Иногда путь из одной точки мира в другую оказывается гораздо интереснее, чем конечный пункт назначения. Так и перелет из Москвы в Аляску (в свете последних очень важных событий) — это не просто пересечение границы между странами, а настоящее путешествие через несколько климатических зон, океаны, моря и часовые пояса.
Сначала разберемся, откуда и куда. Вылет осуществляется из международного аэропорта Внуково (VKO) в Москве, а пункт прибытия: авиабаза Элмендорф-Ричардсон (EDF) в Анкоридже, штат Аляска, США. Общая протяженность маршрута — около 7 121 км. К примеру, в рассматриваемом случае к моменту наблюдения самолет уже преодолел 4 977 км и провел в воздухе более 6 часов.
А вот в этом случае путь самолета весьма примечателен. Сразу после вылета из Москвы борт берет курс на северо-восток России. Сначала он проходит над Архангельской областью, затем над Карским морем, после чего углубляется в арктическое небо над севером арктических владений России. Интересно, что этот этап полета проходит над практически безлюдными территориями и океаном, где на сотни километров нет крупных населенных пунктов.
Далее маршрут пролегает над Восточно-Сибирским морем, а затем выводит самолет к небу над водами в районе Чукотки. Здесь экипаж готовится к одному из ключевых моментов — пересечению линии перемены дат. Это явление всегда вызывает интерес: при пролете на восток время на часах резко “отматывается” на сутки назад, что слегка сбивает с толку, но с точки зрения навигации и науки все четко и объяснимо. После этого самолет оказывается над Чукотским морем и устремляется к побережью Аляски.
Часовые пояса тоже играют важную роль. Москва живет по времени MSK (UTC+3), а Анкоридж — по AKDT (UTC-8). Разница 11 часов, но из-за пересечения линии перемены дат местное время меняется непривычным образом. Так, еще в начале эпохи трансконтинентальных перелетов подобные расчеты времени становились настоящей задачей для экипажей.
Маршрут относится к так называемым северным полярным трассам. Они пролегают ближе к Арктике и, как правило, короче южных или транстихоокеанских направлений. Такой выбор вполне рационален: меньше времени в воздухе, меньше расхода топлива. К тому же полярные маршруты позволяют избежать перегрузки популярных южных коридоров.
Особенности навигации в Арктике заслуживают отдельного упоминания. Здесь используется специализированная полярная навигация, которая учитывает магнитные возмущения, сильные ветра на больших высотах и сложные метеоусловия. По правде говоря, джетстримы (мощные воздушные потоки в верхних слоях атмосферы) могут как ускорить полет, так и слегка его замедлить, поэтому их направление заранее просчитывают.
В итоге получается, что перелет Москва — Анкоридж — это не просто длинный отрезок на карте. Это маршрут, который соединяет Европу и Северную Америку через самую верхнюю часть планеты, затрагивая моря, Акртику и океаны. И, пожалуй, в этом есть особая романтика — знать, что всего за несколько часов ты можешь пролететь над теми местами, куда добраться по земле было бы практически невозможно.