Найти в Дзене
Плюшевая критика

Непопулярный взгляд на сериал "Андор" в 10-ти параграфах с бонусом

Ясность! Это чувство я давно не испытывала. 7 серия, 2 сезон Всем добра! Пару недель назад я досмотрела второй сезон сериала "Андор", который многие называют самым реалистичным, самым взрослым, самым нестандартным и даже лучшим сериалом по Вселенной "Звёздных войн". Поклонники превозносят наконец-то показанную "жизнь простых людей", шпионские страсти, внимание к зарождающемуся Сопротивлению и психологически достоверную неоднородность самих сопротивленцев. Мне встретились даже отзывы, в которых люди хвалили сценарий и диалоги персонажей (кхм). Судя по всему, задумка режиссёра и впрямь была амбициозна - стало быть, и спрос должен быть высок. Возможно, что-то из фактов я упустила или недостаточно верно поняла. Но всё-таки мне хотелось бы поделиться собственным взглядом на этот кинопродукт, и начну я с минусов, которые кажутся мне существенными. А закончу, возможно, и плюсами. Обзор предстоит огромный, и замечу, что весь он является плодом моего субъективного понимания разумного и прекрасн
Оглавление
Ясность! Это чувство я давно не испытывала. 7 серия, 2 сезон

Всем добра! Пару недель назад я досмотрела второй сезон сериала "Андор", который многие называют самым реалистичным, самым взрослым, самым нестандартным и даже лучшим сериалом по Вселенной "Звёздных войн". Поклонники превозносят наконец-то показанную "жизнь простых людей", шпионские страсти, внимание к зарождающемуся Сопротивлению и психологически достоверную неоднородность самих сопротивленцев. Мне встретились даже отзывы, в которых люди хвалили сценарий и диалоги персонажей (кхм). Судя по всему, задумка режиссёра и впрямь была амбициозна - стало быть, и спрос должен быть высок. Возможно, что-то из фактов я упустила или недостаточно верно поняла. Но всё-таки мне хотелось бы поделиться собственным взглядом на этот кинопродукт, и начну я с минусов, которые кажутся мне существенными. А закончу, возможно, и плюсами. Обзор предстоит огромный, и замечу, что весь он является плодом моего субъективного понимания разумного и прекрасного, а ещё в нём можно нахватать спойлеров.

Итак, поехали! Минусы (как я их увидела).

1. Главный герой не воспринимается как лидер

Нас бьют, мы летаем
Нас бьют, мы летаем

В моих глазах сериальный Андор не тянет на лидера и звезду Сопротивления - по трём причинам. Во-первых, он - ведомый персонаж, наёмник, который выполняет задания Лютена Раэля. Он может быть хорош в актёрстве, пилотировании, владении оружием и драках (впрочем, не драках. Его частенько мутузят за милую душу, даже Сирил одолел его в рукопашной), но он почти ничего не определяет сам.

Второе. Если в "Изгое-один" Андор предстал стопроцентно уверенным, жёстким и преданным Восстанию, то благодаря сериалу мы увидели, что он метался туда-сюда чуть ли не до последней серии. Он то чтит Лютена, то яростно восстаёт против него. У сериального Андора, на мой взгляд, некоторые проблемы с целеполаганием. Ощущение, будто он на коротком поводке у Лютена, и это безумно тяготит его, в то время как сам Кассиан мечтает только об одном - смыться подальше и обо всём забыть.

И третье. Сериал из двух сезонов, каждый из которых состоит из двенадцати серий, демонстрирует нам всего несколько крупных заданий Андора, остальную же часть их нам предлагается додумывать. О его разведдеятельности больше разговоров, чем фактов, и это впечатление усиливается из-за стремительно летящего времени в сериале: то и дело мы читаем "год спустя"... "год спустя"... Мы можем достоверно отнести к послужному списку Андора: ограбление на Алдани (он лишь член отряда, которым руководил другой человек), угон имперского истребителя (сработано не чисто, так как Андор привлёк к себе внимание, излишне долго стуча истребителем в потолок), уничтожение доктора Горста (в рамках терапии для Бикс, в паре с ней, успешно), разведмиссию на Гормане (никаких активных действий совершать там не требовалось), попытку застрелить Дедру Миро (провалено), сопровождение Мон Мотмы при бегстве из Сената (успешно) и спасение Клеи, владеющей ценной информацией (успешно, но выбрались чудом благодаря K-2SO, потому что много болтали). Вот он получил ожог бластером - где, при каких обстоятельствах, непонятно. Вот он внедрился на базу имперцев ради того самого истребителя, но как именно он это сделал, как завербовал себе помощницу, как обманывал службу контроля (или что там у них), непонятно. Мы должны просто верить, что Андор какой-то особенный, что не просто так его именем назван данный проект... но нет.

Да, ещё Кассиан поднял восстание в тюрьме на Наркина-5, но, учитывая, что спаслись оттуда только двое, результаты трудно счесть позитивными. Также на его счёт стоит записать спасение Бикс (дважды) - но вообще-то он сам виноват, что Бикс схватили в первый раз, ведь от неё требовали сведений о нём же, Андоре, застрелившем сотрудников корпорации.

