предложил его Андрею Кончаловскому (тогда тот предпочитал имя Андрон и двойную фамилию - Михалков-Кончаловский), но режиссёр как раз в 1964-м собирался снимать свой дебютный полнометражный фильм - "Первый учитель" - по книге и сценарию Чингиза Айтматова. Отложить экранизацию повести лауреата Ленинской премии было немыслимо и хотя сценарий, написанный Клепиковым, Кончаловскому очень понравился, он предложил сценаристу вернуться к сотрудничеству позже. Кончаловский вспоминал:

Родилась эта картина так. Ещё когда я готовился снимать "Первого учителя", ко мне пришёл Юра Клепиков, учившийся на Высших сценарных курсах.
— Андрон! — сказал он. — Я хотел бы, чтобы ты поставил этот сценарий.
Назывался сценарий "Год спокойного солнца".
— А с чего ты решил, что я хорошо его поставлю? Я ж еще ничего не снял!
"Мальчик и голубь" был как бы не в счёт.
— Не знаю. Я прочитал "Андрея Рублёва" и решил, что это тебе будет интересно.
Я прочитал сценарий, сказал:
— Хорошо. Готов ставить. Но я ещё не начал "Первого учителя". Тебе придётся долго ждать.
— Сколько?
— Года два, наверное.
— Хорошо, буду ждать.
Андрей Кончаловский. Фото konchalovsky.ru
Андрей Кончаловский. Фото konchalovsky.ru

Клепиков так рассказывал о сюжете этого фильма:

Сюжетом этой картины стала любовная история, которая, как всякий рассказ о любви, находит индивидуальное, глубо­кое личное выражение. Это надо понимать буквально, так как в фильме сделана попытка рассказать о любви, не только с помощью художественного вымысла, но и документально - че­рез прямые исповеди о своей любви самих исполнителей... Документализм этого художественного фильма выражает новую трудовую, нравственную и моральную атмосферу, установившуюся в деревне в последние годы

Кстати, изначально киношедевр Андрона Михалкова-Кончаловского назывался "История Аси-хромоножки, которая любила одного, да не вы­шла замуж, потому что гордая была". Но такое название, разумеется, киношное начальство просто не могло допустить. Впрочем, смена названия и масса правок, внесённых по настоянию того самого начальства, ситуацию не сильно спасли - вскоре фильм был сочтён провальным и отправлен на полку. И в авторском, режиссёрском, варианте зрители смогли его увидеть лишь через двадцать лет, уже во времена перестройки. И уже тогда он из "провального" стал считаться гениальным - в 1989 году Кончаловский получил за него национальную кинематографическую премию "Ника" за лучшую режиссуру, а Юрий Клепиков - за лучшую сценарную работу. А годом спустя Кончаловский, Клепиков, а также оператор Георгий Рерберг, художник-постановщик Михаил Ромадин и исполнительница главной роли Ия Саввина были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Интересно, что Ия Саввина была одной из тройки профессиональных актёров, занятых в этой картине (ещё в "Истории Аси Клячиной..." сыграла Любовь Соколова и Александр Сурин, больше всё же известный как режиссёр), а во всех остальных ролях снимались жители села Кадницы Горьковской области, в котором эти съёмки и проходили. Сама же Ия Сергеевна считала роль Аси одной из лучших в своей кинокарьере.

Кадр из фильма "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" (1966). Ася Клячина - Ия Саввина, Саша Чиркунов - Геннадий Егорычев
Кадр из фильма "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" (1966). Ася Клячина - Ия Саввина, Саша Чиркунов - Геннадий Егорычев

В 1994 году Кончаловский снял продолжение "Истории Аси Клячиной..." - фильм-притчу "Курочка Ряба". Эта картина даже стала участником основного конкурсного показа Каннского фестиваля. Режиссёр, когда задумал снимать этот фильм, сразу же пригласил Клепикова. Тот, набросав сценарный план на нескольких листочках, приехал к Кончаловскому, но когда узнал, каким видит этот фильм режиссёр - Ася должна была стать алкоголичкой, нашедшей в деревенском туалете яйцо Фаберже - собрал свои листочки в карман пиджака и сказал, что его Ася не такая, и пусть Кончаловский снимает без его участия. К слову, Ия Саввина также отказалась играть в этом продолжении, и роль Аси исполнила Инна Чурикова. Сам Клепиков об этом рассказывал:

