В апреле 1941 года на подмосковный военный полигон доставили два новых автомобиля с Горьковского завода. Первый — ГАЗ-61, полноприводная модификация легендарной «эмки» (ГАЗ-М1). Его разработали под влиянием американского полноприводного Ford, доработанного компанией Marmon-Herrington — такой автомобиль ранее тестировали в Горьком. Второй машиной был ГАЗ-Р1 — компактный полноприводный вездеход с упрощённым кузовом, предназначенный для разведки.
Примерно в то же время в США начали выпуск Bantam BRC, который внешне и по концепции напоминал советский ГАЗ-Р1. Однако говорить о прямом копировании нельзя: конструкции машин серьёзно различались, да и вряд ли горьковские инженеры тогда видели американский аналог вживую.
По воспоминаниям современников, инициатива создания лёгкого вездехода исходила от генерал-майора Тягунова, возглавлявшего Главное автобронетанковое управление Красной Армии. Его впечатлило фото Bantam BRC в журнале Automotive Industries. Вскоре нарком среднего машиностроения Малышев поручил Горьковскому заводу разработать похожую машину. Так в феврале 1941 года началась работа над ГАЗ-Р1.
Любопытная деталь: на заводе новый автомобиль в шутку прозвали «Пигмей». А в США компания Ford как раз участвовала в конкурсе на армейский вездеход, и один из её прототипов назывался Ford Pygmy. Совпадение вряд ли случайное — скорее всего, горьковчане видели снимок этой машины в зарубежной прессе, и название прижилось.
Мир и война: как создавали ГАЗ-67
У конструкторов ГАЗа не было ни необходимости, ни возможности копировать американские аналоги. Рекордные сроки разработки — с февраля по август 1941 года — объяснялись тем, что за основу взяли уже готовые узлы и агрегаты от полноприводного ГАЗ-61, который к тому времени выпускался мелкой серией.
Новая модель, получившая индекс ГАЗ-64-416, стала компактнее и легче. Вместо шестицилиндрового двигателя на неё установили проверенный четырёхцилиндровый мотор объёмом 3,3 л (50 л.с.). Систему охлаждения доработали, поставив радиатор от трёхосного ГАЗ-ААА. Четырёхступенчатая коробка передач и раздаточная коробка (без демультипликатора) также были заимствованы. Передаточное число первой передачи (6,4) позволяло двигаться на минимальной скорости и буксировать лёгкие орудия, что частично компенсировало отсутствие понижающей передачи.
Ведущие мосты взяли от ГАЗ-61, но колею уменьшили: спереди — до 1278 мм (против 1446 мм), сзади — до 1245 мм. Для сравнения, у американского Bantam BRC колея была ещё уже — 1239 мм. Впоследствии именно узкая колея стала считаться главным недостатком советской машины.
Трудности военного времени
В августе 1941 года ГАЗ-64-416 запустили в серию, но завод был перегружен военными заказами. В 1941 году собрали всего 602 вездехода, в 1942-м — ещё меньше. С апреля 1943 года шасси временно использовали только для бронеавтомобилей БА-64.
Тем временем машину модернизировали: двигатель форсировали до 54 л.с., колею увеличили до 1440 мм, что улучшило устойчивость и сделало автомобиль удобнее для движения по колеям грузовиков. Это позволило даже отказаться от стабилизатора в передней подвеске.
К 1944 году обновлённая версия получила обозначение ГАЗ-67Б. Но к тому времени основным лёгким вездеходом Красной Армии уже стал американский Willys MB.
Однополчане: ГАЗ-67Б против Willys MB
Не самая крупная американская фирма Willys-Overland выиграла конкурс на армейский вездеход, и её Willys MB стал самым массовым лёгким внедорожником Второй мировой. Компания Ford, проиграв тендер, вместо своего Pygmy начала выпускать копии «Виллиса».