2. Скучная возлюбленная главного героя

95 процентов экранного времени Бикс бродит с этим выражением лица
95 процентов экранного времени Бикс бродит с этим выражением лица

Я не в восторге от нового Андора, и мне жаль, что откатить время просмотра невозможно: этот образ против моей воли наслоился на более интересного и понятного мне Андора в "Изгое-один". Но, может, сериальный Андор заиграл бы новыми красками, если бы в пару с ним не поставили Адрию Архону, которая на протяжении двух сезонов старательно изображала неистребимый драматизм души и тела. Она симпатичная женщина и по части минорных состояний неплохая актриса, но мне было ужасно скучно смотреть на неё и на её метания. Вроде бы Бикс дерётся, мстит, сопровождает Андора в его похождениях (большей частью за кадром), но всё это не отменяет того, что у неё вид загнанной в угол жертвы. Возможно, многие не согласятся со мной, но я также не увидела искры между ней и Андором. В первом сезоне их отношения носили дружеский характер, и мне непонятно, зачем они трансформировались в вялую романтическую линию. В сравнении с ней Джин Эрсо - стальная и, главное, живая девчонка. Она целеустремлённая, сильная и физически, и морально, она без раздумий идёт на жертву. Если кто из них и достоин быть спутницей героя, так это Джин.

Не такая миловидная, как Бикс, но сопереживаешь больше ей
Не такая миловидная, как Бикс, но сопереживаешь больше ей

3. Бездарное завершение арок важных персонажей

Роман Сирила и Дедры развивался молниеносно, но мы этого не увидели
Роман Сирила и Дедры развивался молниеносно, но мы этого не увидели

На ум приходит Клея Марки. Чем этот яркий персонаж займётся дальше, коль уж режиссёр оставил её в живых? Хорошо, предположим, о ней собираются снимать отдельный спин-офф . Рассмотрим тех, кого (как мне кажется) точно нет смысла возвращать на экран, - и первым в списке значится Сирил Карн.

Сирил был неоднозначным, но перспективным персонажем "Андора". В первом сезоне он был зациклен на поимке, собственно, Андора и потерпел от этого много неприятностей, но зато на почве общей ненависти воспылал чувствами к имперской стальной деве Дедре Миро. Дева, впрочем, послала его в метафорическое путешествие, но в конце первого сезона он спас ей жизнь... и она посмотрела на него по-новому. Казалось бы, отличный задел для развития романтической линии! Тем более - романтической линии героев, между которыми я видела реальную химию, в отличие от Андора с его унылой подругой Бикс! Однако второй сезон с размаху влепил зрителю пощёчину в виде нудного сожительства Сирила и Дедры, уже явно миновавших конфетно-букетный период, да ещё и отвесил подзатыльник в виде визита токсичной сириловской мамаши.

Но с Сирилом ещё не всё было потеряно. Дедра сделала его своей марионеткой, отправила на Горман морочить голову повстанцам, те, в свою очередь, с каких-то щей прониклись к нему доверием (впрочем, их можно понять, у актёра Кайла Соллера очевидно положительная харизма), потом все они вдрызг разругались и Сирил отправился потерянно шататься по Горману, охваченному пламенем неудавшегося восстания. Тут-то бы ему и совершить что-то героическое, что-то стоящее затраченного на него сериального времени. Но вместо этого он начинает драться с подвернувшимся Андором (ну да, сиюминутно спасает этим Дедру, но стоило ли, учитывая её будущность?), а потом его застреливает глава гормановского фронта Райланз. Так спета бесславная песенка Сирила Карна. Ощущение, что с его помощью режиссёр Тони Гилрой решил поиграться в "Игру престолов".

Кстати, то же ощущение возникло у меня в случае других двух нелепейших смертей - Синты и Энзы, дочери Райланза. Обеим придавалось в сериале значение, обе выглядели этакими тёртыми баранками, обеих сопровождал туман сопутствующего революционного пафоса - в итоге обеих ждала максимально бессмысленная гибель. Сам же Райланз - красивый породистый старик, к которому вели все нити гормановского бунта, - после эпичного выстрела в Сирила пропал с радаров, канул в воду, залёг на дно в Брюгге - короче говоря, и с ним мы безвременно попрощались. Видимо, убить Сирила и было сверхзадачей данного персонажа. Но, может, тогда это стоило сделать при первой же встрече, сэкономив нам время?

4. Персонажи, которых можно было спокойно вырезать

"Держись подальше от Вел Сарты!" - должно звучать первое правило повстанца
"Держись подальше от Вел Сарты!" - должно звучать первое правило повстанца

Сарта. Мы видим эту некрасивую, но решительную женщину ковыляющей с посохом и в сером плаще на встречу с Лютеном Раэлем среди живописных холмов Средиземья. Она командует ячейкой, которая должна совершить дерзкое, неслыханное преступление, украв КВАРТАЛЬНУЮ ЗАРПЛАТУ ВСЕГО СЕКТОРА. Довольно скоро испытываешь потребность спросить её: "А вы точно руководитель?". Сарта мнётся, не решаясь подать знак о начале операции. Она не знает, как долететь до Алдани, куда удирать с Алдани, даже технику безопасности при перевозе груза она не знает. А зарплата Империи представляет собой увесистые тубусы, которые, ничем не закреплённые, придавливают главного ориентировщика на местности. Просто больно смотреть, как бедняга Андор ведёт корабль наобум и тоскливо кричит: "Да скажите, куда лететь уже!", а доблестная командирша не может ему ответить. Зато вкалывает придавленному парню мощный наркотик, и тот из последних сил направляет пилота, прежде чем отойти в мир иной.

