Найти в Дзене
Рязанские ведомости

МИР ВЕЩЕЙ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

За дверью с надписью «Мемории» открываются мне удивительные вещи. Вера Семеновна Титова выдвигает ящики в многочисленных комодах с надписями и показывает сохранившиеся в идеальном состоянии паневы и рубахи, расшитые полотенца и сапожки на каблучках, украшения и головные уборы. Вот шелковое, необыкновенно легкое и почти прозрачное платье, привезенное Сергеем Есениным из-за границы для сестры. В соседнем ящике - слепящей белизны с вышитыми вручную оборками постельное белье из дома Лидии Кашиной. В шкафу – тот самый «старомодный ветхий шушун» из «Письма матери». Замираю, как только старший сотрудник научно-фондового отдела музея-заповедника С.А. Есенина открывает шкаф и берет в руки темный цилиндр. «… В нем удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле…», - само-собой всплывает в памяти. Вера Семеновна тянется за котелком поэта, и я отмечаю, с каким волнением, несмотря на долгие годы работы хранителем, прикасается она к каждому из своих «экспонатов». Здесь хранится 30 тысяч пре

За дверью с надписью «Мемории» открываются мне удивительные вещи. Вера Семеновна Титова выдвигает ящики в многочисленных комодах с надписями и показывает сохранившиеся в идеальном состоянии паневы и рубахи, расшитые полотенца и сапожки на каблучках, украшения и головные уборы.

Вот шелковое, необыкновенно легкое и почти прозрачное платье, привезенное Сергеем Есениным из-за границы для сестры. В соседнем ящике - слепящей белизны с вышитыми вручную оборками постельное белье из дома Лидии Кашиной. В шкафу – тот самый «старомодный ветхий шушун» из «Письма матери».

Замираю, как только старший сотрудник научно-фондового отдела музея-заповедника С.А. Есенина открывает шкаф и берет в руки темный цилиндр. «… В нем удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле…», - само-собой всплывает в памяти. Вера Семеновна тянется за котелком поэта, и я отмечаю, с каким волнением, несмотря на долгие годы работы хранителем, прикасается она к каждому из своих «экспонатов».

Здесь хранится 30 тысяч предметов, связанных с именем поэта. Создается впечатление, что Вера Семеновна все их держала в своих руках, маркировала, описывала, систематизировала, готовила к выставкам и экспозициям, а затем снова бережно «прятала» в фондовые закрома.

-3

А началось все в августе 1981-го. После окончания литфака и четырех лет преподавания в школе молодая девушка решила следовать за мечтой и отправилась в музей Есенина. Встретил ее директор Владимир Исаевич Астахов, который тогда ни о чем толком-то и не спросил молодую девушку: достаточно было рекомендации заведующей мемориальным отделом Зои Михайловны Дикун. Так Вера Титова стала младшим научным сотрудником мемориального отдела.

- Звучит, конечно, гордо – научный сотрудник, - смеется Вера Семеновна, - но чего мы только не делали на своих должностях. Отведешь экскурсионную группу, ополоснешься в реке, переоденешься и идешь кусты сажать.

1986 год. Возле дома родителей поэта
1986 год. Возле дома родителей поэта

В те годы коллектив был еще небольшим, рук постоянно не хватало. А восстановление усадьбы шло свои чередом. К 90-летию поэта разрабатывался проект по воссозданию парка Лидии Кашиной и сохранению мемориальных деревьев на территории государственного заповедника, шли реставрационные работы в усадьбе родителей. В том числе стоял вопрос с восстановлением соломенных крыш избушки-времянки и риги. А так как специалистов в Рязани не нашлось, осваивать редкую профессию реставратора пришлось и Вере Семеновне. С нуля она училась у местных крестьян крыть крыши соломой, вникая в тонкости, казалось бы, нехитрого дела. Солома была нужна непременно ржаная и ни в коем случае не из-под комбайна, так что жали серпом. Перевязав снопы специально свитыми жгутами, укладывали их крест-накрест для лучшей просушки. А прежде, чем уложить на крышу, еще и обмолачивали цепами, чтобы зерна, на которое падки мыши, не осталось.

- И плетни из хвороста плела, - вспоминает моя собеседница, а я пытаюсь прикинуть, сколько же сейчас десятков или даже сотен метров этой экологичной изгороди красуется в музее-заповеднике.

Позже Вера Семеновна работала и в экспозиционным отделе. Но ближе всего для нее стала работа в фондах.

- Это мое. Хранить, находить, систематизировать, - замечает она, пока мы путешествует по хранилищу.

-6

В 2015-м в музее был начат масштабный проект по изданию многотомного иллюстрированного каталога фондовых коллекций, чему предшествовала многолетняя работа по оцифровке музейных экспонатов, наполнению электронных баз данных и внесению сведений о предметах в Госкаталог Музейного фонда РФ. В этих томах с исчерпывающей полнотой представлены главные собрания музея-заповедника, в чем, несомненно, есть заслуга и моей собеседницы. Она является одним из составителей этого издания.

- Работа наша очень скрупулезная и требует большого внимания и терпения, порядочности и ответственности. Люди в эту профессию приходят надолго, - заключает Вера Семеновна, а с портрета Якушевского смотрит на меня Татьяна Федоровна Есенина.

В отделе «Живопись» довольно холодно по сравнению с теми плюс тридцатью, что царят на улице: самое современное помещение в фонде оборудовано металлическими раздвижными стеллажами, а влажность воздуха регулируется специальными датчиками. И все же я ловлю себя на том, насколько мне уютно и тепло. От удивительного взгляда с полотна, в котором соединились материнские любовь и печаль, предчувствие и надежда. От очередной встречи с увлеченным музейщиком. От ощущения, что трудами Веры Семеновны и всех, кто заботится о сохранении памяти о поэте, эта самая память будет жить. Благодаря хранителям музей будет полниться все новыми экспонатами, и все больше людей будут проникаться творчеством простого рязанского парня и великого русского поэта Сережи Есенина.

Екатерина Детушева

Фото автора и из архива В.С. Титовой

Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"!

Мы каждый день рассказываем о событиях, которые происходят в регионе, пишем о людях, которые меняют область к лучшему)

Присоединяйтесь к нашему каналу. Читайте материалы, пишите в комментариях отклики или ставьте лайки! Ваши поддержка и интерес очень важны!

Другие материалы автора:

#рязанские ведомости #рязань