Он дал мне достаточно много времени, я с увлечением за это взялся и придумал поэпизодный план на трёх страничках. Приезжаю к нему в Москву, план у меня в кармане. Двадцать пять эпизодов, сложенных в некоторой последовательности. С учётом того, о чём мы предварительно поговорили. Речь сразу шла о том, что Ася — алкоголичка. Но у меня она была по-прежнему святой. Я говорю: "Старик, я привёз план". — "Очень хорошо, очень хорошо. Но ты рано приехал. Я обязательно должен пробежать свои километры. Вот кофеварка, располагайся". И убежал. Я выпил свой кофе, он возвращается, и я вижу, что он находится в состоянии необыкновенной одухотворённости. Страшно красивый, неотразимый. Говорит: "Я придумал наш фильм". — "А что такое?" — спрашиваю. Вроде бы придуманный фильм у меня в кармане лежит. "Дело в том, — говорит, — что к ней в руки попадает яйцо Фаберже". И начинает рассказывать мне будущую "Курочку". "Когда ты это придумал?" — "Вот сейчас, пока бегал. Мы здесь накреним историю совсем в другую жанровую сторону, пятое-десятое…" Я говорю: "Старик, я подумаю над твоим предложением". Уезжаю к себе в деревню и оттуда пишу: "Ты придумал жанровую историю. Я не согласен с тем, во что ты превращаешь Асю. Потому что это уже не просто пьющая женщина, а неприятно спившаяся. Я не хочу, чтоб она была такой. До свидания".
Вдоль по Питерской | Дзен

В 1967 году на экраны вышла историческая драма "Седьмой спутник", снятая Алексеем Германом и Григорием Ароновым на киностудии "Ленфильм". Для Германа экранизация повести Бориса Лавренёва была дебютом в качестве главного режиссёра. Фильм очень правдиво показывающий Гражданскую войну, в том числе и зверства красноармейцев и чекистов, неожиданно очень понравился тогдашнему первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Василию Толстикову, и тот смог настоять на его прокате. Впрочем, показывали его в кинотеатрах лишь несколько недель, а потом картину тихо убрали на ту самую полку, где он и пролежал в безвестности около двадцати лет.

Ну, а для Юрия Николаевича эта картина стала дебютной работой на "Ленфильме". И с тех пор он этой киностудии старался н изменять - почти все фильмы по его сценариям сняты здесь.

Кадр из фильма "Седьмой спутник" (1967). Кухтин, комендант - Александр Анисимов, Евгений Павлович Адамов, военспец - Андрей Попов
Кадр из фильма "Седьмой спутник" (1967). Кухтин, комендант - Александр Анисимов, Евгений Павлович Адамов, военспец - Андрей Попов

Оставшись в качестве сценариста на "Ленфильме", Клепиков решил получить ещё и режиссёрское образование. И окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров при этой киностудии, где его наставником стал знаменитый Григорий Козинцев - постановщик трилогии о Максиме ("Юность Максима" (1934), "Возвращение Максима" (1937), "Выборгская сторона" (1938)) , "Дон Кихота" (1957), "Гамлета" (1964).

Григорий Козинцев. Фото lenfilm.ru
Григорий Козинцев. Фото lenfilm.ru

Правда в качестве режиссёра, возможно, и к счастью для кинозрителей, Клепиков после окончания этих курсов не снял ни одного фильма, но зато свои сценарии писал, чётко держа в голове именно их режиссёрское воплощение на экране. А о своей несостоявшейся режиссёрской карьере он рассказал в одном из интервью:

Мне тоже хотелось снять одну картину, я к ней готовился, много времени на это ушло… Теперь это называют "проектом". Так мне хотелось это сделать… Когда я приехал со своим сценарием в Госкино, меня там просто распяли. Я никогда не ездил туда на сдачу своих фильмов и только по рассказам режиссёров знал, как всё происходит. А тут впервые приехал в режиссёрском качестве… Я вспылил, хлопнул дверью с такой силой, что чуть её не сломал, и тем самым навсегда захлопнул дверь перед своим режиссёрским носом. Чтобы я так, как мои друзья, терпеливо, в постоянно полууниженном состоянии — зачем? На хрен мне всё это нужно? Я сказал себе, что этого в моей жизни не будет.
Вдоль по Питерской | Дзен

Следующим фильмом, снятом по сценарию Юрия Клепикова, стала мелодрама Виталия Мельникова "Мама вышла замуж" (1969). Этой картиной он начал своеобразный цикл о подростках - всего на эту тему в фильмографии сценариста шесть картин, то есть, больше половины из всего снятого по его сценариям. Сам он так объяснял свою приверженность к кино о детях:

На переломе 60-70-х годов жёсткость редакторского контроля усилилась. Я стал искать отдушину в области детской тематики. Это была попытка отсидеться на тихом берегу романтики и лиризма.

Очень неожиданная роль была в фильме "Мама вышла замуж" у Олега Ефремова. Сам актёр считал её своей лучшей из всего, что он сыграл. А ведь Ефремов принимал участие в без малого сотне фильмов. А Николай Бурляев, исполнитель главной роли - Бори Голубева - вспоминал:

Когда я читал сценарий, я не понял всего того, что потом дал этот фильм людям. Я думал: "Ну кому это нужно?" Мама - маляр, папа - бульдозерист, мальчик какой-то ершистый. Но так как у меня тогда была полоса жизненная не очень радостная, то я: "Да ладно, сделаем". Я был тогда, в то время, в тот год, в очень неспокойном, чисто человеческом состоянии, что-то у меня рушилось в жизни и потому мне были близки эта тоска и одиночество этого отрока. И это всё получилось, всё совпало.