После этой блестящей вылазки гениальная стратег, по совместительству кузина Мон Мотмы, переодевается в светскую одежду и трётся в высшем обществе, пока не получает новое ответственное задание - организовать грабёж имперского имущества на Гормане. Вторая не менее тщательно продуманная операция (сарказм) уносит жизнь её приятельницы Синты, что провоцирует максимально нелепую истерику Сарты. На мой взгляд, она недалёкий персонаж истероидно-нарциссического типа, выглядящий вследствие этого просто комично, учитывая море пафоса, с которым преподносится каждое её слово. От её отсутствия сериал ничего бы не потерял (правда, стал бы сильно короче).

То же самое я могу сказать про душную мать Сирила, призванную продемонстрировать - что? Мягкость и безропотность Сирила, который терпит её навязчивую заботу? Наивность Сирила, которому она прямым текстом говорит, что на Гормане он мелкая сошка? Но ни одно из этих качеств Сирила не получило осмысленного развития и завершения. И зачем Дедра соглашается на визит мамаши, если почти сразу выкатывает требование держаться подальше от их с Сирилом гнёздышка? Это можно было сказать и по видеосвязи, вместо того чтобы тренировать перед зеркалом натужную улыбку. После смерти Сирила мы видим его мать ещё пару мгновений - она сидит на диване в обществе неизвестных нам подружек и печально кривит губки. Я уж не упоминаю генетическое чудо, в результате которого белый Сирил произошёл от матери-индианки. В случаях и матери, и Сарты у меня впечатление, будто актрис насильно впихнули в сериал, потребовав сделать им роль.

5. Персонажи с оборванными сюжетными линиями и случайные персонажи

Помпезно выдали Лаийду замуж и забыли, будто её и не было. А ведь её жених не хотел держаться за руки!
Помпезно выдали Лаийду замуж и забыли, будто её и не было. А ведь её жених не хотел держаться за руки!

Сериал начинается с поисков Андором его сестры, которую он не видел с детства. Но всё как-то завертелось, потом завертелось ещё быстрее, и о сестре Андор позабыл. Многие надеялись, что она всплывёт во втором сезоне, но нет. В финале второго сезона Андор, вместо поисков занимавшийся совершенно другими делами, отправился прямиком в фильм "Изгой-один", где, как мы знаем, доблестно умер. И что сталось с той сестрой, Чубакке ведомо.

Ещё одной яркой недосказанностью первого сезона стал Кино Лой, заключенный и глава небольшой группы других заключённых в тюрьме на планете Наркина-5. Эту роль достойно сыграл Энди Сёркис, но последнее, что мы узнаём о нём в сериале, - он не умеет плавать, поэтому после восстания застыл на пороге тюрьмы перед раскинувшимся внизу океаном, в то время как все остальные заключённые, не заморачиваясь, радостно сбросились в воду (и почти все утонули).

Немалое количество экранного времени в первом и втором (но больше втором) сезоне посвящено Лайиде, дочери Мон Мотмы. Мы зачем-то видим, как она не находит общий язык с матерью, потом проводит ритуалы с подружками, потом выходит замуж с кучей ненужных подробностей. Причём так и осталось непонятным, хотела она замуж или нет, нравился ли ей жених, что она сама-то по этому поводу думала? После многочисленных свадебных обрядов и заключительной дискотеки с посредственным музоном мы больше ничего не слышим о Лайиде.

Помимо этого, сериал демонстрирует нам целую вереницу случайных персонажей. Кто-нибудь разобрался в девушке, которая общалась с Андором в самом начале второго сезона? Кем она работала, как сошлась с Андором, что он ей наобещал? Она мелькнула и пропала, заткнув собой некоторое количество экранного времени. А помните белокурую Билу, которая носила припасы Уилмону, приятелю Андора, когда он вместе с Бикс скрывался на Мина-Рау? У Бикс с Уилмоном состоялся по поводу неё целый разговор. Однако к финалу сериала Уилмон подоспел уже с другой красоткой - Дриной. Била же осталась на Мина-Рау, и точка. С Дриной их объединило только одно: они пришли в сериал ниоткуда и ушли тоже, в общем-то, в никуда.

Но особенно меня впечатлили партизаны из отряда Майи Пэй, застрявшие в джунглях на Явине-4. На протяжении двух серий из их толпы вырывается то одно, то другое лицо. Они угрожают Андору, ведут между собой маловразумительные споры, играют в "Камень, ножницы, бумага", на них нападают какие-то звери. Банда разбивается на два лагеря и начинает междоусобицу. Разборки в разгаре, когда Андор сбегает с луны, - и больше мы не услышим об этих хаотично показанных людях.

