Найти в Дзене
Галлерист

В поисках Гармонии

Тусклый вечерний свет сквозь небольшие мансардные окна вливается в помещение, мягко ложась на предметы и развешенные полотна на стенах. Как бы случайно на вас бросает свой, застывший в гипсе взгляд античный Давид. Тут и там расставлены кисти, а на мольберте, расположенном в самом центре небольшой комнаты, стоит новое художественное произведение. Еще немного умелых штрихов мастера и, возможно, перед нами предстанет шедевр. Но, несмотря на то, что пока работа не окончена и над ней идет «колдовство», она уже завораживает... Мы в мастерской члена Союза художников России Валерия Ивановича Яроша. При знакомстве с его творчеством поражает огромное количество картин, написанных им за долгие годы, посвященных любимому делу. В своих работах В.И. Ярош предстает перед нами как цельное явление. Художник стремится передать собственное ощущение жизни, запечатлеть пережитое, увиденное. Все его произведения - это результат впечатлений и раздумий о вечных ценностях. Внутренний творческий огонь помогает

Тусклый вечерний свет сквозь небольшие мансардные окна вливается в помещение, мягко ложась на предметы и развешенные полотна на стенах. Как бы случайно на вас бросает свой, застывший в гипсе взгляд античный Давид. Тут и там расставлены кисти, а на мольберте, расположенном в самом центре небольшой комнаты, стоит новое художественное произведение. Еще немного умелых штрихов мастера и, возможно, перед нами предстанет шедевр. Но, несмотря на то, что пока работа не окончена и над ней идет «колдовство», она уже завораживает...

"в раздумьях о вечном" Ярош В.И.
"в раздумьях о вечном" Ярош В.И.

Мы в мастерской члена Союза художников России Валерия Ивановича Яроша.

При знакомстве с его творчеством поражает огромное количество картин, написанных им за долгие годы, посвященных любимому делу. В своих работах В.И. Ярош предстает перед нами как цельное явление. Художник стремится передать собственное ощущение жизни, запечатлеть пережитое, увиденное. Все его произведения - это результат впечатлений и раздумий о вечных ценностях. Внутренний творческий огонь помогает живописцу постоянно находиться в поиске новых мотивов, оригинальных художественных образов. Сюжеты для своих работ Валерий Иванович черпает, прогуливаясь по городу, паркам, наблюдая за прохожими, общаясь с интересными людьми. Его темы затрагивают многие грани человеческой жизни - это и бытовые, будничные, военные темы, разнообразие и красота окружающего мира.

Приступая к историческим полотнам, автор внимательно изучает вопрос, скрепляя собственные впечатления с фактическим материалом - литературой, фотографиями, документами. Его портреты, пейзажи, тематические картины свидетельствуют о постоянном поиске, стремлении выразить особенности каждого конкретного периода жизни. Многочисленные поездки по городам России поспособствовали созданию замечательных пейзажных работ. Всюду, где бывает Валерий Иванович, он берет с собой этюдник и краски, радуясь возможности почувствовать особенность колорита тех или иных мест. Для каждого нового сюжета у мастера находится свой художественный язык, своё видение.

-2

Валерий Иванович предан однажды выбранному делу, которое стало главным смыслом его жизни. Ее он посвятил искусству живописи и, казалось бы, овладел им в полной мере, но сам он считает, что всегда есть чему учиться. Такая позиция помогает стремиться к новым вершинам. Все свободное время художник творит. Очень часто в его мастерской не гаснет свет до самого утра.

Работы нашего героя рассчитаны на длительное, вдумчивое созерцание. Они требуют внутренней настроенности и «тишины» и тогда открываются наиболее полно и глубоко, позволяя проникнуть сквозь поверхность красок в удивительный мир настоящего творчества.

В.И. Ярош принадлежит к числу тех живописцев, чье творчество сохранило связь с великим культурным наследием прошлого. Он мастер с узнаваемым почерком. Для его живописи характерны свобод-ная, обобщенная манера письма, конструктивный рисунок, продуманное композиционное решение.
Выразительны в своем художественном решении и женские портреты. В каждом из них Валерий Иванович прежде всего стремится выявить главные черты модели, подчеркнув ее индивидуальность. Героини его произведений - яркие неординарные личности. Таковы портреты «Инна», «Лена», «Портрет Наташи Павловой» и другие.

"Инна" Ярош В.И.
"Инна" Ярош В.И.


Так, на портрете «Инна» изображена девушка в ярком красном платье с веером в руках и бантом в волосах. Юная красавица смотрит немного влево от зрителя.
Взгляд задумчив и мечтателен. Нарядное платье, веер и бант говорят о том, что возможно она балерина или актриса. Модель запечатлена на фоне исторического здания, построенного в стиле классицизма, условно обозначенного, но легко узнаваемого. И в этой условности есть диалог со зрите-лем, которому предоставляется возможность по-своему интерпретировать замысел автора.