Но и у этой картины была довольно нелёгкая судьба. Уже после выхода её на экраны она была запрещена. Ирина Мельникова, дочь режиссёра вспоминала:

Я отлично помню историю, как запретили картину "Мама вышла замуж". Я помню, потому что это было такое вот разрушение моего личного детского счастья. Мы где-то жили тогда под Киевом. И вдруг к нам приезжает отец. Он водил нас по Киеву, всё было очень необычно. И приходит телеграмма, содержание которой мне было не очень ясно. Но суть была в том, что "Мама вышла замуж" получила самую последнюю категорию, то есть, зритель её просто не увидит.
Кадр из фильма "Мама вышла замуж" (1969). Боря Голубев - Николай Бурляев, Виктор Степанович Леонов - Олег Ефремов
Кадр из фильма "Мама вышла замуж" (1969). Боря Голубев - Николай Бурляев, Виктор Степанович Леонов - Олег Ефремов

А после выхода фильма Мельникова киноманы Советского Союза смогли увидеть, как же выглядит этот самый Клепиков - его пригласил Глеб Панфилов сняться в своём фильме "Начало". В нём Юрий Клепиков фактически сыграл самого Панфилова - режиссёра, снимающего так и не осуществлённую мечту Панфилова - фильм о Жанне д'Арк.

Глеб Панфилов. Фото seance.ru
Глеб Панфилов. Фото seance.ru

Фильм "Начало" стал актёрским дебютом Клепикова, а его герой - главный режиссёр фильма о Жанне д'Арк Фёдор Игнатьев - запомнился всем зрителям. Да и сложно было, как сказали бы сейчас, "развидеть" сцену, в которой Игнатьев кричит: "Дайте пилу! Какая больше мешает, левая или правая?", собираясь актрисе Паше. Строгановой, которую играла Инна Чурикова, отрезать эту самую, мешающую ей руку.

Кадр из фильма "Начало" (1970). Фёдор Игнатьев, главный режиссёр - Юрий Клепиков
Кадр из фильма "Начало" (1970). Фёдор Игнатьев, главный режиссёр - Юрий Клепиков

Клепиков в роли режиссёра был абсолютно правдив и органичен. Потом, к слову, Клепиков сыграл ещё в паре фильмов, но об этом чуть ниже.

Кадр из фильма "Начало" (1970). Паша Строганова - Инна Чурикова, Виталий Одиноков, второй режиссёр - Геннадий Беглов, Фёдор Игнатьев, главный режиссёр - Юрий Клепиков
Кадр из фильма "Начало" (1970). Паша Строганова - Инна Чурикова, Виталий Одиноков, второй режиссёр - Геннадий Беглов, Фёдор Игнатьев, главный режиссёр - Юрий Клепиков

Психологическая драма "О любви", вышедшая на киноэкраны Советского Союза в 1971 году, хотя и снималась киностудией имени Горького, но все съёмки проходили в Ленинграде - в Эрмитаже, Екатерининском дворце в Царском Селе, на улицах Северной столицы. Интересный факт - картина была отправлена на фестиваль советских фильмов в Сирии, посвященный 50-летию образования СССР. А сценарий Клепиков писал практически по истории из жизни, у главной героини был реальный прототип - скульптор-реставратор Лилия Швецкая, пришедшая работать в Екатерининский дворец после восстановления Петергофа.

Кадр из фильма "О любви" (1970). Галина, реставратор в Царскосельском дворце - Виктория Фёдорова, Митя Велихов, инженер - Сергей Дрейден
Кадр из фильма "О любви" (1970). Галина, реставратор в Царскосельском дворце - Виктория Фёдорова, Митя Велихов, инженер - Сергей Дрейден

Следующий фильм по сценарию Клепикова, историческую драму "Даурия" (1971) - экранизацию одноимённого романа сибирского писателя Константина Седых - в год премьеры посмотрело почти пятьдесят миллионов зрителей. Больше собрали тогда лишь мелодрама Николая Москаленко "Русское поле" и военная драма Станислава Ростоцкого "А зори здесь тихие..." "Даурия" получила премию Ленинградского комсомола, часто демонстрировалась по телевидению. Интересно, что когда картину продавали в зарубежный прокат, из неё вырезали несколько сцен пьяных гулянок казаков - не хотело наше киношное начальство так показывать русский, пусть и дореволюционный, быт европейскому зрителю...