6. Непоследовательность изображения персонажей

Я так и не поняла, какой образ хотели вылепить из Лезина
Я так и не поняла, какой образ хотели вылепить из Лезина

Как мне кажется, любой герой должен меняться, развиваться и деградировать, проявлять себя так или иначе в соответствии с внутренней логикой характера, и зритель должен понимать причинно-следственные связи его поступков и высказываний. В противном случае сложившийся образ начинает рассыпаться, ведь экран - не реальная жизнь с её многомерностью. Несколько раз моё восприятие героев "Андора" давало сбой.

Так, неприятно поразила сцена некрасивой перебранки Андора с его приёмной матерью Маарвой - до того эмоциональная связь между ними казалась мне более возвышенной. Не менее удивила позднее внезапная истерика Лютена - человека, который считался незыблемой скалой Восстания, хитрым и жёстким серым кардиналом. Он дёргал за ниточки, распоряжался судьбами, ходил по острию - и вдруг подвергся унизительному приступу паники, обвиняя Клею в фальшивом спокойствии. Вел Сарта и так не милашка в общении - но возмутительна сцена с её высокомерным и хамским поведением на планировании операции горманского фронта. Она грубо затыкает Сэма, который искренне не понимает, почему никто не может взять на задание оружие (я тоже не поняла). Потом она так же грубо огрызается на Дрину, которая ставит под сомнение её авторитет (ну и правильно, прилетел невесть кто и начинает с порога всех строить). Эй, вообще-то вы союзники.

Кстати, о горманцах. Особенно интересным в плане логики я считаю изображение Лезина. Этого человека мы встречаем в четырёх крупных сценах второго сезона. Внимание поневоле останавливается на нём, и ведёт он себя следующим образом:

1. Тайное собрание горманцев (на которое приглашают Сирила): Лезин произносит гневную речь, будоража слушателей, спорит с председателем, отказывается сесть на своё место - т.е. ведёт себя как бунтарь, разжигатель

2. Другое тайное собрание горманцев: Лезин вмешивается в спор повстанцев и прекращает его, призывая помнить о своём достоинстве - т.е. ведёт себя как миротворец

3. Операция по ограблению имперского транспорта: Лезин пытается проникнуть на оцепленную территорию, оскорбляет Сэма, который пытается его остановить, лезет в драку - т. е. ведёт себя как дебошир, провокатор

4. Митинг горманцев перед началом резни: Лезин первым начинает торжественно петь гимн Гормана, к нему присоединяются остальные - здесь он выступает в роли вдохновителя.

И как прикажете понимать этот разброс? Кстати, не припомню, чтобы кто-то упрекнул Лезина в саботаже или предательстве, после того как он чуть не сорвал операцию своим же соратникам. Равно как мы не узнали, куда и зачем он пытался так рьяно прорваться.

Ещё одна занятная сцена: получив прощальное видеопослание Бикс, Андор приходит в невероятное волнение. Он бежит сквозь джунгли, надеясь догнать её, но узнаёт, что все рейсы уже ушли рано утром. Тут его окликают, сообщая, что переформатированный дроид готов. И Андор идёт смотреть на дроида. А вскоре он уже пьёт и режется в карты с Мелши и K-2SO. До конца сериала он больше не вспоминает о подруге.

7. Бреши в логике сюжета

Зрители, не проникшиеся глубиной повествования "Андора" и желающие получить ответы
Зрители, не проникшиеся глубиной повествования "Андора" и желающие получить ответы

Я сконцентрируюсь на основных моментах, которые не давали мне покоя. И первое - это почему Вел Сарта так плохо руководила ограблением на Алдани мятеж на Ферриксе, где голограмма Маарвы произносит во время собственных похорон пылкую речь о том, что Империя - это болезнь, рождённая и вскормленная тьмой. Боритесь с Империей, говорит она, и эту речь безмолвно слушают САМИ ИМПЕРЦЫ, находящиеся тут же на площади. Только в конце её один из военачальников накрывает проектор тряпкой, а потом пинает его с криком "Разойтись!" После чего к нему же и применяется первое рукоприкладство.

Тюрьма на Наркина-5. Здорово придумано, что в финале первого сезона мы увидели плод трудов Андора и его невезучих собратьев-заключённых. Оказалось, что они создавали - о Боже! - саму "Звезду Смерти!" Но демонстрация хода работ создала у меня ощущение, что все заключённые безостановочно выполняли механические однотипные действия, одни и те же действия изо дня в день. Вероятно, каждая группа выполняла свой набор действий, но тем не менее. Почему империя не могла задействовать для этого дроидов? Зачем требовалось отлавливать на улицах случайных людей, возможно, с нулевыми навыками по сборке и механике, чья производительность была в любом случае ниже производительности автоматов?