ГАЗ-67Б и Willys MB внешне и конструктивно похожи — перед инженерами стояли одинаковые задачи. Однако различия в размерах были заметны:
- ГАЗ-67Б: колесная база — 2100 мм, колея — 1440 мм (одинаковая спереди и сзади).
- Willys MB: короче и уже — база 2032 мм, колея всего 1230 мм.
Технические различия: мощность и динамика
- Двигатель:
ГАЗ-67Б оснащался мотором 1920-х годов (3,3 л, 54 л.с.), хоть и не раз модернизированным.
Willys MB имел более современный 2,2-литровый агрегат, выдававший 60 л.с. - Трансмиссия:
Обе машины — полноприводные, но у ГАЗ-67Б — 4-ступенчатая КПП без синхронизаторов, а у Willys — 3-ступенчатая с синхронизаторами на двух высших передачах.
Willys также имел понижающую передачу (1,97) в раздатке, тогда как у советской машины её не было. - Динамика и тормоза:
Willys легче на 300 кг и быстрее: 104 км/ч против 88 км/ч у ГАЗ-67Б.
Тормозной путь с 50 км/ч:
Willys (гидравлика) — 9,5 м
ГАЗ-67Б (механика) — 16,5 м
Почему ГАЗ-67Б всё равно был хорош?
Несмотря на техническое превосходство Willys, у советского вездехода были свои преимущества в условиях Восточного фронта:
✔ Более широкая колея — лучше устойчивость на бездорожье и в колее грузовиков.
✔ Простота конструкции — легче ремонт в полевых условиях.
✔ Выносливость — адаптирован под суровую эксплуатацию.
Так что, если Willys был технологичнее, то ГАЗ-67Б оказался надёжным «рабочим» вариантом для Красной Армии.
Солдатские судьбы: ГАЗ-67Б и Willys MB на войне и в мирной жизни
На фронтовом бездорожье обе машины показали себя достойно, но с разными нюансами. Более широкая колея (1440 мм против 1230 мм у Willys) делала советский ГАЗ-67Б устойчивее на раскисших дорогах. Однако застрявший легкий американский внедорожник (он был на 300 кг легче) солдаты могли вытащить вручную — для этого требовалось меньше усилий.
Моторы военного времени:
- Двигатель ГАЗ-67Б со степенью сжатия всего 4,6 был настоящим «всеядным» — работал даже на низкокачественном топливе, что было критически важно в фронтовых условиях
- Более современный мотор Willys (6,48 степени сжатия) требовал качественного бензина, но выдавал лучшую динамику
Разные подходы к созданию:
Американский Willys создавался как специализированный армейский вездеход «с чистого листа» без оглядки на унификацию. Советские же конструкторы в авральном режиме собирали ГАЗ-67Б из уже существующих агрегатов:
- Двигатель и КПП от ГАЗ-61
- Элементы рулевого управления и тормозов от серийных моделей
Такая унификация, критикуемая в мирное время, стала преимуществом на войне — ремонтники могли использовать детали от других советских автомобилей.
Боевые пути:
- До 1945 года Горьковский завод выпустил менее 6000 ГАЗ-64/67, параллельно производя грузовики, танки и броневики
- По ленд-лизу в СССР поступило около 50000 Willys MB
После войны производство ГАЗ-67Б резко выросло — до 1953 года собрали 93000 экземпляров. Все они распределялись между армией и госпредприятиями, в частные руки попадали только списанные машины.
Послевоенная судьба:
И советские, и американские внедорожники десятилетиями служили простым труженикам:
- «Газики» дорабатывали кустарными «будками» и деталями от других машин
- Оставшиеся в СССР Willys тоже переходили в частные руки и продолжали работать
Сегодня оба ветерана занимают почетное место в музеях и коллекциях. Часто их можно увидеть рядом — как и подобает настоящим однополчанам, прошедшим через тяжелые испытания. Их соседство в музейных экспозициях — дань уважения и советским, и американским конструкторам, создавшим машины, каждая из которых была лучшей в своих условиях эксплуатации.