Кадр из фильма "Даурия" (1971). Тимофей Косых - Игорь Ефимов, Епифан Козулин - Фёдор Одиноков, Елисей Петрович Каргин, атаман - Ефим Копелян
Кадр из фильма "Даурия" (1971). Тимофей Косых - Игорь Ефимов, Епифан Козулин - Фёдор Одиноков, Елисей Петрович Каргин, атаман - Ефим Копелян

Со съёмками очередного фильма по сценарию Юрия Клепикова произошла чуть ли ни детективная история. Изначально Клепиков предложил свой сценарий Сергею Соловьёву, с которым был дружен. Соловьёв к тому времени снял несколько фильмов, в том числе "Егор Булычов и другие" и "Станционный смотритель" и, так совпало, собирался снимать фильм о подростках. Сценарий "Не болит голова у дятла", предложенный ему Клепиковым, Соловьёву очень понравился, но его, Соловьёва, почему-то "Ленфильм" в итоге не утвердил. Фильм было предложено снимать Семёну Арановичу, но когда Клепиков встретился с будущим режиссёром, то понял, что тот к сценарию относится не очень серьёзно, между прочим, не живёт им. И Юрий Клепиков отказался с ним сотрудничать:

...я почувствовал, что он не испытывает к моему сценарию интереса. И что, скорее всего, для него это очередная работа, которую ему объединение предлагает, и он её как-нибудь выполнит. Тогда я поступил резко. Я сказал: "Старик, я не вижу, чтобы ты возбудился. Это не твой сценарий". — "Почему ты решил? С чего?" — "Мне так кажется. И поэтому давай расстанемся". Я пришёл в объединение и заявил: "С этим режиссёром работать не буду. Отдавайте кому хотите, но не ему". — "Что такое? Ты ломаешь все наши планы!" В общем, вышел скандал. Но я был твёрд: тут нужна ручная работа, выполненная бережно, старательно, с желанием этим заниматься.

Положение спас всё тот же Соловьёв. Он предложил показать сценарий своей однокурснице по ВГИКу Динаре Асановой. До этого момента Асанова, несколько лет назад окончившая ВГИК, не сделала ни одного фильма. И страдала от простоя. Она, прочитав сценарий, с радостью согласилась. Вообще, она очень хотела снять фильм о детях. Ее любимой фразой тогда была:

Разговаривать надо о детях, снимать надо о детях.
Динара Асанова. Фото imdb.com
Динара Асанова. Фото imdb.com

Сотрудничество Клепикова с Асановой поначалу было довольно шероховатым. Опытный Клепиков, имевший в своём творческом арсенале, работы с Кончаловским, Мельниковым и Германом, намеревался взять Асанову под свой полный контроль и пытался командовать. Она молча его игнорировала, что, разумеется, Клепикова раздражало. Этот скрытый конфликт завершился тем, что сценарист совсем отстранился от работы и уехал за город на все лето. А вернувшись, обнаружил, что отснятый материал сильно отличается от его сценария. Асанова была сторонником импровизации и практически не использовала сценарный текст. Актёрам она рассказывала о действии, но не давала читать сценарий, чтобы они говорили собственные слова. Клепиков разозлился, но посмотрев отснятый материал, вдруг понял, что он ему нравится, ведь общий смысл Асанова не изменяла, изменяя лишь некоторые сцены. Но судьба фильма была незавидной. Несмотря на то что, на Втором Ленинградском смотре творческой молодёжи Асанова за него получила диплом и стала лауреатом, фильм получил третью категорию, зрители его практически не заметили. После этого Асанова и Клепиков решили больше не сотрудничать.

Кадр из фильма "Не болит голова у дятла" (1974). Ира Фёдорова - Елена Цыплакова, Сева Мухин - Александр Жезляев, Татьяна Петровна - Екатерина Васильева
Кадр из фильма "Не болит голова у дятла" (1974). Ира Фёдорова - Елена Цыплакова, Сева Мухин - Александр Жезляев, Татьяна Петровна - Екатерина Васильева

Через год на экраны Советского Союза (и на международные кинофестивали) вышла военная драма "Восхождение" (1977), поставленная Ларисой Шепитько. Сценарий по повести Василя Быкова "Сотников" написал Юрий Клепиков, и эта картина, повествующая о двух белорусских партизанах, получила несколько призов на Берлинском кинофестивале и стала первой советской картиной, получившей главный приз - "Золотого медведя" - на фестивале в Западном Берлине. А сама Шепитько в 1979 году была удостоена за него Государственной премии СССР - как часто бывало в нашем отечестве, посмертно. Интересно, что Клепиков в тот момент, когда Шепитько попросила его написать сценарий этого фильма, был уже занят работой над другим сценарием, но не смог устоять, по его словам, "перед энергией тайфуна, имя которому Лариса". Фильм в итоге был снят, но чуть было не отправился на полку. И лишь вмешательство первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова - бывшего во время Великой Отечественной войны партизаном - сказавшего после просмотра о Ларисе Шепитько: "Откуда эта девочка, которая, конечно же, ничего такого не пережила, знает обо всём этом, как она могла так рассказать?" позволило принять картину без единой правки.