Горман даёт просто море пищи для размышлений. Горман - не какой-нибудь отдельно взятый город, а целая планета, жители которой гордятся ею и чтят свои традиции. Как мы узнали из сериала, планета славится своей текстильной промышленностью, а также пауками, которые ткут эксклюзивный горманский шёлк. Но когда Райланз тряс за грудки Сирила и кричал: "Что вы ищете у нас под землёй?!", я внезапно подумала вот о чём - получается, за всю историю планеты на ней так и не уродились учёные, изучившие строение почвы, залежи минералов и всё такое? И в школах их дети не проходили ничего подобного? И бизнесмен Райланз, и его дочь, и все их соратники - неглупые, в общем-то, люди, вполне прилично одетые, - получается, отличаются полным невежеством относительно собственного мира?

В какой-то момент мы узнаём, почему Лютен стал врагом Империи и как судьба свела их с Клеей (кстати, я долгое время была уверена, что Клея - его жена). Переоценка ценностей у Лютена произошла во время разгрома родного города Клеи. Мы слышим в динамиках нечто ужасное, имперцы жгут, взрывают и расстреливают напропалую - мы не знаем, почему. Нас просто ставят перед фактом невиданных зверств Империи. И это было довольно давно, ведь с тех пор Клея выросла. Тогда к чему Империя устраивает реверансы на Гормане, чуть ли не несколько лет ожидая удобного случая, чтобы очернить горманцев в глазах галактической общественности и оправдать этим установление полного контроля над планетой с сопутствующими земельными разработками (ведь от Гормана Империи нужен калкит). Более того, для очернения горманцев почему-то недостаточно грабежей имперских транспортников, что в два счёта можно раздуть в скандал. Нет, необходимо было, исправно снабжая горманцев оружием, ждать определённого дня, чтобы провернуть целое представление по раздуванию мятежа, переросшего в вооружённое столкновение. Какое вообще дело Креннику, Таркину, да хоть самому Палпатину, что о них думают в Галактике? Начали бы разработки, разогнали бы мятежи, побросали бы зачинщиков по тюрьмам. Империя же! Но Дедра явно не искала лёгких путей.

Сирил - не сказать чтоб сильно сообразительный парень, но мне представляется странным, что он несколько лет проработал на Гормане на непыльной должности, потом внедрился в группировку повстанцев, стал передавать своей любезной полученные от них данные, лично наблюдал то самое первое ограбление транспорта - и вообще не догадывался, к чему это может привести! А ведь он уже прочувствовал на себе силу имперских репрессий и мог бы понимать любимые имперские методы. Нет, во время резни он искренне удивлён и расстроен! И я вновь возвращаюсь к мысли - с какой стати Райланз решил, что Сирил станет помогать им, от их имени транслировать какие-то просьбы и требования? Почему у Райланза даже не мелькнула мысль, что имперский чиновник будет предан Империи, а не горстке чуждых ему людей, и может оказаться опасен для их собственных планов? Загадка.

Не всё понятно про зависимость Бикс. Бикс подсела на таблетки, пытаясь избавиться от кошмаров. Потом Бикс и Андор каким-то образом нашли доктора Горста и уничтожили его (это происходит внезапно, никакие сцены не подводят к этому, и остаётся непонятно, как они спланировали преступление, как пробрались в его кабинет). Больше о зависимости ничего не говорится. Зачем вообще упоминались эти таблетки?

Не всё понятно с райдонием. Из контекста следует, что работе с экстрактором райдония обучены единицы, и это крайне опасно. Внезапно эксклюзивным специалистом по райдонию оказывается наш старый знакомый Уилмон (когда, где он обучился этому?). После его вынужденного присоединения к банде Со Герреры следует несколько странная сцена, где Со Геррера называет его мальчишкой, не знающим, что такое настоящее Сопротивление, и предлагает ему вдохнуть пары райдония. Уилмон вдыхает газ, корчится. И...? Это как-то изменило его настрой? Сделало ещё большим революционером? Если что, отец Уилмона был казнён имперцами, а сам он взорвал бомбу во время мятежа на Ферриксе. Полагаю, он и без Со Герреры знал, за что боролся.

Эпизод с Целительницей Силы получился невнятным и практически бессмысленным. Бикс привела к ней Андора из-за ожога бластером. Но в итоге женщина ничем не помогла ему, разве что достигла некой ясности (?). Из ценной информации за все пять минут звучит лишь, что Андору следует где-то оказаться (мы понимаем, где), и это определяет его личность и судьбу.

Мон Мотма не зря репетировала речь: ничего лишнего (сарказм)
Мон Мотма не зря репетировала речь: ничего лишнего (сарказм)

Речь Мон Мотмы в Сенате. Ну, лично я ждала большего. К выступлению велась такая тщательная подготовка, продумывался отход на позиции. Предполагалось, что и во время, и после речи сенатор подвергается огромной опасности. Мне кажется, в этой ситуации каждое слово должно быть предельно взвешено. Но Мон Мотма заходит издалека и после долгой словесной прелюдии наконец говорит, что на Гормане произошла бойня, а имя всем бедам - Палпатин. Никаких фактов она не приводит. Это воспринимается как её субъективная эмоциональная оценка. Где доказательства? Что примечательно, имперские служаки всячески пытаются отрубить трансляцию Мон Мотмы, но им это удаётся лишь после последнего сказанного слова.

