Найти в Дзене
Корея изнутри

Государство Чосон в период политики танпхён или XVIII век

18 век правления династии Чосон называют периодом политики танпхён, т.е. политики уравновешивания партий. В результате политики переворотов королевская власть значительно усилилась, и в XVIII веке, во времена правления Сукчона (19-й король), Ёнчжо (21-й) и Чонжо (22-й), удалось построить достаточно сильную монархию на основе политики "танпхён" — уравновешенного привлечения кадров из всех партий с целью смягчения межфракционной борьбы. Сам термин "танпхён" появился ещё при Сукчоне в ходе политики хвангук, а как кадровая политика для урегулирования крайнего обострения межпартийных конфликтов (в период до и после правления Кёнчжона, 20-й король) активно применялся при Ёнчжо и Чонжо. Особенно XVIII век в Чосоне оценивается как "период возрождения" — время относительной социальной стабильности, вызванной усилением королевской власти, развитием торговли, науки и культуры. Денежная экономика окончательно вошла в повседневный обиход, что способствовало развитию торговли. В страну проникла "кри

18 век правления династии Чосон называют периодом политики танпхён, т.е. политики уравновешивания партий.

Ёнчжо и Чончжо — правители, приведшие Чосон к расцвету в XVIII веке
Ёнчжо и Чончжо — правители, приведшие Чосон к расцвету в XVIII веке

В результате политики переворотов королевская власть значительно усилилась, и в XVIII веке, во времена правления Сукчона (19-й король), Ёнчжо (21-й) и Чонжо (22-й), удалось построить достаточно сильную монархию на основе политики "танпхён" — уравновешенного привлечения кадров из всех партий с целью смягчения межфракционной борьбы. Сам термин "танпхён" появился ещё при Сукчоне в ходе политики хвангук, а как кадровая политика для урегулирования крайнего обострения межпартийных конфликтов (в период до и после правления Кёнчжона, 20-й король) активно применялся при Ёнчжо и Чонжо.

Особенно XVIII век в Чосоне оценивается как "период возрождения" — время относительной социальной стабильности, вызванной усилением королевской власти, развитием торговли, науки и культуры. Денежная экономика окончательно вошла в повседневный обиход, что способствовало развитию торговли. В страну проникла "критическая школа" из Цин, и в отдельных кругах развивались идеи "северного учения" (похвала Китаю) и силхак (практического учения). Благодаря этим тенденциям существует теория о том, что этот период стал временем перехода к новому времени (т. н. "теория зарождения капитализма").

Однако сословная система "пансан" (разделение на дворян и простолюдинов), характерная для среднего периода Чосона, начала постепенно разрушаться: простолюдины стали покупать у государства подложные грамоты о заслугах (конмёнчхоп) или поддельные родословные, чтобы получить статус янбан. С ростом числа зажиточных крестьян численность янбанов резко возросла. Частично освобождённые от налогов, они вызвали снижение государственных доходов и налоговый дисбаланс, что ещё больше усугубило проблемы налоговой системы. Одновременно дворянство (сарим) разделилось на столичных и провинциальных, при этом количество государственных должностей всё больше концентрировалось в Ханяне (сегодня, Сеуле) и его окрестностях, что усиливало "столичную централизацию" управления.

На фоне нарастания этих социальных противоречий политическая система "бундан" (партий) фактически подошла к распаду. Во второй половине правления Ёнчжо партия Сорон фактически утратила влияние, и власть оказалась полностью в руках партии Норон. Хотя и после этого представители Сорон и Намин назначались на должности под лозунгом танпхён, у них не было реальной власти, чтобы противостоять Норон. Настоящая политика танпхён действовала только в первой половине правления Ёнчжо ("полное танпхён"), тогда как во второй половине его правления и при Чонжо она скорее служила средством сдерживания правящей партии Норон. Ёнчжо во второй половине правления, под прикрытием танпхёна, через родственные связи (чхокшин) внутри Норон сдерживал их же, а Чончжо активно назначал уже лишённых власти Намин и Сорон, чтобы восстановить систему партийного баланса, существовавшую до господства Норон ("частичное танпхён").

Однако во времена Чончжо партия Норон, особенно её радикальное крыло Пёгпха, ставя превыше всего партийную верность, выступала против назначения Намин и Сорон, активно этому сопротивляясь. В противоположность им умеренное крыло Норон, а также Намин и Сорон, следовавшие воле короля, назывались "шипха". Столкнувшись с подобным сопротивлением, Чончжо в конце концов отказался от восстановления партийной системы и вернулся к политике родственных связей: он назначил Ким Чосуна из новой ветви клана Андон Ким (Норон, шипха, знатный род) тестем наследного принца и сделал его опорой принцевой гвардии, тем самым вновь вернувшись к "политике чхокшин".