Михаил Сергеевич Горбачёв – любимый «кейс» автора книги для реформаторов «Дао Белой Вороны: Управление изменениями, нацеленное на развитие». По мнению Шина, каждый директор по развитию (CODO) и лидер перемен, сдавая в бизнес-школе зачёт по Управлению Изменениями, должен предоставлять эссе по трудовой биографии последнего Генсека СССР. Я спросила, не Горбачёву ли мы обязаны его горячим одобрением «Сценария безоружного». Отчасти, ведь именно по такому сценарию и проводил реформы единственный советский Президент.
Из четырёх упоминаний Горбачёва в третье издание «Дао» попало лишь одно. Шин горячо на нём настаивал. Он считает, что в мировой Истории нет лучшей иллюстрации к такому явлению, как «Синдром Туриста». Он не устаёт напоминать менеджерам об опасности этого когнитивного искажения и считает Мальту одним из самых трагических событий XX века.
Бывший экспат, Шин помнит Советский Союз при Горбачёве. Он подходит к этой личности с разных сторон, усматривая знаки буквально во всём. Он даже разобрал значение и синтаксис его имени-фамилии и потому любит эту фотографию с обложки бестселлера Уильяма Таубмана «Горбачёв». Шин говорит: «Первый Атлант [Горбачёв] расправил плечи, но упал на колени с подрезанными крыльями. Второй Атлант, если сделает put in, если поставит страну на ноги, сможет опереться крыльями на ветер перемен и "со всем этим взлететь". Но только, если сбросит груз ошибок предшественника».
На правах амбассадора книги «Дао белой Вороны» я объединила в одном тексте десять важных уроков, которые, по мнению Шина, должен извлечь из кейса Михаила Горбачёва каждый профессиональный Real Change Leader.
Чему учит реформаторов время Михаила Горбачёва
1. Освободитель от оков прошлого! Не жди благодарности освобождённых
Лидер перемен в ответе за всё. Люди связывают его имя не только с инициативой, началом или собственно реализацией перемен, но и с их отсроченными последствиями.
2. Демократический стиль управления переменами? Не стоит
Я бы сказал, что ошибкой является стиль слишком демократический. С одной стороны, он лучше других стилей работает на вовлечённость персонала, но с другой, – повышаются риски принятия решений, понижающих иммунитет Системы и её выживаемость. К примеру, подобревшие конкуренты. Они остаются конкурентами, так что никакого одностороннего сокращения ядерных вооружений!
Демократический стиль – худший для перемен. Чем резче автомобиль входит в крутой поворот, тем крепче надо держать руль. Если Рулевой не купил права, то он знает:
«Опрокидывание автомобиля в поперечной плоскости, т.е. вбок, может произойти под действием центробежной силы, при резком повороте рулевого колеса на большой скорости, сильном боковом наклоне и вследствие неправильного закрепления груза в кузове. Чтобы избежать опрокидывания, нужно на опасных участках дороги снизить скорость, плавно повернуть рулевое колесо, плавно тормозить, равномерно разместить и хорошо закрепить груз в кузове автомобиля».
Если гендиректоров на ваших фабриках выбирают открытым голосованием коллектива, то вы не демократ, вы – идиот.
3. Снимая запреты и разрушая границы без установления новых границ, вы не реформируете. Вы просто разрушаете!
И даже более того. Не снимайте старых границ, пока не договоритесь о новых. Сначала впишите в «Положение о персонале» норму о формате обсуждения проблем – и лишь потом провозглашайте Гласность.
Сначала подпишите с партнёрами документ о рыночном паритете и только потом закрывайте продуктовые направления. Даже если это родня, с которой вы НА_ТЫ – всё пишите! А если вы это проигнорируете – ждите «продвижения НАТЫ на Восток».
Вы просто создаёте хаос мнений, когда отменяете цензуру без каких либо оговорок. Помните 1990-й.
4. Не тратьте время на оценку моральной готовности компании к переменам
Готовых к переменам не бывает ни людей, ни компаний. Бывают хорошо или плохо натренированные, голые или запасливые, отсталые или успевшие, спящие или шустрые, разбросанные или цельные, инфантилы или зрелые, эгоистичные или пассионарные. А быть готовым к тому, чего никогда не видел, нельзя. Свобода? А что это?
5. Системы не любят, когда в них меняют всё и сразу. В переменах побеждают терпеливые
Торопыги часто остаются одни, так как не оставляют своему окружению времени проявиться. Те, кто на старте искренне рвутся в бой, уверяя вас в своей готовности и компетентности, завтра могут сдуться неожиданно даже для себя самих. Один вы не удержите и систему, и политику, и экономику, и культуру. Ищите системообразующие начала и будьте Черепахой.
6. Значение образа славного парня переоценивают
Имидж хорошего парня может стать приятным бонусом для тех, кто наблюдают за вашими действиями со стороны. Особенно для внешних бенефициаров. История крепкой семьи нужнее в праймериз или в периоды между кризисами, но во время самих перемен лучше быть без памяти влюблённым в свою компанию (страну).
7. Ваши слабости источают манкий запах – он привлекает падальщиков. Будьте сильными духом!
Падальщики едят жертву по частям. Они сбиваются в стаи и вербуют в клуб «Давайте разделим фирму на части». Удерживайте целостность Системы что есть мочи. Инвестируйте в укрепление связей между её элементами. Зачем вам IT, big data и Цифра, если они не помогают в этом?
8. Возлюбите сценарное прогнозирование
При планировании перемен надо идти не только от проблемы, например, «наши люди много пьют», но и в обратную сторону от самого невероятного итога каждого из решений. Каждый свой рассказ о семи шагах решения любых проблем (7 Step Problem Solving) Сёдзи Сиба начинает с того, что предостерегает вас выбирать простые решения для сложных проблем. Задавайтесь вопросом «а что будет потом»? Что станет, если мы просто вырубим виноградники?
Поручить дело тем, кто лбы расшибут в поисках простого решения – тоже простое решение. Вас не спасёт «я не подписывал такого приказа», см. пункт №1.
9. Пока ваша команда пиарится на новом, укрепляйте вечное
Вы не реформируете, а разрушаете и тогда, когда «другое мнение» вдруг начинает звучать лишь потому, что «оно теперь имеет право». Договоритесь о том, что останется незыблемым, ведь раньше эту роль играло единственное мнение. Без опоры рухнет всё. Незыблемое не должно иметь толкований – разные мнения могут существовать вокруг него. Навязывание другого мнения о том незыблемом, о котором договорились и выбили в скрижалях – есть вредительство. С ним придётся бороться.
10. Во времена перемен будь уважаемым, а не популярным
Если ваша популярность в среде конкурентов растёт, значит ваша компания теряет суверенитет. Верните дары данайцам.
Автор: Маркушина Елена Геннадьевна (СПб, elena-markushina.com) – профессиональный директор по развитию организаций, основатель профсообщества Kinsmark.com, эксперт по управлению изменениями, преподаватель менеджмента.
Читайте также «Когнитивные ловушки мышления менеджеров»
Спасибо, что дочитали. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.
Подборка ЛИДЕРСТВО