Кадр из фильма "Восхождение" (1976). Борис Андреевич Сотников - Борис Плотников, Николай Рыбак - Владимир Гостюхин
Кадр из фильма "Восхождение" (1976). Борис Андреевич Сотников - Борис Плотников, Николай Рыбак - Владимир Гостюхин

В 1978 году по сценарию Юрия Клепикова была снята военная драма "Летняя поездка к морю". Фильм снимал Семён Аранович - тот самый, с которым Клепиков не захотел сотрудничать несколькими годами ранее. К этому моменту режиссёр и сценарист подружились - позже, уже после смерти Арановича, в 2002 году, Клепиков даже написал сценарий к документальному фильму "Семен Аранович. Последний кадр". Про картину "Летняя поездка к морю" Клепиков рассказывал:

Этот фильм — не выдумка. Это подлинная история архангельских школьников, случившаяся летом в 1942 году. Я люблю этот фильм. Да, суровый, неврастеничный, завшивленный. Я прижимаю его к сердцу. Он — моя память о войне.

Но и этот фильм советские чинуши смогли искалечить, потребовав снимать его в цвете, тогда как Клепиков видел его только чёрно-белым. К тому же было внесено множество правок и навязан совсем не тот финал, который прописывал сценарист. В конечном итоге, фильм получил низшую, третью, категорию, а потом его прокат и вовсе заблокировали.

Кадр из фильма "Летняя поездка к морю" (1978). Михаил Петрович Шестаков, бригадир - Николай Скоробогатов
Кадр из фильма "Летняя поездка к морю" (1978). Михаил Петрович Шестаков, бригадир - Николай Скоробогатов

Кстати, в том же, 1978 году, Клепиков снова сам снялся в кино - на этот раз он сыграл главную роль в телефильме "Дом строится", поставленном режиссёрами Петом Мостовым и Павлом Коганом - для них обоих это был первый из всего двух не документальных фильмов, которые они сняли.

Кадр из фильма "Дом строится" (1978). Николай Васильевич Сорокин - Юрий Клепиков, Анатолий Борисович Беляев, сотрудник архитектурной мастерской - Алексей Рессер
Кадр из фильма "Дом строится" (1978). Николай Васильевич Сорокин - Юрий Клепиков, Анатолий Борисович Беляев, сотрудник архитектурной мастерской - Алексей Рессер

Ну, и чтоб завершить тему Клепикова-актёра скажу, что в 2002 году Глеб Панфилов предложил сняться ему в исторической драме "Романовы. Венценосная семья" в роли генерала Лавра Корнилова, объявляющего в Царском Селе императрице Александре Фёдоровне об аресте царской семьи. Хотя в энциклопедиях можно найти упоминание, что Клепиков ещё снялся в совместном германско-израильско-российско-французском проекте "Голем: Окаменевший сад" (1993), но я не смог найти в интернете этого фильма, так что никак не могу подтвердить этот факт.

Кадр из фильма "Романовы. Венценосная семья" (2000). Генерал Лавр Георгиевич Корнилов - Юрий Клепиков
Кадр из фильма "Романовы. Венценосная семья" (2000). Генерал Лавр Георгиевич Корнилов - Юрий Клепиков

Кстати, после "Венценосной семьи" Глеб Панфилов предлагал Клепикову сняться в роли политзаключённого инженера Александра Бобынина в сериале по роману Солженицына "В круге первом". Клепиков отказался и ни разу об этом не пожалел:

Как хорошо, что я тогда отказался. Андрей блистательно сыграл, блистательно!
Кадр из фильма "В круге первом" (2005). Бобынин - Андрей Смирнов
Кадр из фильма "В круге первом" (2005). Бобынин - Андрей Смирнов

Но, разумеется, актёрская стезя Клепикова - это сильно боковая ветвь его кинематографической биографии. Поэтому вернёмся к Клепикову-сценаристу.

Собственно, осталось рассказать лишь о двух художественный фильмах, снятых по его сценариям. В 1983 году на экраны страны вышла драма "Пацаны". И произвела эффект разорвавшейся бомбы. Ну, не принято было в советском кинематографе столь откровенно, практически с документальной точностью, показывать жизнь "трудных" подростков. Или, во всяком случае, делать их героями художественного кино. Сценарий, написанный Юрием Клепиковым, был основан на реальной истории - в Ленинградской области с середины шестидесятых годов действительно существовал спортивно-трудовой лагерь "Прометей", руководитель которого, Сергей Алексеев, стал прообразом Павла Васильевича Антонова. Клепиков побывал в этом лагере, пообщался с мальчишками, потом они вместе с Асановой ездили на заседания судов, разговаривали с юристами, социологами.

