Найти в Дзене

10 самых напряженных фильмов, удостоенных премии «Оскар» за лучший фильм

Картины, удостоенные премии «Оскар» за лучший фильм, бывают самых разных оттенков. Они могут различаться по продолжительности, тематике и, безусловно, по жанру. Не хватает ни легких историй, ни драматических или романтических. По-настоящему великие фильмы, как правило, представляют собой смесь, и есть такие, которые относятся к себе очень серьезно. Однако не все фильмы, удостоенные премии «Оскар» за лучший фильм, были очень успешны в этом плане, вопреки тому, что могла решить Академия. В конце концов, мы все знаем, что Академия до сих пор очень непоследовательна в своих вкусах, что привело к появлению некоторых очень спорных лауреатов премии «Лучший фильм». Напряженность, безусловно, является одним из признаков фильма, который стоит посмотреть, и эта характеристика сюжета не ограничивается одним жанром. Будь то вестерн, драма или фильм ужасов, хорошая режиссура и хорошая игра актеров достаточно, чтобы усилить напряжение и эмоциональную силу настолько, что человек, выходящий из кинотеат
Оглавление

Картины, удостоенные премии «Оскар» за лучший фильм, бывают самых разных оттенков. Они могут различаться по продолжительности, тематике и, безусловно, по жанру. Не хватает ни легких историй, ни драматических или романтических. По-настоящему великие фильмы, как правило, представляют собой смесь, и есть такие, которые относятся к себе очень серьезно. Однако не все фильмы, удостоенные премии «Оскар» за лучший фильм, были очень успешны в этом плане, вопреки тому, что могла решить Академия. В конце концов, мы все знаем, что Академия до сих пор очень непоследовательна в своих вкусах, что привело к появлению некоторых очень спорных лауреатов премии «Лучший фильм».

Напряженность, безусловно, является одним из признаков фильма, который стоит посмотреть, и эта характеристика сюжета не ограничивается одним жанром. Будь то вестерн, драма или фильм ужасов, хорошая режиссура и хорошая игра актеров достаточно, чтобы усилить напряжение и эмоциональную силу настолько, что человек, выходящий из кинотеатра, может с полным правом сказать: «Это было интенсивно». Фильмы, вышедшие в Золотой век Голливуда, в целом не так хорошо выдержали испытание временем, как фильмы Нового Голливуда и последующих лет, поэтому лауреаты премии «Лучший фильм» за последние пятьдесят лет, как правило, более успешны в плане глубины, чем их предшественники. Рейтинг составлен по степени серьезности и мрачности, уровню жестокости, поддерживаемому на повествовательном, визуальном и звуковом уровнях, а также по степени последовательности этих эффектов — вот самые интенсивные фильмы, удостоенные премии «Лучший фильм» за всю историю (на данный момент).

«Оппенгеймер» (2023)

Фильм «Оппенгеймер» длится более трех часов, но режиссер Кристофер Нолан все же решил придать ему нелинейную структуру. Это смелый шаг для смелой идеи: биографическая эпопея о создателе атомной бомбы. В исполнении Киллиана Мерфи Дж. Роберт Оппенгеймер — блестящий физик, который ведет нелегкую жизнь и несет основную ответственность за создание атомной бомбы. Его вина за бомбардировку Нагасаки и Хиросимы показана с огромной силой и подкреплена нелинейным, фрагментированным изложением истории.

Фильм был бы выше в списке, если бы его последние полчаса не были такими скучными. С точки зрения повествования, судебная тяжба между Оппенгеймером и Льюисом Страусом (Роберт Дауни-младший) настолько незначительна по сравнению с остальной частью фильма, что кажется, будто ей не следовало уделять столько внимания. В этой части также чувствуется большее стремление показать Оппенгеймера героем, а не моральным вопросом. Режиссер Джеймс Кэмерон назвал фильм «моральным уклонением», и, безусловно, это часть того, о чем он говорил. Тем не менее, трудно отмахнуться от силы воздействия монструозности Нолана.

«Непрощенный» (1992)

-2

«Непрощенный» — один из лучших фильмов Клинта Иствуда — это вестерн о старом стрелке (Иствуд) и его напарнике (Морган Фриман), которые берутся за еще одно дело, чтобы оплатить счета (вместе с ними в путешествие отправляется и молодой человек). Группа проституток собрала достаточно денег, чтобы разместить объявление о поиске человека, которого нужно убить. Разыскиваемый человек изуродовал одну из них, и несколько печально известных ковбоев прибывают, чтобы получить награду.

