Прогулявшись по Верхнему парку Петергофа, мы направились к тихой Александрии. И вдруг, справа от дороги вырастает настоящий средневековый замок: неприступны стены из красного кирпича, устремленные в небо остроконечные башни с зубцами, изящные эркеры и стрельчатые окна.
Парадный фасад гордо венчает герб, резные каменные детали и готические завитки. Любопытство распирало.
Подойдя поближе, прочитали, что это Дворцовые (Императорские) конюшни. И очень удивились. Ожидали что угодно, но только не конюшни. Проход на территорию закрыт, но в этот день Фортуна была к нам невероятно благосклонна!
Мы, затаив дыхание, разглядывали причудливую каменную вязь на фасаде, как вдруг... Открылась массивная дверь. На пороге появился человек в форме.
"Хотите заглянуть внутрь?" – спросил он неожиданно.
Наши глаза, наверное, выразили все без слов. "Да-да, конечно!" – выдохнули мы, едва веря своему счастью.
И вот, под дружелюбным взглядом охранника-экскурсовода, древние двери распахнулись, впуская нас в самое сердце Императорских конюшен.
Первое, что нас поразило – это потолок! Резная стропильная система из темного дерева – это что-то невероятное!
Белоснежные стены, прорезанные длинными, узкими стрельчатыми окнами, заливали зал солнечным светом. Трудно было отделаться от ощущения, что мы не в конюшне XIX века, а в парадном зале какого-нибудь английского замка эпохи Тюдоров!
"А теперь – наверх!" – предложил наш проводник.
По лестнице мы поднялись на второй ярус.
Перед нами открылся просторный балкон с ажурными резными перилами.
"Это и есть царская ложа, – пояснил охранник. – Отсюда императорская семья наблюдала за выездкой и тренировками своих любимцев".
А как играл свет, проходя сквозь витражные окна на балконе! Изысканным завершением картины служила изящная кованая винтовая лестница, зовущая куда-то ввысь, на чердак – словно миниатюрная башенка в сказочном замке.
Наш гид оживил стены историями. Эти сказочные конюшни, шедевр архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, были возведены по личному указу императора Николая I в 1848-1855 годах. Они не просто служили домом для лучших императорских лошадей, но и были образцом технического прогресса. Здесь было продумано все: от вентиляции и отопления до системы удаления навоза.
После революции 1917 года роскошным стойлам пришлось сменить "профиль": здесь был Дом отдыха. Тяжелые военные годы оставили самый мрачный след. Комплекс был занят немецко-фашистскими захватчиками. А в 1970-х, после обнаружения целебного минерального источника, в этих стенах зазвучали уже не ржание коней, а голоса отдыхающих. Открылся санаторий с водолечебницей.
Манеж, где когда-то гарцевали лошади, превратился в столовую.
Пройдя через манеж, где мы мысленно попрощались с призраками санаторных обедов, мы вышли во внутренний двор.
Картина предстала перед нами одновременно величественной и немного грустной. Восстановлен пока только главный фасад и манеж. Двор и окружающие его служебные корпуса выглядели неухоженными, кирпичные стены – потертыми ветрами и временем.
Но даже сквозь запустение ощущался невероятный размах замысла: могучие башни по углам, высокие зубчатые стены, арки и белоснежные декоративные вставки на фоне красного кирпича.
Мы бродили по этому тихому двору и казалось, что вот-вот из-за угла выедет всадник в ливрее...
Наше путешествие в сердце Дворцовых конюшен подошло к концу.
Мы вышли ошеломленные и бесконечно благодарные случаю и доброму охраннику, приоткрывшему для нас эту потаенную главу Петергофа. Этот комплекс предстал перед нами символ ушедшего величия и удивительной стойкости. Он пережил войну, смену эпох и назначений, но сохранил свою неповторимую душу и готическую стать.
Адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, улица Аврова, 2.
А вы бывали в Дворцовых конюшнях Петергофа?