Сцена извлечения Клеи из убежища вызвала у меня смех. Имперцы бесконечно долго идут к нему, да ещё и путают квартиры, в то время как Андор, прилетевший, собственно, забрать Клею в безопасное место, бесконечно долго беседует с ней о Явине-4, Лютене, переданной информации и других интересных вещах.

8. Ничего об Ордене джедаев

Нам не надо Джедаев, мы сами с усами. И с кирпичами
Нам не надо Джедаев, мы сами с усами. И с кирпичами

Для сериала, погружающего в истории и характеры повстанцев, на мой взгляд, здесь не так уж много сказано об их личных мотивах. По ходу дела мы считываем, что кем-то движет месть (Клея, Уилмон), кем-то - врождённое чувство справедливости (Мон Мотма) или раскаяние (Лютен). Кто-то восстаёт против подавления свобод (Со Геррера, горманский фронт). Это самые яркие примеры. А что сказать о других? Но особо удивляет, что ни один из повстанцев за весь сериал не упомянул о падении Ордена джедаев, что было одним из ключевых событий, приведших к созданию Галактической Империи и наверняка стало личной трагедией для многих. Ведь джедаи были не просто закрытым сообществом световых мечей - они считались духовным ориентиром и стражами мира всей Галактической Республики. В "Изгое-один" мы увидели, как память о них продолжает жить. Но в "Андоре" о джедаях нет ничего, тем самым он отрывается от общей истории "Звёздных войн", хоть и выпущен под их эгидой. Я считаю это огромным минусом.

9. Манипуляции зрителем

Я с трудом выучила имена двух-трёх. Кому именно я должна сочувствовать?
Я с трудом выучила имена двух-трёх. Кому именно я должна сочувствовать?

После эпизода резни на Гормане серия заканчивается воплями Дрины в эфире (не знаю, как в оригинале, а в дубляже это очень раздражало) и трагической музыкой. Зрителю предлагается прочувствовать, какое ужасное событие произошло только что. Почему же это событие мало тронуло меня? Наверное, потому что большая часть мятежников осталась для меня ноунеймами, в их лидерах я не увидела реальных людей со своими чувствами, интересами и страхами, революционная деятельность горманцев была показана урывками, а многие их поступки заставляли сомневаться в здравомыслии предводителя. Как будто бы сознавая пробелы и недоработки, создатели решили разжалобить меня трагичными титрами... но нет.

Также мне неприятен приём, который я называю "присутствие отсутствующего". Мы знаем, что в "Андоре" нет ни Дарта Вейдера, ни Палпатина (что опять-таки вырывает сериал из единого контекста "Звёздных войн"), хотя, казалось бы, проект, где столько говорится о "кухне" Империи, мог включить этих двух культовых персонажей в повествование. Я бы аплодировала, если бы их показали как-то иначе - пусть даже в виде теней, силуэтов, не разрушая общую реалистично-угнетённую стилистику сериала. Но их нет ни в какой форме. Однако имя Палпатина несколько раз звучит, им машут как морковкой перед носом, и это я считаю манипуляцией, попыткой искусственно "сблизить" сериал с оригинальными трилогиями.

10. Неполная склейка с "Изгоем-один"

В сравнении с прошлой жизнью, К-2SO перешёл на качественно другой уровень эволюции
В сравнении с прошлой жизнью, К-2SO перешёл на качественно другой уровень эволюции

"Я воевал с шести лет!" - кричит Андор Джин, и, слыша эту фразу в фильме, проникаешься к нему уважением, но... что мы узнали об этих войнах из двух сезонов сериала? "Мытарства пилота Андора, которого затянул водоворот Восстания вопреки мечтам о спокойной жизни" - так бы я назвала его.

В сериале целительница Силы назвала Андора посланником, что не совсем вяжется с фильмом. "Посланником" в глобальном смысле, на мой взгляд, является Джин Эрсо. Да, в "Изгое-один" Андор с отрядом помогает ей, но вовлечённость Джин в миссию по передаче чертежей "Звезды Смерти" куда глубже. Она продолжает дело отца и становится инициатором самоубийственной миссии, она разгадывает название проекта по детскому прозвищу. Джин действительно будто предопределено выполнить эту сверхзадачу.

Здорово, что в "Андоре" прослеживается история знакомства Кассиана с Мелшем, который впоследствии примет участие в миссии на Скарифе. С некоторой натяжкой можно принять удаление из кадра Бикс, которая переквалифицировалась из боевой подруги в мать. Мы можем как-то объяснить себе отсутствие Уилмона и Вел Сарты в "Изгое-один", но вот отсутствие Клеи после сериала слишком бросается в глаза, потому что это действительно интересный персонаж. Я считаю, её арку должны были завершить более определённо.