Однако прошлое стариков настигает их, поскольку шериф города, где все это происходит, не терпит самоуправства. Ирония заключается в том, что он садистски избивает этих мужчин и получает огромное удовольствие от чрезмерного насилия. Есть ли в этой истории добродетельные люди с чистой совестью? Нет, и даже работницы публичного дома настроены на месть (хотя это и понятно). Напряжение настолько ощутимо, когда каждый из этих стариков сталкивается друг с другом, что мы чувствуем, как эти конфронтации назревали десятилетиями. Это одно из тех шедевров, которые показывают, как мощно передать предысторию без каких-либо флэшбэков, и как это может сделать настоящее действие потрясающе увлекательным.

«Французский связной» (1971)

-3

«Французский связной» — триллер, который помог этому жанру достичь новых высот на художественном уровне. Полицейские процедуры обычно настолько пропитаны клише, что создается ощущение искусственности, но этот фильм часто похож на документальный. Режиссер Уильям Фридкин был вдохновлен фильмом «Z», и в результате получился фильм, в котором нет героев, но полно злодеев — или, по крайней мере, людей, которые находятся в серой зоне. Хотя мы ни за кого не болеем, это не делает эту игру в кошки-мышки менее захватывающей.

Конечно, самая известная часть этого фильма — это сцена погони. Имейте в виду, что это не погоня автомобиля за автомобилем, а погоня автомобиля за наземным поездом нью-йоркского метро. Конечно, поскольку эта погоня происходит в Большом Яблоке, на пути встречается много других автомобилей. Доводя стереотип агрессивного водителя до новых высот, детектив Попай Дойл (Джин Хэкман) едет настолько безрассудно, что другие автомобили неизбежно попадают в аварию по пути. Одно это достаточно интенсивно, чтобы «Французский связной» стал одним из самых интенсивных фильмов, когда-либо получивших премию «Оскар» за лучший фильм.

«Паразиты» (2019)

-4

«Паразиты» — один из тех фильмов, которые оказываются гораздо более напряженными, чем можно было бы ожидать. Первая половина фильма — это, по сути, сатира на классовое неравенство, в которой один из членов семьи с крайне низким доходом устраивается на работу в богатую семью. Один за другим остальные члены семьи тоже устраиваются на работу к этим людям, и вскоре они захватывают весь дом. Фильм также довольно забавный, хотя в нем присутствует мрачный юмор и ощущение тяжести.

В середине фильма настроение резко меняется. Сюжет, который развивался в течение нескольких недель, внезапно разворачивается за гораздо более короткий период, что придает фильму ощущение срочности. Хотя сатирические элементы и темы остаются неизменными, теперь это определенно триллер. Все становится более остро, учитывая, насколько жестоким становится сюжет, и зритель задается вопросом, как режиссер Бонг Джун-хо смог сохранить ощущение, что это тот же самый фильм.

«Крестный отец» (1972)

-5

Всем известно, что «Крестный отец» — это интенсивный фильм. Спросите группу людей, как они представляют себе драму, и многие из них наверняка сразу вспомнят этот почти трехчасовой шедевр. Фрэнсис Форд Коппола взял международный бестселлер Марио Пузо и превратил его в один из самых мрачных фильмов, когда-либо снятых — мрачность, которая была беспрецедентной для того времени и повлияла на бесчисленное количество последующих фильмов.

Настаивать на том, насколько интенсивным является этот фильм, означало бы повторить то, что уже много раз говорили многие писатели. Хотя фильм иногда бывает очень смешным, мы все знаем его в первую очередь как фильм, в котором один человек теряет душу, а многие люди теряют жизнь. Он захватывающий, увлекательный, трагический и т. д. Наряду с «Славными парнями», это лучший фильм о мафии на сегодняшний день. Его продолжение также интенсивно и получило премию «Оскар» за лучший фильм, но люди часто объединяют эти два фильма в одну группу. Поэтому, если выбрать только один, лучше остановиться на оригинале.

«Охотник на оленей» (1978)

-6

В списке самых напряженных фильмов, удостоенных премии «Оскар» за лучший фильм, должен быть хотя бы один военный фильм, и «Охотник на оленей» Майкла Чимино идеально подходит для этой роли. Первая часть фильма очень хорошо рассказана, но в основном она повествует о жизни нескольких друзей до того, как они отправились воевать во Вьетнаме. Происходит большая свадебная церемония, и (подобно «Крестному отцу») празднование контрастирует с последующими событиями фильма.