"Лена"   Ярош В.И.
"Лена" Ярош В.И.


На портрете «Лена» - молодая женщина в кокошнике и традиционном русском костюме. Взор ее направлен прямо на зрителя. Благодаря тщательной проработке каждой детали, изображение выглядит объемным и фактурным. Портрет получился осязаемым, праздничным и красочным.
Яркие цвета переднего плана в сочетании с приглушенной цветовой гаммой фона акцентируют внимание на наряде.


Иного характера камерный «Портрет Наташи Павловой».

1998. Портрет Наташи Павловой. 90х71 Ярош В.И.
1998. Портрет Наташи Павловой. 90х71 Ярош В.И.

Колорит картины темный, мистический, на его фоне изображены силуэты А.С. Пушкина и скульптур Летнего сада. И это неспроста, ведь героиня картины - художник по металлу и создала из него различные образы. В портрете читается богатое внутреннее содержание модели. Гордо посаженная голова, во взгляде нет ничего показного, наоборот, душевная серьезность и сосредоточенность. Создается ощущение покоя, статики, тишины.

Внимание мастера акцентировано на лице и руках, определяющих характеристику изображенного человека. Большие, выразительные глаза - «зеркало души» загадочной Наташи.

С помощью цвета, структуры, пластических средств выражения, виртуозной фактурной проработки художник создает гармоничные и яркие образы. Помимо внешнего сходства в них выявлены особенности характера. Большое значение автор придает цветовому строю полотен, выявляя с помощью цвета эмоциональную и смысловую функцию каждого произведения.

Особенное состояние природы, умение подметить в самом обыденном - необыкновенное и красивое, нерезкие тональные переходы, богатая цветовая гамма привлекают зрителя в пейзажных работах В.И. Яроша. В них художнику удается передать разнообразие оттенков каждого времени года.

Все работы выполнены, в основном, с натуры. Они спокойны, размерены, уравновешены. Авторские впечатления на холсте характеризуются трогательностью, особым настроением и пониманием сюжета. Примером может служить картина «На родине В.Д. Поленова», написанная в 2014 году. Она одновременно проста и очаровательна. На фоне залитой солнцем поляны, отдаленно стоящей старинной деревянной церквушки, цветет иван-чай.

Мягкая, естественная, нежная цветовая гамма ласкает взор зрителя. Это произведение в целом очень созвучно творчеству великого русского художника Поленова, мастера притягательной красоты русского пейзажа.

Интересно на фоне поэтичных изображений природы выглядит серия натюрмортов, принадлежащих кисти Яроша. В них он демонстрирует умение передать с помощью художественных средств, цвет и фактуру материального мира. В его натюрмортах каждый предмет, каждая часть композиции гармонично связаны между собой, а грамотно подобранная цветовая палитра и манера письма оживляют композицию, делают предметы осязаемыми. На картине «Натюрморт на желтом фоне» (1993) изображены фрукты, разложенные на белой ткани. Работа исполнена крупными энергичными мазками.

При рассмотрении с близкого расстояния можно увидеть направление каждого движения кисти. Цвета смешаны прямо на холсте. Но стоит отойти немного, и красочная мозаика сложится в цельное изображение, каждый предмет заиграет своим характерным цветом и фактурой.

Очень показательны исторические произведения Валерия Ивановича. Одно из них - «Портрет доктора Прохорова П.Н.» (2009). Земский врач Петр Николаевич Прохоров сыграл большую роль в развитии здравоохранения Ямбургского уезда (ныне г. Кингисеппа Ленинградской области). Во время Первой мировой войны, в августе 1914 года, после объявления Германией войны России,

62-летний доктор Прохоров, надев военный мундир, отправился на фронт начальником санитарного поезда. В начале 1917 года он возвращается в Ямбург тяжело больным человеком, где продолжает трудиться в созданной им больнице. Но серьезная болезнь окончательно подорвала силы доктора, и в конце 1920 года его не стало. Сюжет картины передает атмосферу того времени. На заднем плане изображены железнодорожный вокзал, поезд, госпиталь, медсестры в белых халатах, раненые солдаты, а на переднем - крупный портрет врача. Очень много горя принесла война, и это настроение глубокой, искренней личной скорби передано во взгляде Петра Николаевича. И такой подход у художника к каждой работе При этом Валерий Иванович удивительно скромный, трудолюбивый человек, который не останавливается на достигнутом.

Статья оцифрована из журнала "Невский Альманах" Автор: Андреев Дмитрий Сергеевич - Искусствовед

https://www.nev-almanah.spb.ru/2004/3_2018/magazine/#page/14... стр 142 - 144