По причине того, что Клею и Лютена в фильме ещё не придумали, информацию о "Звезде Смерти" сообщает безымянный информатор Андора со слов имперского пилота-перебежчика. Любопытно, что формально нет противоречия между информацией, переданной Клеей и Лютеном (произведено супероружие) и пилотом (вид супероружия - "разрушитель планет"). Пилот только "уточнил" детали. Однако брешь видна в сцене, где Андор пересказывает Джин сведения об этом супероружии. Предполагая связь между "Андором" и "Изгоем-один", имена Лютена и Клеи не могли не прозвучать. Но не прозвучали по понятным причинам. А ведь они рисковали собой и другими ради этих сведений! Из-за "Звезды Смерти" был убит Лонни Юнг, а потом Клея прервала жизнь Лютена. Произошёл дисбаланс не в пользу персонажей сериала, их усилия обесценились, и все лавры достались пилоту. Даже не знаю, как могли бы устранить это противоречие, но оно существует, факт.

Дроид K-2SO был одним из двух персонажей, над гибелью которого я плакала в фильме (вторым был Чиррут). Думаю, всех покорили его интеллект, ироничность и глубокая привязанность к Андору, с которым они были как Чубакка и Хан Соло, - и жутковатая внешность только придавала изюминку личным качествам. Но с K-2SO связано сразу несколько неувязок. В сериале функции дроидов данной серии очень просты - это ходячие дубины, вышибалы, причём практически неуязвимые. В фильме же дроид говорит о себе: "Я всего лишь специалист по стратегическому планированию". И, как мы позже убеждаемся, дроиды его серии выводятся из строя даже лёгкими бластерами. Ну, допустим, в сериале Андору пришла в голову идея перепрошить имперского дуболома и превратить его в стратега повстанцев. Задачка не из лёгких, правда. Однако в сериале её успешно реализовали ноунеймы (и, похоже, соскребли защитное покрытие дроида на свои нужды). Произошло это за год до битвы при Явине. Но это как-то туговато соотносится с фильмом, где Андор и K-2SO общаются как старые приятели, а преданность дроида и готовность пожертвовать собой ради общего дела и Андора, в частности, указывают скорее на личное участие Андора в перепрограммировании дроида, в создании его новой личности.

Такие дела.

Бонус. Диалоги

Содержательный разговор с девушкой по имени Ноунейм
Содержательный разговор с девушкой по имени Ноунейм

Диалоги в "Андоре" такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Для наглядности приведу беседу из 1-й серии 2-го сезона (по сути, из самого начала сезона).

Девушка в спецовке идёт к ждущему Андору. Мы только что видели её нажимающей на кнопки в кабине имперского аппарата в большом белом зале. Больше пока ничего не понятно.

Андор: Нет! (отличный старт, Кассиан!)

Девушка: Да.

Андор: Как там дела?

Девушка: Всё готово. Утром испытательный полёт. Сегодняшний пароль – «Кафрин».

Андор: «Кафрин»? Ключ у тебя?

Девушка: Дождись, когда мой начальник уйдёт. Он допоздна не сидит.

Андор: Нас не застукают?

Девушка: Ты наш новый пилот. Только прилетел. Рвёшься работать. Вот решил осмотреться перед сном. Мы начали флиртовать…

Андор: Мне нравится.

Девушка: Прости. Мне сказали не смотреть на тебя, я ничего не видела.

Андор: Нет, всё хорошо, не волнуйся.

Девушка: Я так нервничаю.

Андор: Вот и отлично. Будешь внимательней. Всё получится.

Девушка: Я уже сюда не вернусь.

Андор: Ты многим жертвуешь.

Девушка: Здесь… здесь было интересно. Звучит, наверное, странно…

Андор: Да нет вообще-то.

Девушка: Теперь всё изменится.

Андор: Ты очень смелая.

Девушка: Разве? Даже руки трясутся.

(Проходит имперская служащая, шепчет, что Андор симпатичный, и уходит)

Андор: Что это было?

Девушка: Говорит, ты симпатичный. А давно ты во всём этом участвуешь? Я зря спросила, извини.

Андор: Ты рискуешь своей жизнью. Спрашивай что хочешь.

Девушка: Оно стоит того, чтобы умереть? Для тебя это не впервой, ты должен был задумываться.

Андор: Да. Оно стоит того. Потому что ты с нами. Быть здесь, когда ты согласилась помочь, стоит всего. Послушай. Ты сделала выбор давным-давно. Империя не должна победить. Ты сможешь жить спокойно, только сделав всё возможное, чтобы её остановить. И сейчас ты становишься собой. Преодолеваешь все свои страхи. Держись за эту мысль.

Девушка: Спасибо.

Андор: За дело.

Девушка: Мне нужно минут двенадцать.

