Найти в Дзене

Почему будущее за психоанализом?

Психоанализ — это долго, дорого и не дает гарантированного результата. Но так ли это? Анализ действительно может длиться несколько лет, а то и всю жизнь. Психоаналитик никогда не дает гарантий результата, а посещение психоаналитических сессий действительно требует финансовых вложений. Образ психоаналитика в кино и сериалах — серьезного человека в очках, сидящего в кожаном кресле — прочно вошел в наше сознание. Так в чем же особенность профессии психоаналитика и почему спрос на обращение к нему продолжает расти? Сейчас выделяют три наиболее популярных направления психотерапии: гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и психоанализ. Каждое из направлений по-своему решает проблемы, с которыми обращаются клиенты. Почему из всех психотерапий именно психоанализ? Психоанализ дает возможность выдерживать тревогу, которая возникает из-за неопределенности будущего. Жить в быстро меняющемся мире, где одни тренды быстро сменяют другие, технологии развиваются все быстрее, а количество ист
Оглавление

Психоанализ — это долго, дорого и не дает гарантированного результата. Но так ли это? Анализ действительно может длиться несколько лет, а то и всю жизнь. Психоаналитик никогда не дает гарантий результата, а посещение психоаналитических сессий действительно требует финансовых вложений. Образ психоаналитика в кино и сериалах — серьезного человека в очках, сидящего в кожаном кресле — прочно вошел в наше сознание. Так в чем же особенность профессии психоаналитика и почему спрос на обращение к нему продолжает расти?

Сейчас выделяют три наиболее популярных направления психотерапии: гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и психоанализ. Каждое из направлений по-своему решает проблемы, с которыми обращаются клиенты. Почему из всех психотерапий именно психоанализ?

Психоанализ помогает справиться с тревогой

Психоанализ дает возможность выдерживать тревогу, которая возникает из-за неопределенности будущего. Жить в быстро меняющемся мире, где одни тренды быстро сменяют другие, технологии развиваются все быстрее, а количество источников информации и её объемы просто затапливают, становится крайне тревожно. Уже существуют такие тенденции как думскроллинг — бессмысленное пролистывание ленты в соцсетях, FOMO — страх упущенной выгоды. Все чаще у людей возникают ощущение, что нужно бежать все быстрее, чтобы просто оставаться в курсе событий.

В анализе человек находит пути для налаживания контакта со своими чувствами. Опираясь на устойчивую личность аналитика, человека обретает возможность взглянуть в глаза своим застывшим детским страхам, которые проследовали за ним во взрослую жизнь, и находит пути освобождения от них, что дает внутреннюю опору и способность справляться с уже актуальными страхом и тревогой в настоящем, появляется понимание, что событие, кажущееся сейчас невыносимым — временно, что «это не конец света».

Психоанализ работает через слово, а не таблетки

Зачастую от депрессии, тревоги, бессонницы, при панических атаках и прочих расстройствах врачи назначают антидепрессанты или препараты, угнетающие нервную систему. Чаще всего эффект от этого ощущается как «ни хорошо, ни плохо, просто никак». Человек избавляется от тревоги, а заодно и от многих других чувств: гнев, радость, удивление, интерес, восторг — все становится притупленным. В процессе психоанализа у человека есть шанс реконструировать свой симптом: тревогу, депрессию или бессонницу, во что-то более жизнеспособное и творческое, вернуть радость к жизни и не утратить при этом способность испытывать и выдерживать самые разные чувства: и гнев, и грусть и радость.

Психоанализ дает возможность найти ответы, которые не подвластны науке и медицине

Например, медицина до сих пор не способна объяснить почему один человек заболевает, а другой нет. У психологии до сих пор нет единого ответа, почему при схожих обстоятельствах взросления один человек становится преступником, а другой нет. Психоанализ исходит из того, что каждый человек уникален, и его история неповторима, ведь дело касается не только внешних обстоятельств, воспитания, семейной истории и прочего, но и самого внутреннего мира человека, его психической реальности, которая никогда не равнозначна объективной реальности. Это значит, что ответы на эти вопросы следует искать не в поле эксперимента или статистики, а в поле истины каждого конкретного человека. Исследуя бессознательные мотивы человека, которые обычно недоступны сознанию, но имеют огромное влияние на поступки человека, можно найти ответы на самые сложные вопросы человеческой психики и пути к обретению счастливой жизни.

