Найти в Дзене
Ноги в дороге

Витославлицы - музей деревянной архитектуры у Великого Новгорода

Недалеко от Великого Новгорода, на территории бывшего села Витославлицы, рядом с остатками фундамента Пантелеймоновского монастыря, под открытым небом размещены 34 деревянные постройки, привезённые из разных уголков Новгородской области. Это экспозиция музея народного деревянного зодчества Витославлицы — парк, где в натуральную величину сохранены образцы крестьянской и церковной архитектуры. Пантелеймоновский монастырь до наших дней не сохранился — остались только фундаменты. В XIX веке здесь возникла усадьба графини Анны Алексеевны Орловой‑Чесменской. Главный усадебный дом и элементы парка дошли до наших дней. После смерти родителей Анну привлекла духовная жизнь. Она познакомилась с иеромонахом Фотием (в миру — Петром Никитичем Спасским). Фотий стал её духовником. На средства графини они участвовали в восстановлении Юрьева монастыря, а сама графиня приобрела земли рядом с монастырём. Деревянные объекты в Витославлицах появились благодаря реставратору Леониду Евгеньевичу Красноречьеву
Оглавление

Недалеко от Великого Новгорода, на территории бывшего села Витославлицы, рядом с остатками фундамента Пантелеймоновского монастыря, под открытым небом размещены 34 деревянные постройки, привезённые из разных уголков Новгородской области.

Это экспозиция музея народного деревянного зодчества Витославлицы — парк, где в натуральную величину сохранены образцы крестьянской и церковной архитектуры.

История места

Пантелеймоновский монастырь до наших дней не сохранился — остались только фундаменты.

В XIX веке здесь возникла усадьба графини Анны Алексеевны Орловой‑Чесменской. Главный усадебный дом и элементы парка дошли до наших дней.

После смерти родителей Анну привлекла духовная жизнь. Она познакомилась с иеромонахом Фотием (в миру — Петром Никитичем Спасским). Фотий стал её духовником. На средства графини они участвовали в восстановлении Юрьева монастыря, а сама графиня приобрела земли рядом с монастырём.

Юрьев монастырь
Юрьев монастырь

Создание музея

Деревянные объекты в Витославлицах появились благодаря реставратору Леониду Евгеньевичу Красноречьеву.

Инициатива оформилась как «Заповедник образцов народного деревянного зодчества»: музей был основан в 1964 году и начал работу в 1967 году.

Леонид Красноречьев организовывал поисковые экспедиции, руководил разборкой и перевозкой построек и разработал эскизный план развития музея.

Первым экспонатом стала церковь Успения из села Курицко, установленная на берегу озера Мячино.

-3

Экспозиция и сектора

Постройки размещены по тематическим секторам:

  • Притрактово‑Мстинский сектор: четыре жилых дома, амбар и часовня.
  • Северо‑Восточный сектор: два жилых дома, часовня и хозяйственные постройки (житницы, гумно, кузница, овин, бани, пожарный сарай).
  • Приозёрный сектор: церковь Успения и два амбара.
  • Погост: церковь Рождества Богородицы из села Перёдки, церковь Успения из деревни Никулино, церковь Николая Чудотворца из деревни Высокий Остров.
-4

Вне секторов расположены: мельница из деревни Ладощино, амбар из Иверского монастыря, Никольские церкви из деревень Тухоля и Мякишево, церковь Троицы из Рёконской пустыни, часовня Марии Магдалины из деревни Малышево.

Мельница из Ладощино - рабочая водяная мельница с крупными механическими частями и открытой галереей — редкая возможность увидеть в деле традиционное сельское производство. Звук жерновов и запах муки создают особенное ощущение присутствия.

-5

Кузница с наковальней и кузнечными инструментами показывают, как решались бытовые и хозяйственные задачи.

Рядом — гумно, овин и пожарный сарай, которые иллюстрируют технологию обработки зерна, сушки и меры пожарной безопасности в деревне.

-6

Несколько жилых изб с печами, ложными полками и традиционной планировкой раскрывают повседневную жизнь крестьян: простую, но продуманную организацию пространства, где каждая деталь имеет функциональную роль.

-7

Бревенчатые бани с предбанником и парной, а также мелкие хозяйственные строения — амбары, сараи и курятники — дополняют картину жизненного уклада и делают экспозицию цельной.

-8

Церковь Рождества Богородицы (из с. Перёдки) - крестово‑купольная церковь с сохранившейся резьбой по дереву и деталями порталов. Внимание привлекают старые чеканные иконы.

-9

Что ещё посмотреть

  • Главный усадебный дом графини открыт для посещения. В интерьерах сохранились элементы XIX‑вековой отделки: печи, лепной декор и фрагменты паркового планирования. Прогулка по залам передаёт атмосферу аристократической усадьбы и контрастирует с простотой крестьянских построек музея.
  • На территории работают ресторан и небольшой контактный зоопарк с козами, лошадьми и птицей — удобно для семейного визита.
  • Напротив музея - территория Юрьева монастыря.
-10

Как попасть

Добраться можно из Великого Новгорода на такси или автобусе №7 или 7а.

Для посещения нужно приобрести общий входной билет.

Для посещения усадебного дома графини Анны Орловой-Чесменской, расположенного на территории музея, нужен отдельный билет.

Лучше взять аудиогид или экскурсию, иначе не все детали крестьянского быта или особенности построек будут понятны.