Вторая часть этой военной эпопеи происходит во Вьетнаме. Друзья попадают в плен и вынуждены играть друг с другом в русскую рулетку. Эта сцена вызывает сильное беспокойство, что необходимо для того, чтобы финальная часть фильма сработала. Один из друзей остается во Вьетнаме (игра Кристофера Уокена была настолько сильной, что принесла ему «Оскар»), а тот, кто наиболее собран (великолепный Роберт Де Ниро), отправляется, чтобы вернуть его домой. Наряду с другими легендарными ролями Мэрил Стрип и Джона Сэвиджа, этот фильм не уклоняется от травм и ущерба, которые приносит война.

«Старикам тут не место» (2008)

-7

Когда речь заходит о вестернах, нет ничего более напряженного, чем «Старикам тут не место». Один из лучших (если не лучший) фильмов братьев Коэн с потрясающей игрой актеров, этот фильм имел большой успех еще до того, как был снят, поскольку был основан на одноименном романе Кормака Маккарти. Человек по имени Ллевелин Мосс (Джош Бролин в своей лучшей роли) находит кучу денег после сомнительной сделки картеля, крадет их и становится объектом преследования со стороны нескольких разных людей.

Тем временем шериф округа, где все это началось (которого с шармом и серьезностью играет Томми Ли Джонс), пытается выследить серийного убийцу (незабываемый Хавьер Бардем). Этот фильм постоянно держит в напряжении, которое нарастает по мере развития событий. В то же время над этим мрачным триллером витает ощущение надвигающейся смерти. Несмотря на наличие юмора, насилие, нигилистические тонкости и чрезвычайно сфокусированная режиссура делают этот фильм одним из самых интенсивных фильмов нулевых годов.

«12 лет рабства» (2013)

-8

«12 лет рабства» — фильм, название которого уже дает понять, насколько мрачным и мучительным он может быть. Благодаря режиссуре Стива Маккуина и одними из лучших актерских работ в историческом кино, этот потенциал реализован с лихвой. Рассказывая историю свободного чернокожего мужчины (Чиветел Эджиофор), который был похищен и привезен на Юг в качестве раба, этот фильм является необходимым напоминанием о прошлом Америки.

Основанный на одноименных мемуарах раба Соломона Нортапа, опубликованных в 1853 году, этот фильм является одним из самых напряженных фильмов, основанных на реальных событиях. По мере того как Соломон переходит от одного хозяина к другому, он становится свидетелем и жертвой невыразимого зла, которое кажется бесконечным. Нюансы в игре Эджиофора (и всех остальных актеров) придают истории этого человека полноту жизни, что является одновременно комплиментом и предупреждением для зрителей, которые в настоящее время настроены только на более легкий материал.

«Молчание ягнят» (1992)

-9

Очень трудно найти фильм, будь то лауреат премии «Оскар» за лучший фильм или нет, столь же интенсивный, как «Молчание ягнят» 1991 года. Снятый на небольшой 35-миллиметровой пленке, каждый кадр этого фильма создает атмосферу клаустрофобии от начала до конца. Есть много сцен, где персонаж смотрит прямо в камеру, что может быть очень захватывающим и довольно тревожным, если сделано правильно. Излишне говорить, что режиссер Джонатан Демме использует эту технику правильно.

Также важно отметить, что это один из семи фильмов ужасов, номинированных на «Лучший фильм». Еще более важно то, что это единственный фильм ужасов, когда-либо получивший «Лучший фильм», и один из трех фильмов, когда-либо получивших «Большую пятерку» на Оскаре — что настолько сложно, что можно с уверенностью сказать, что этот хоррор-триллер-детектив достиг именно того, чего и добивался. То есть дать зрителям настолько интенсивную историю, что ее невозможно забыть (и почти невозможно посмотреть только один раз, если только вам не слишком много крови).

«Список Шиндлера» (1993)

-10

Немногие режиссеры могут достичь такого же уровня интенсивности, как Стивен Спилберг, и немногие жанры могут сравниться по интенсивности с фильмами о Холокосте. Некоторые кинематографисты подошли к этой теме с мрачным юмором, но Спилберг нашел лишь несколько юмористических моментов в том, что в основном считается его чрезвычайно серьезным шедевром, «Списке Шиндлера».

Хотя сюжет вращается вокруг человека, который замышляет спасти 1200 евреев из лагерей смерти Гитлера, изображение смерти и пыток, окружающих их, настолько ошеломляющее, что потенциальные зрители должны подготовиться к чрезвычайно реалистичному изображению геноцида, которое длится более трех часов. Лиам Нисон играет Оскара Шиндлера, а ужасающий Ральф Файнс играет психопатического нациста — две роли, которые усиливают драматизм. Наряду с душераздирающими образами (в том числе и особенно девочкой в красном), «Список Шиндлера» — это незабываемая эпопея, к которой следует подходить с осторожностью.