Андор: Этого хватит? Однажды мы увидимся. (конец сцены)

И хотя интуитивно мы можем понять, что Андор готовит каверзу с тем самым аппаратом (а параллельно промывает мозги девчушке методом НЛП), огромная часть диалога представляет собой набор туманных, приводящих в смысловой тупик фраз. Опустим общие вопросы - как Андор попал на испытательную базу, как завербовал девушку в кратчайший срок ("только прилетел") и какими средствами (она явно влюблена), как шифровался, пока обрабатывал её (а если она была завербована ранее, то кем?) Опустим всё это, потому что по ходу диалога возникают новые непонятки. Начальник скоро уйдёт - и тогда будет что? Кто ей велел не смотреть на Андора и главное - ЗАЧЕМ? Почему она сюда не вернётся и что изменится? Что именно на имперской испытательной базе было ИНТЕРЕСНО? Что она собирается делать после планируемого мероприятия? На что ей нужно двенадцать минут и почему ей надо быть внимательней? Зал с аппаратом, что ли, вообще не охраняется? Ну и - надо ли говорить, что однажды они не встретились?

Возьмём диалог с участием Андора, Бикс и целительницы Силы из 7-й серии 2-го сезона.

Бикс привела Андора излечиться, но вместо этого напугала
Бикс привела Андора излечиться, но вместо этого напугала

Бикс выводит Андора из каких-то зарослей.

Андор: Серьёзно?

Бикс. Что?

Андор. Спросила бы меня.

Бикс. Ты бы отказался.

Андор. Тогда зачем мы пришли?

Бикс. Хуже не будет.

Андор. Тебе повезло, что Маарва не с нами.

Бикс. Она бы не меня ругала.

Андор. Она ненавидела целителей.

Бикс. Одного, десять лет назад (кстати, мы что-то об этом знаем?).

Андор. Этого достаточно.

Бикс. Не все целители Силы – мошенники. Иначе ими бы не притворялись.

Андор. В смысле? Что это значит? (и правда, завернула так завернула)

Бикс (с нажимом). Знаешь, чего я не понимаю? Если бы у меня что-то болело, я бы всё сделала, чтобы избавиться от боли. А ты просто делаешь вид, что всё нормально, хотя это явно не так. Чем ты рискуешь?

Целитель идёт к ним.

Андор: Чего это она?

Бикс. Не знаю.

Андор. Ты всё подстроила.

Бикс. Нет. Нет!

Целитель: Кто вы?

Андор: Никто. Домой просто шли. Уже уходим.

Целитель: Подождите. Пожалуйста. (своим) Минуту! Я скоро вернусь! (Андору и Бикс) Простите.

Бикс. За что?

Целитель: Я хотела спросить, знакомы ли мы, но поняла, что совсем незнакомы.

Андор: Я уже опаздываю. Дома увидимся.

Бикс. У него бластерный ожог! Не заживает!

Целитель (со значением): На правом плече.

Бикс: Скажи ей!

Андор: Да.

Целитель: Позволишь? (прикладывает руку к плечу). Спасибо.

Андор (офигевший): За что спасибо?! (кажется, персонажи сами не догоняют, о чём их заставляют говорить сценаристы)

Целитель: Ясность! Это чувство я давно не испытывала. Думала, его уже не осталось. Потерять веру легко. Они всё идут и идут. Иногда я им даже помогаю, но это… Ты… всё, что у тебя есть, – сила духа. Ты должен это ощущать.

Андор (хочет скорее закруглиться): Я над этим поработаю. Вернусь и расскажу.

Бикс: Вы что-то увидели!

Андор: Хватит!

Бикс: Что тебе за дело?!

Андор: Я просил этого не делать! Оставайся, если хочешь! (уходит)

Бикс: Вы его напугали!..

Целитель: Мне жаль.

Бикс: ...а это непросто.

Целитель: Кто он?

Бикс. Пилот. Солдат. Что вы увидели?

Целитель: Я чувствую лишь тяжесть, но не вижу, что это. Боль… страх… жажда. Большинство созданий носят в себе то, что их определяет. Прошлое. Но некоторые… единицы, как твой пилот, определяются будущими поступками, у них есть цель. Он посланник. Он должен где-то оказаться. Ты давно его знаешь?

Бикс. Сколько себя помню.

Целитель: Может, он должен быть рядом с тобой.

Конец сцены.

И вновь опустим основной вопрос - откуда ожог бластером. Лучше постараемся понять - что там за история с Маарвой и целителем? Так вылечила тётенька Андора или нет? Какая ясность к ней пришла? В чём её дилемма-то? Почему он назван посланником, ведь он - прямо скажем - не посланник? Зачем целитель говорит, что Андор должен быть рядом с Бикс, если в итоге это не срабатывает и Бикс решает ровно наоборот? И вообще, зачем столько пустых препирательств в кадре?

Подобных диалогов в сериале - уйма. Многие вещи, сказанные в них, ни к чему не приводят, нигде не срабатывают. Я пришла к выводу, что эта стилистика - много пустых фраз, тумана, недосказанностей - выдерживается сознательно, диалоги прописаны так специально. Возможно, таким образом хотели сделать их более реалистичными. Возможно, требовалось растянуть экранное время и его заполняли болтовнёй. Но мне не очень симпатично постоянное удерживание зрителя в подвешенном состоянии, когда происходящее на экране вызывает вопросы, на которые невозможно ответить.

Пожалуй, по замечаниям к "Андору" у меня всё. Ну, а о плюсах, наверное, стоит сказать в отдельной статье. Постараюсь для баланса насобирать как можно больше. Надеюсь, было занимательно!