Найти в Дзене
Географический взгляд

Важный советский порт снова запустят на Магадане после долгих лет простоя

Иногда история городов и портов — это не просто цифры в отчётах, а настоящая география в действии. Вот и в Магадане, на берегу сурового Охотского моря, спустя десятилетия снова зазвучали разговоры о месте, которое когда-то было важнейшей точкой на карте рыбной промышленности СССР. Сейчас его ждёт вторая жизнь.

Так, ещё в 1933 году, 6 декабря, в бухте Нагаева принял суда первый причал Магаданского порта. Интересно, что в середине 1950–1960-х здесь прошла масштабная модернизация: завершили реконструкцию причалов, ввели механизацию погрузочных работ, и уже к 1965 году перевалка выросла до почти миллиона тонн в год, в эти же годы здесь запустили отдельный специализированный объект (рыбный терминал). В советское время терминал и порт развивались стабильно: к примеру, в 1981 году он был награждён орденом «Знак Почёта».

Магадан. Фото: Руслан Шамуков
Магадан. Фото: Руслан Шамуков

А вот в этом случае перемены 1990-х оказались весьма чувствительными. По-видимому, общая экономическая ситуация привела к сокращению перевозок и износу инфраструктуры. К 2010-му, как правило, причалы для перевалки рыбы уже практически не использовались по назначению. Остались только пирс и несколько затопленных судов, а рыбу(в небольших объемах) перевозят через основной порт Магадана.

-2

Сейчас ситуация меняется. В октябре 2023 года была представлена концепция восстановления объекта. По правде говоря, планы масштабные: перевалка, переработка, хранение продукции, интеграция с автотранспортом и Северным морским путём. Тем временем в начале 2024 года проект прошёл госэкспертизу, а к середине 2025-го уже подготовили стройплощадку и очистили бухту и фарватер.

Источник: portnews.ru
Источник: portnews.ru

Индустриальный парк «Рыбный порт Магадан», или Морской логистический центр, займёт 17,7 гектара. Здесь построят холодильные склады вместимостью не менее 10 тысяч тонн и причалы для судов длиной до 100 метров с осадкой до 9,5 метра. Финансирование оценивается примерно в 20,4 миллиарда рублей, а ввод в эксплуатацию намечен на 2029–2030 годы. Весьма вероятно, общий грузооборот достигнет 1 миллиона тонн в год, хотя на начальном этапе целевой показатель — 200 тысяч тонн.

Есть ли практическая выгода? Да, и она очевидна. Сегодня суда, ведущие промысел в Охотском море, тратят до шести суток, чтобы дойти до портов Приморья. Простоя на перегрузке — от двух до пяти суток. Потери составляют около 47,6 тысячи судочасов и почти 3,8 миллиарда рублей ежегодно. В таком случае восстановленный порт позволит сократить путь до менее чем суток.

В некотором смысле, это не просто экономический проект, а возвращение Магадана на карту ключевых логистических узлов Дальнего Востока. История делает круг, и порт, который стоял без дела более десяти лет, снова готов принять суда. А мы, по-видимому, станем свидетелями того, как советское наследие, подкреплённое современными технологиями, вновь будет работать на страну.