Динара и в этот раз снимала, порой сильно отступая от сценария. Своему методу импровизации она не стала изменять - все знали её любимую поговорку: "Сценарий умирает - рождается кино". Но в этот раз Клепиков относился к правке своего сценария режиссёром вполне лояльно и даже считал, что "новшества, введённые режиссёром, не только не разрушили сценарный замысел, но напротив - укрепили его, сделали глубже и драматичней".

Кадр из фильма "Пацаны" (1983). Павел Васильевич Антонов, начальник летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков - Валерий Приёмыхов, Маргарита Киреева (Марго), сестра Вовки - Ольга Машная
Кадр из фильма "Пацаны" (1983). Павел Васильевич Антонов, начальник летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков - Валерий Приёмыхов, Маргарита Киреева (Марго), сестра Вовки - Ольга Машная

Фильм был отмечен множеством наград, включая довольно редкую премию имени Феликса Дзержинского Асановой и Клепикову, занял второе место в списке лучших фильмов 1983 года по мнению читателей журнала "Советский экран" (уступив лишь "Вокзалу для двоих" Эльдара Рязанова), его посмотрели двадцать пять миллионов зрителей. И это при том, что, как писал Клепиков в уже упоминавшейся мною статье "Свобода в клетке":

"Пацаны" – изуродован многочисленными поправками по ткани фильма и вставкой эпизода с телевизионным журналистом, дидактическим и внехудожественным, удлинившим картину на десять минут и разрушившим её ритм.

Кстати, из-за того, что Асанова по настоянию чиновников из Госкино вставила упоминаемый Клепиковым эпизод, он даже серьёзно поссорился с режиссёром. Асанова ему ответила:

Юрий Николаевич — это очень сложный для меня фильм, он мне большой кровью дался, я не готова, чтоб он лёг на полку, я пойду на эти уступки.

Исполнительница роли Марго - сестры главного героя - Ольга Машная рассказывала о съёмках:

И брыкались, и напивались мальчишки в картине, и убегали, и подводили. Это был очень непростой народ, но Динара их любила, и они это знали. Детей ведь не проведёшь, они же чувствуют как звери. Любят тебя, не любят тебя - это формальность или не формальность. В этом возрасте очень важна именно не формальность. И она всегда помогала.

К слову, вскоре после работы в этой картине Валерий Приёмыхов женился на Машной, правда, через несколько лет семья распалась...

К слову, цитата, которую я вынес в заголовок этого материала, - как раз из фильма "Пацаны". Эту фразу произносит герой Валерия Приёмыхова, обращаясь к своему заместителю Олегу Павловичу. Речь идёт о воспитании "трудных" подростков, но, наверное, можно сказать так и о самом Юрии Клепикове, его отношении к кинозрителям. Он нас не учил, он любил.

Свой последний сценарий - "Незнакомка" - Юрий Клепиков писал, уже совершенно точно зная, что снимать фильм по нему будет Асанова. И они вместе с Динарой Кулдашевной даже занимались кастингом. Эта картина была своеобразным ответом фильму "Чучело" Ролана Быкова, вышедшего на экраны в 1984 году. Своеобразное "Анти-Чучело" - в нём так же, как и в "Чучеле", в классе появляется новенькая, но в отличие от Лены Бессольцевой, над которой новые одноклассники смеются, презирают её и называют "Чучелом", героиня "Незнакомки" пытается влиться в компанию "золотой молодёжи" и придумывает себе, как ей кажется, подходящую биографию, практически предавая свою мать.

Асанова успела снять несколько кинопроб, на главную роль выбрали ленинградскую школьницу Полину Федосову, а её мать должна была сыграть Екатерина Васильева. Съёмки начались в январе 1985 года, Асанова спешила снять зимнюю натуру, но зима в окрестностях Ленинграда была тёплой, и съёмочная группа отправилась в Мурманск. Но четвёртого апреля Динара Асанова скоропостижно скончалась в гостинице Мурманска.

Съёмки картины были прекращены, но через некоторое время кому-то в Госкино пришла мысль это кино реанимировать. Там спросили у Клепикова, кого бы он хотел видеть в качестве режиссёра. Тот назвал Валерия Огородникова, с которым недавно познакомился, и чьи короткометражки ему очень понравились. Но в итоге ничего из этой затеи не получилось:

Опять, как когда-то с Арановичем, вижу: не хочет. Жизнь принуждает, сам понимает, что в этом есть смысл, но внутренне — не хочет. Он был вынужден снимать выбранных Динарой ребят. Конечно же, для режиссёра это неприемлемо.

И фильм был закрыт окончательно.

Но история на этом не закончилась. Через несколько лет - в 1987 году - вышел фильм режиссёра Вячеслава Сорокина "Соблазн", который он поставил по "Незнакомке". Картина была посвящена памяти Динары Асановой.

