Сапёр Дмитрий с позывным Князь – воин молодой, но очень опытный. Удостоен медалей «За отвагу» и «За боевые отличия». Он ученик Тёзки, о котором мы недавно писали («КГ. Спецвыпуск», № 20 (105), от 27 июня 2025).
На СВО боец с первых дней: его мобилизовали почти сразу же после срочной службы, во время которой он был наводчиком БМП. Затем уже прошёл путь от штурмовика до сапёра, и этот путь был тернистым. «Всякое было», – сдержанно отзывается о нём наш собеседник.
ПРИКАЗ НЕ ВЫПОЛНИЛ
Три года назад Князь заходил со своей штурмовой ротой на СВО через дружественную Беларусь. Эти осенние дни он помнит как сейчас.
– От нашего села до Киева по прямой было всего 40 км. Переброски все происходили неожиданно, чаще всего ночью. Не было беспокойства: я ведь уже был солдатом и понимал, что чем меньше вопросов и сомнений в голове, тем меньше лишнего мусора, да и страхов меньше, – говорит Дмитрий. – Родина сказала «надо» – мы поехали её защищать. Сейчас, как и тогда, я понимаю, что освобождаем мы мирное население – в основном своих, русских людей, которые родились в большой стране, а потом вдруг для новых властей стали чужими... Это большая беда на самом деле. Всё можно пережить – разруху, инфляцию… Но осознать, что ты стал чужим на своей родной земле, не дай Бог никому.
Князь был штурмовиком. Он с благодарностью вспоминает эти месяцы и говорит, что многому научился тогда, стал по-другому оценивать жизнь и смерть:
– На авдеевском направлении мы брали несколько сёл. Атаки захлёбывались, приходилось откатываться назад, но потом снова штурм... Местечко Орловка (ныне ДНР) я запомнил навсегда. В какой-то момент наша группа осознала, что идти вперёд – верная смерть. И мы... не смогли выполнять приказ, потому что выполнить его было невозможно. Несколько недель сидели на «яме». По сути говоря, это тюрьма, где сидят штрафные: все вперемешку, все со своими «косяками». Но неожиданно к нам приехал комбат «Славянки» Макс, а с ним и Тёзка. Они изучили наши личные дела, сказали, что мы не дуралеи, вроде толковые парни... Так я оказался в 1-й гвардейской Славянской бригаде. Жизнь началась совсем другая...
СПАСИБО, УЧИТЕЛЬ!
Таким образом, весь армейский путь Князя делится на до и после «Славянки». Он вновь попал на учебный полигон, где Тёзка лично отобрал группу учеников и начал досконально вкладывать в юные головы азы физики и химии, обучать искусству минирования и разминирования разнообразных устройств.
– Я хорошо запомнил слова учителя. Заминировать можно что угодно – от шариковой ручки до огромного здания, – объясняет он. – Но сами вы станете заниматься этим только тогда, когда научитесь чувствовать чужие устройства и сможете разминировать самоделки врага. Это самое сложное. Но теперь я умею это делать легко.
С замечательным учеником нас заочно познакомил Тёзка, рассказав, что есть у него способный паренёк, которого он любит как родного сына. Но сначала, по его словам, Князь был просто рекордсменом по выговорам. Например, он мог палкой дубасить по самодельной мине, без страха браться за любое устройство. «Но есть в нём настоящий мужской характер и жажда жизни великая», – говорит учитель о своём подопечном. – Я вижу, как относятся к нему парни. Они считают, что там, где прошёл Князь, мин нет, там чисто и можно работать без страха! Уважают его».
И это действительно так: Князь – прирождённый сапёр. Холодный разум и отличное знание своего дела – лучшие помощники сапёра на войне.
Совсем недавно ефрейтор Дмитрий получил ранения обеих рук и вместе со своим лучшим другом и напарником Алтаем оказался в госпитале. Однако это ранение никак не связано со спецификой работы Князя. Просто машину друзей догнал дрон-камикадзе. Оба чудом остались целы, проходят лечение в госпитале Донецка и строят планы на дальнейшую жизнь.
АНГЕЛ ЗАКРЫЛ КРЫЛОМ
Возможно, если бы не ранение, мы бы так никогда и не познакомились с Князем лично. Обычно он всегда в гуще событий, ведь работы у сапёров хоть отбавляй! Да и обязанностей у него прибавилось, потому что он уже стал наставником и передаёт знания новичкам – «карандашам», как называют здесь новобранцев. Но сложилось так, как сложилось. Наш собеседник уверен, что его ангел-хранитель – шестикрылый Серафим – всегда укрывает его от беды.
– Ну я же не слепой, – с улыбкой замечает Дима. – Если бы дрон сделал сброс взрывчатки чуть раньше, то от нас с товарищем остались бы лишь фотки на память родным... А так – живём и улыбаемся. Бог рядом, и его ангелы тоже бьются за нас. Битва на небе и на земле, и мы, конечно, побеждаем!
Дома молодого бойца ждёт невеста, родители Татьяна и Сергей, а также два родных брата и две сестры – большая дружная семья. Они всегда на связи: переживают, молятся за своего родного бойца. Поэтому, пользуясь случаем, Князь передал привет родному городу Омску, друзьям, родным. А кроме того, совсем серьёзно сообщил, что жить он планирует долго, чтобы всё-всё успеть. Сыновей и дочерей родить, дом большой построить и ещё на гражданке Родине послужить. Стать спасателем или служить в войсках Росгвардии – это дело кажется ему важным и стоящим.
– Не зря же мы тут, в реальных боевых условиях, учимся спасать и защищать, – говорит Князь. – Когда придёт Победа – дальше служить будем, только уже в мирных условиях и в своих родных городах...
Елена САХАРОВА
Читайте также: Позывной Сандал: военный медик, вернувшийся к службе после ранения