Найти в Дзене
Мадина Сиривля

Рекомендации по подготовке реферата-обзора (литературного обзора)

Основные функции реферата-обзора – это: Определение и объяснение научной проблемы под разными ракурсами. Обобщение теоретической информации о предыдущих исследователях. Определение противоречий, взаимоотношений, пробелов и несоответствий научной разработанности проблемы. Предложение инновационных шагов в дальнейшем исследовании проблемы. Информирование читателей о происходящем в изучаемой научной отрасли, этапах развития проблемы на текущий момент и т.д. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕФЕРАТОВ-ОБЗОРОВ (ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБЗОРОВ) Одни из популярных видов литературных обзоров - это оценочные, систематические и комплексные. Оценочный обзор Оценочный обзор может содержать комментарии к исследуемым информационным источникам, описание состояния и динамики развития научной проблемы на текущий момент времени, оценку научных результатов по исследованию проблемы и их пользу для общества и науки. Систематический обзор Систематический обзор – это обзор литературы, который фокусируется на исследуемом вопросе по несколь

Основные функции реферата-обзора – это:

Определение и объяснение научной проблемы под разными ракурсами.

Обобщение теоретической информации о предыдущих исследователях.

Определение противоречий, взаимоотношений, пробелов и несоответствий научной разработанности проблемы.

Предложение инновационных шагов в дальнейшем исследовании проблемы.

Информирование читателей о происходящем в изучаемой научной отрасли, этапах развития проблемы на текущий момент и т.д.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕФЕРАТОВ-ОБЗОРОВ (ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБЗОРОВ)

Одни из популярных видов литературных обзоров - это оценочные, систематические и комплексные.

Оценочный обзор

Оценочный обзор может содержать комментарии к исследуемым информационным источникам, описание состояния и динамики развития научной проблемы на текущий момент времени, оценку научных результатов по исследованию проблемы и их пользу для общества и науки.

Систематический обзор

Систематический обзор – это обзор литературы, который фокусируется на исследуемом вопросе по нескольким факторам: идентификация, оценка, выбор и синтез существующих научных доказательств и аргументов, которые были использованы фундаментальными учеными в своей работе.

Комплексный обзор

Комплексный литературный обзор предназначается для получения новых теоретических знаний по теме исследования. Чтобы качественно написать этот документ, требуется сначала отобрать подходящие и актуальные информационные источники, подвергнуть их тщательной критике, а затем уже провести синтез и анализ оставшейся литературы.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К реферату-обзору

Реферат-обзор является частью исследования, в которой рассматривается контекст проделанной работы в сравнении с теоретической базы данных иных ученых.

Перед тем, как написать реферат-обзор (РО), важно отобрать актуальные информационные источники по теме исследования и грамотно обосновать ее выбор перед читателем.

РО может быть самостоятельной главой или включаться в текст введения – зависит от специфики исследования и иных требований. Если это составляющая введения, то ее объем не должен превышать 3000 символов и должен включать сухое описание основных работ, использованных при написании исследования.

Первоначальный вариант РО составляется в стиле реферата и предоставляется для предварительной оценки научному руководителю. Куратор проекта может помочь правильно систематизировать и сгруппировать информацию, посоветовать доработки текста. После внесения замечаний и исправлений, студент составляет чистовик РО в необходимом формате.

РО включает в себя информацию об исследованных монографиях, диссертациях, научных статьях, авторитетных справочных или учебных изданиях, других публикациях, в которых указывается материал исследований по теме работы и т.п.

Если РО составляется на базе публикаций по результатам соответствующих исследований, он начинается с краткого описания теоретических проектов, использованных в работе, и перечисления основных публикаций. Все описания располагаются строго по датам, в хронологическом порядке. Следует обязательно указать название учреждения, проводившего исследование, период работы, написать краткую характеристику объекта исследования, дать информацию о руководителе проекта.

В РО анализ результатов исследований ученых-предшественников выстраивается вокруг научных проблем. Он составляется в аналитическом ключе. Основная цель автора – определить характеристики и свойства ранее исследованных проблем, выявить и доказать расхождения в исследованиях, систематизировать и сопоставить результаты уже проделанной работы с материалами исследователей прошлых лет.

Чтобы избежать плагиата в РО, автор оформляет цитирование текста в порядке, установленном ГОСТ: имя автора, название источника заимствования, количество страниц в документе и т.д. Категорически запрещается употребление смысловых кусков из литературных источников без соответствующих кавычек цитирования и указания места, откуда была заимствована информация.

РО составляется в научном стиле, без жаргонных слов и вольного стиля письма. Рекомендуемый объем цитирования – до 10% текста, примерная длина описания – до 300 знаков на одного автора.

В конце обзора указываются краткие выводы с формулировкой основных положений по анализу литературных источников, которые имеют прямое отношение к характеристикам основной проблемы и гипотезе научного исследования.

Список литературы указывается в алфавитном порядке и располагается в конце обзора. Форм сортировки может быть несколько: первые буквы автора или названия научных трудов. Сначала указывается литература на русском языке, а потом уже на иных языках. Список использованных информационных источников обязательно нумеруется.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА-ОБЗОРА ПО ГОСТ

Рекомендуемая длина РО: 10 000-40 000 знаков.

Текст набирается шрифтом Times New Roman, 14 кеглем. Между строками используется полуторный интервал.

Рекомендуемый размер полей – 2 см, абзацный отступ – 1 см.

Текст выравнивается по ширине.

Точки после подзаголовков внутри РО не проставляется.

Номера страниц проставляются в правом нижнем углу, если иное не указано в методических рекомендациях вуза.

Цитирование оформляется в соответствующих квадратных кавычках. Ссылки на труды проставляется внутри текста литобзора, за текстом или в круглых скобках.

Формула ссылки на процитированные работы следующая: фамилия автора_год выпуска:_номер страницы, где излагается информация.

Письменно выполните задания:

- внимательно прочитайте тексты статей, которые были выбраны для написания реферата (Т1 и Т2); сформулируйте общую тему на основании их заголовков (определите будущую тему РО);

- сформулируйте три предложения во вводной части РО с указанием на: суть/актуальность выбранной темы (препарата) для решения проблемы по названиям прочитанных первоисточников, применяемые в реферате-обзоре источники информации, проведенные исследования их авторов как аргумент;

- выпишите фамилии и инициалы учёных, занимавшихся решением данной проблемы, обращая внимание на место работы авторов и условия проводимого эксперимента (если об этом есть информация) ;

- проанализируйте введение, основную часть и заключение в первоисточниках; продумайте план-схему будущего РО в соответствии с композицией первоисточников;

- составьте план-схему обзорного реферата для его написания по выбранной теме;

- в каждом из текстов Т1, Т2, ... выделите смысловые части и определите, какие из них войдут в реферат;

- определите базовый текст, который даст языковые средства и основную информацию для реферата-обзора;

- выделите дополняющую базовую информацию во втором тексте-первоисточнике Т2;

- отметьте нужную для РО повторяющуюся информацию во всех анализируемых первоисточниках; при наличии повторения в нескольких текстах оставьте тот вариант, где основная информация выражена более полно и чётко, компрессивными средствами;

- в каждой из отобранных смысловых частей выделите предложения с основной информацией и запишите их в компрессивной форме; при отсутствии готовой формулировки сделайте её самостоятельно;

- вместо пропусков в данных предложениях используйте соответствующие вводные клише; запишите полученную информацию;

- сравните описание исследований в статьях; продолжите начатую фразу и сформулируйте общие черты в исследуемом материале.