Начальный кадр фильма "Соблазн" (1987)
Начальный кадр фильма "Соблазн" (1987)

Кадр из фильма "Соблазн" (1987). Женя Родимцева - Алиса Зыкина
Кадр из фильма "Соблазн" (1987). Женя Родимцева - Алиса Зыкина

Смерть Асановой так потрясла Юрия Клепикова, что он решил больше не писать сценариев, да и вообще уйти из кино. Правда, он написал несколько сценариев документальных фильмов, но, разумеется, роль сценариста в документальном кино, как известно, достаточно условна.

Кадр из документального фильма "Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии" (1989)
Кадр из документального фильма "Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии" (1989)

После "Соблазна" Юрий Клепиков лишь однажды стал соавтором сценария художественного фильма (третьим) - вместе с Виктором Серовым и Светланой Демидовой он участвовал в работе над картиной "Двенадцатое лето", которую поставил режиссёр Павел Фаттахутдинов в 2009 году. Но участие Клепикова в написании сценария было достаточно символичным. Юрий Клепиков просто помогал своим бывшим студентам - в нулевые он, уйдя из практического кино, стал преподавать в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения.

Кадр из фильма "Двенадцатое лето" (2009). Мишка Каверзин - Иван Тушин
Кадр из фильма "Двенадцатое лето" (2009). Мишка Каверзин - Иван Тушин

Во второй половине восьмидесятых, уже после знаменитого Пятого съезда кинематографистов, фильмы, ранее лежавшие на полке, стали вдруг очень популярными. Яркий, но далеко не единственный пример - "История Аси Клячиной..." Фильмам, ранее практически нигде не показываемым, резко повысили категории, они стали демонстрироваться в крупнейших кинотеатрах и на телевидении. Но Клепиков не захотел возвращаться к активной работе в кинематографе. Однажды он был в гостях у своего друга, учёного-физика Михаила Петрова, купившего себе небольшую избёнку в глухой деревне на Псковщине. И как-то Петров показал Клепикову дом на соседней улице, который вроде бы собрался покупать их общий друг, писатель Яков Гордин, но в последний момент раздумал. И тогда Клепиков решил этот дом приобрести. Хозяин заломил несусветную цену - если Петрову дом достался за пятьсот рублей, то с Клепикова запросили тридцать тысяч. Но у того эти деньги были, ведь в прокате и на телевидении стало демонстрироваться множество картин, автором которых он был. С соответствующими выплатами автору. И Юрий Клепиков стал обладателем домика в деревне. А через несколько месяцев накопления советских граждан превратились в пыль.

Юрий Клепиков на фоне своего дома. Кадр из документального фильма "Причины для жизни. Юрий Клепиков"
Юрий Клепиков на фоне своего дома. Кадр из документального фильма "Причины для жизни. Юрий Клепиков"

В этом доме в деревне Маслово Звонской волости Опочецкого района Псковской области Клепиков со своей женой Лилей Викторовной жил с апреля по октябрь, лишь иногда уезжая по делам в Петербург. Впрочем, часто ездить в Северную столицу было бы сложно, ведь до неё от деревни почти четыреста пятьдесят километров и даже до Пскова почти сто пятьдесят. Впрочем, к самому Клепикову гости приезжали довольно часто. Да и вообще, в деревне постепенно образовалась целая диаспора питерской интеллигенции, и хотя местных жителей здесь было лишь около десятка человек, в праздник проводов лета, который организовывал и проводил ежегодно двадцать четвёртого августа Клепиков, принимала участие вся колония петербуржцев - порой до тридцати человек. Кстати, праздник этот так и назывался - Клепий.

Кладбища Санкт-Петербурга: гид-путеводитель

Юрий Николаевич полюбил эту деревню, этот дом:

Ищешь радости и приятности более очевидные, чем согнув спину корпеть за письменным столом. И я их находил: на рыбалке, в лесу, в каких-то заботах. Мне это нравится гораздо больше, чем сочинять и писать. С некоторых пор я утратил интерес к искусству кино. Я что-то перестал в нём понимать. Может быть меня в нём что-то раздражает. Очень может быть, что большую роль тут сыграло то, что нет в живых тех людей, тех режиссёров, с которыми мне всегда было интересно и приятно работать.
Юрий Клепиков. Кадр из документального фильма "Причины для жизни. Юрий Клепиков"
Юрий Клепиков. Кадр из документального фильма "Причины для жизни. Юрий Клепиков"

В деревне Клепиков написал несколько книг. Они небольшие по объёму и очень легко читаются.

-28

Свою книгу воспоминаний он назвал "Записки бывшего мальчика". Кстати, она написана практически как готовый сценарий к фильму и, вполне возможно, дождётся своего режиссёра...

