Найти в Дзене
Географический взгляд

По какому маршруту самолет из Москвы летит на Аляску?

Иногда путь из одной точки мира в другую оказывается гораздо интереснее, чем конечный пункт назначения. Так и перелет из Москвы в Аляску (в свете последних очень важных событий) — это не просто пересечение границы между странами, а настоящее путешествие через несколько климатических зон, океаны, моря и часовые пояса.

Сначала разберемся, откуда и куда. Вылет осуществляется из международного аэропорта Внуково (VKO) в Москве, а пункт прибытия: авиабаза Элмендорф-Ричардсон (EDF) в Анкоридже, штат Аляска, США. Общая протяженность маршрута — около 7 121 км. К примеру, в рассматриваемом случае к моменту наблюдения самолет уже преодолел 4 977 км и провел в воздухе более 6 часов.

-2

А вот в этом случае путь самолета весьма примечателен. Сразу после вылета из Москвы борт берет курс на северо-восток России. Сначала он проходит над Архангельской областью, затем над Карским морем, после чего углубляется в арктическое небо над севером арктических владений России. Интересно, что этот этап полета проходит над практически безлюдными территориями и океаном, где на сотни километров нет крупных населенных пунктов.

Далее маршрут пролегает над Восточно-Сибирским морем, а затем выводит самолет к небу над водами в районе Чукотки. Здесь экипаж готовится к одному из ключевых моментов — пересечению линии перемены дат. Это явление всегда вызывает интерес: при пролете на восток время на часах резко “отматывается” на сутки назад, что слегка сбивает с толку, но с точки зрения навигации и науки все четко и объяснимо. После этого самолет оказывается над Чукотским морем и устремляется к побережью Аляски.

Авторская иллюстрация. На плоской карте этот маршрут выглядит изогнутой дугой, но на глобусе он почти прямая линия.
Авторская иллюстрация. На плоской карте этот маршрут выглядит изогнутой дугой, но на глобусе он почти прямая линия.

Часовые пояса тоже играют важную роль. Москва живет по времени MSK (UTC+3), а Анкоридж — по AKDT (UTC-8). Разница 11 часов, но из-за пересечения линии перемены дат местное время меняется непривычным образом. Так, еще в начале эпохи трансконтинентальных перелетов подобные расчеты времени становились настоящей задачей для экипажей.

Маршрут относится к так называемым северным полярным трассам. Они пролегают ближе к Арктике и, как правило, короче южных или транстихоокеанских направлений. Такой выбор вполне рационален: меньше времени в воздухе, меньше расхода топлива. К тому же полярные маршруты позволяют избежать перегрузки популярных южных коридоров.

Особенности навигации в Арктике заслуживают отдельного упоминания. Здесь используется специализированная полярная навигация, которая учитывает магнитные возмущения, сильные ветра на больших высотах и сложные метеоусловия. По правде говоря, джетстримы (мощные воздушные потоки в верхних слоях атмосферы) могут как ускорить полет, так и слегка его замедлить, поэтому их направление заранее просчитывают.

В итоге получается, что перелет Москва — Анкоридж — это не просто длинный отрезок на карте. Это маршрут, который соединяет Европу и Северную Америку через самую верхнюю часть планеты, затрагивая моря, Акртику и океаны. И, пожалуй, в этом есть особая романтика — знать, что всего за несколько часов ты можешь пролететь над теми местами, куда добраться по земле было бы практически невозможно.