Психоанализ — один из последних оплотов души

Современные технологии развиваются всё быстрее. Часть задач за человека уже выполняет искусственный интеллект. Некоторые нейронные сети даже были обучены психологическим алгоритмам, и люди могут использовать их в качестве замены сессии с психологом. Психоанализ невозможно свести к набору алгоритмов или универсальных инструкций, так как в основе самой идеи психоанализа лежит представление об уникальности каждого человека, его духовности, его субъективности. Психоанализ не рассматривает человека как некий объект, набор химических или биологических функций и реакций. Психоанализ исследует чувства человека, страдание, которое он переживает, его уникальную, неповторимую историю.

Психиатрия склонна рассматривать в первую очередь сами симптомы болезни, на основании которых врач ставит диагноз и выписывает таблетки. Субъективная история пациента для врача не так важна, это никак не поможет ему определить диагноз. О результатах лечения врач также будет судить исходя из того, остались ли симптомы или прошли. В психоанализе, наоборот, важное место занимает не сам симптом, с которым обратился человек, а то, что и как человек об этом рассказывает, что он чувствует, о чем он думает.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, впервые заговорил о том, что невозможно провести четкую границу между «нормальной» психикой и патологией, так как невозможно свести всю сложную душевную жизнь человека к набору симптомов и в соответствии с общепринятой классификацией разложить по полочкам. Поэтому психоанализ уделяет большое внимание мыслям и чувствам человека, его воспоминаниям и сновидениям, а также всему, что незримо его окружает: языку и культуре. Тому, что наполняет нашу психику, создает образы, мысли, помогает понять нашу историю, обозначить ее через слово и символ, наполнить нашу жизнь смыслом. В психоанализе все это имеет значение.

Психоанализ не лечит

Психоанализ нельзя свести по аналогии с медициной к лечению, так как нет «болезни», с которой обратился бы человек к психоаналитику. Психоаналитик — тот человек, который не осуждает, не ставит диагноз, не дает советов, но внимательно слушает все, что говорит ему человек о своих чувствах, мыслях, переживаниях. Который бесстрашно готов исследовать глубинные, скрытые желания и страхи, в которых порой человек боится признаться самому себе. Мы взрослеем, опираясь и равняясь на близких нам людей, тех, кого мы любим и кем восхищаемся, на кого хотим быть похожими: родители, учителя, наставники, кумиры. В психоанализе человек, опираясь на сильную и зрелую личность психоаналитика, может выстроить новый способ отношения к себе, к другим людям, увидеть для себя новые возможности в жизни.

Личность психоаналитика

Еще Фрейд писал о том, что психоанализ — это невозможная профессия, и тому есть несколько причин. Во-первых, психоанализ нужно пережить. Невозможно стать психоаналитиком только изучив теорию, необходимо и самому побывать на кушетке, убедиться на собственном опыте, что бессознательное существует, а значит, что помимо нашей сознательной части есть и то, что говорит и действует помимо нашей воли, прорываясь в нашу жизнь через оговорки, сновидения и порой странные поступки, которые мы сами себе не в силах объяснить.

Во-вторых, порой сложно разделить моменты, когда психоаналитик перестает быть психоаналитиком. Когда он выходит за пределы своего кабинета? Или когда приходит домой? Или когда он в отпуске? Бессознательное не знает отдыха, и потому бессознательное аналитика продолжает работать, даже если сессия закончилась или человек окончательно завершил свой анализ. Накопленный опыт никуда не исчезает, воспоминания продолжают жить и создавать новые цепочки связей, соединяя воедино весь профессиональный опыт психоаналитика.

В-третьих, в психоанализе, в отличие от других направлений психотерапии, нет четких алгоритмов работы, нет универсальных ключей для решения проблем, с которыми обращаются к психоаналитику. Каждый человек уникален, его история неповторима, а потому в каждом конкретном случае психоаналитику приходится изобретать психоанализ заново, на основе теории, которую он изучил, опыта, который он приобрел в своем личном анализе, в работе с другими людьми и в результате обмена клиническим опытом с другими коллегами.

Исходя из этого выходит, что психоанализ — это не совсем профессия. Психоанализ — это стиль жизни, который включает:

  • личный анализ: излечение собственных травм и знакомство со своим внутренним миром,
  • постоянное самосовершенствование: изучение теоретических источников, повышение квалификации на курсах и семинарах,
  • обмен опытом с коллегами: написание статей и участие в конференциях,
  • супервизирование своей практики: обращение к более опытным коллегам для поиска лучшего решения,
  • изучение культуры, литературы, искусства — того, что дает понимание человеческой души.