-29

Заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Николаевич Клепиков скончался 1 ноября 2021 года. Перед смертью он просил, чтобы на его могиле был памятник, похожий на тот, что установлен на могиле его друга, режиссёра Юрия Авербаха - гранитная плита. Это его просьба была выполнена, правда, лишь через несколько лет - у семьи Юрия Клепикова просто не было денег. Как выяснилось, такой памятник стоит около четырёхсот тысяч рублей. К счастью, помогло Санкт-Петербургское отделение Союза кинематографистов. Сначала питерские кинематографисты обратились к губернатору Петербурга Александру Беглову, и тот распорядился выделить триста тысяч рублей. Правда, от распоряжения губернатора, подписанного в ноябре 2022-го, до его реализации прошло два года, и стоимость памятника увеличилась к тому времени вдвое. Но недостающие полмиллиона были перечислены Союзом кинематографистов России по распоряжению его председателя Никиты Михалкова.

И в октябре 2024 года на могиле Юрия Клепикова появилась плита. Её автором стал известный петербургский архитектор Максим Атаянц. Он, к слову, работал безвозмездно. На памятнике есть и фамилия и имя жены Клепикова, а также год её рождения - Лили Викторовны Бозриковой. На момент фотосъёмки вдова Клепикова была жива, поэтому года смерти на плите под её именем нет. Выглядит, конечно, имя живого человека на могильной плите несколько пугающе, но такова была воля самой Лили Викторовны.

Могила Юрия Клепикова
Могила Юрия Клепикова
Как же сложилась моя судьба? Грустно – как у многих. Не могу утверждать, что реализовал себя. И все-таки есть ощущение, что творческая жизнь прошла в борьбе. Стало быть, имела позитивный смысл. Да, был законопослушным. Но не верноподданным.

Фильмография Юрия Клепикова

Автор сценария

  • 1966 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский)
  • 1967 — Седьмой спутник (совместно с Эдгаром Дубровским); (режиссёры Григорий Аронов, Алексей Герман)
  • 1969 — Мама вышла замуж (режиссёр Виталий Мельников)
  • 1970 — О любви (совместно с режиссёром Михаилом Богиным)
  • 1971 — Даурия (режиссёр Виктор Трегубович)
  • 1974 — Не болит голова у дятла (режиссёр Динара Асанова)
  • 1976 — Восхождение (режиссёр Лариса Шепитько)
  • 1978 — Летняя поездка к морю (режиссёр Семён Аранович)
  • 1983 — Пацаны (режиссёр Динара Асанова)
  • 1987 — Соблазн (режиссёр Вячеслав Сорокин)
  • 1989 — Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии (документальный) (режиссёр Семён Аранович)
  • 2002 — Кинорежиссёр. Профессия и судьба. Илья Авербах. Обратная точка (документальный) (режиссёр Андрей Кравчук)
  • 2002 — Кинорежиссёр. Профессия и судьба. Семён Аранович. Последний кадр (документальный) (режиссёр Андрей Кравчук)
  • 2008 — Двенадцатое лето (совместно с Виктором Серовым, Светланой Демидовой) (режиссёр Павел Фаттахутдинов)

Актёр

  • 1970 — Начало — Фёдор Васильевич Игнатьев, главный режиссёр фильма о Жанне д’Арк
  • 1978 — Дом строится (ТВ) — Николай Васильевич Сорокин (роль озвучил Сергей Шакуров)
  • 2000 — Романовы. Венценосная семья — генерал Корнилов

Если кто-то желает выразить благодарность автору канала "Вдоль по Питерской", то можно пройти по этой ссылке - ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА.

Кладбища Санкт-Петербурга: гид-путеводитель

Приглашаю всех на мой сайт. Пока его адрес выглядит так - vdolpopiterskoy.tilda.ws/ , но в будущем станет более симпатичным - vdolpopiterskoy.ru Дело в том, что с Дзеном последнее время творятся разные и не очень приятные для обычных авторов дела. Резко упали показы материалов, дочитывания, подписчиков автоматически отписывают от каналов. Соответственно, сократились до минимума выплаты. Да и те порой не выплачивают по несколько дней. Поэтому я решил создать собственный сайт с той же тематикой, что и этот канал. И называться он будет, как видите, так же - "Вдоль по Питерской". Пока он дублирует канал на Дзене, но у него уже есть явное преимущество для читателей - материалы в нём структурированы, легко найти нужную информацию. И, да, разумеется, этот сайт ещё в процессе создания, но я решил всё-таки поделиться этой информацией со своими читателями. Ну, хотя бы для того, чтобы получить обратную связь - возможно, вы мне подскажете какие-то идеи. А я их воплощу на своём сайте.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Вдоль по Питерской | Дзен

Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".

Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто.

Финансовую поддержку канала можно осуществить переводом любой суммы на эту карту:

2204 2401 3299 0229, Озон-банк.