Найти в Дзене
Живая История

Похудей, стань красивой, выйди замуж: подростковый спа прошлого века

В 1960-х в Малибу открылась «Ферма красоты», цель которой была подготовить новое поколение девушек к замужеству.

Линда Веско инструктирует Эдит и Пегги на «Ферме красоты», 17 августа 1963 года
Линда Веско инструктирует Эдит и Пегги на «Ферме красоты», 17 августа 1963 года

Когда в 1962 году в горах Малибу открылась «Teen-Age Beauty Farm» — смесь спа-центра, школы хороших манер, клиники для похудения и летнего лагеря — её рекламировали как «единственное место в мире, где подростков делают более красивыми». Она получила широкое освещение в национальных СМИ благодаря своей инновационной программе диет и фитнеса, которая одновременно выглядела и устаревшей, и на десятилетия опережавшей своё время. Сама идея «подростка» в 1962 году была новостью. Хотя слово использовалось с 1930-х годов, обычно оно относилось лишь к младшему подростковому возрасту. Но послевоенный бэби-бум вызвал то, что главред Vogue Диана Вриланд в 1965 году назвала «молодёжным землетрясением» (Youthquake). К середине 1960-х примерно 40 % американцев были младше 25 лет. Появилась целая индустрия — журналы, модные линии, конкурсы красоты, фильмы и музыкальные группы — ориентированные на подростков и активно капитализировавшие их культурное и экономическое влияние.

«Они ответственны за так много наших покупок, — восхищался Cosmopolitan в 1957 году. — Они вдохновляют столько стилей и создают столько мод, что можно рассматривать их как огромную, решительно настроенную армию в джинсах, заставляющую нас делать именно то, что они диктуют».

Новым также был и сам концепт «курорта-спа». Программа «Фермы красоты» — с ценником в 400 долларов за двухнедельную смену — вызывала сравнения с двумя элитными курортами только для взрослых: Golden Door в Эскондидо, открытым в 1958 году гуру велнеса Деборой Сзекей, и Maine Chance Элизабет Арден Maine Chance открылся как спа в Маунт-Верноне, штат Мэн, в 1934 году. Газета «Brooklyn Eagle» в 1936-м описала его как место «для избранных» и «тех, кто способен заплатить». Первые спа обычно представляли собой медицинские клиники для тех, кто искал «курсы отдыха», но после войны индустрия стала мейнстримом, отказавшись от медицинского антуража. Арден в 1947 году открыла второй Maine Chance в Аризоне и в 1950-м запустила в мэйнском филиале программу красоты и похудения для студенток колледжей. В 1955 году владелец Smithtown Spa на Лонг-Айленде, открывшегося в конце войны, говорил «Newsday»: «Женщины, приезжающие в спа, вовсе не всегда богаты или знамениты; среди них много бизнес-леди, карьеристок и даже домохозяек, решивших оставить заботы и получить тот заряд, который дают хороший физический апгрейд и процедуры красоты». Ежегодно спа посещало в среднем 25 000 женщин со всего мира.

«Ферма красоты» была ответвлением ковбойского летнего лагеря Calamigos Star C Ranch. Основанный Грантом и Хелен Герсон в 1947 году, спа стал «апгрейдом» по сравнению с аскетичным ранчо с его палатками и бараками. Газета «Long Beach Press-Telegram» описывала «Ферму обаяния для тинейджеров» как «двухнедельную бархатную жизнь» с процедурами красоты, роскошными апартаментами и «машинами для релаксации» — автоматическими массажными столами. В программу входили занятия по йоге, стрельбе из лука, флористике, современному танцу, моделингу, макияжу и уходу за волосами, которые вели чередующиеся приглашённые звёзды. Среди удобств были бассейн, спортзал, органический сад, верховая езда, пешие походы и выезды на пляж.

Джин Ингрэм, инструктор, ведет занятия по современным танцам в спортивном зале ранчо, 27 июня 1964 года. (Фото: Коллекция Valley Times/Публичная библиотека Лос-Анджелеса)
Джин Ингрэм, инструктор, ведет занятия по современным танцам в спортивном зале ранчо, 27 июня 1964 года. (Фото: Коллекция Valley Times/Публичная библиотека Лос-Анджелеса)

Не все девушки приезжали с целью похудеть — или, как тогда говорили, «сбросить вес» (reduce в терминологии того времени). Интервью с участницами показывают, что некоторые просто хотели улучшить осанку, состояние кожи и уверенность в себе. Другие — просто отдохнуть. Но реклама «Фермы красоты» обещала «стройную фигуру, достойную восхищённого свиста». Одним из побочных эффектов послевоенного американского процветания стала любовь к сладким переработанным продуктам. Одна 15-летняя гостья призналась, что потеряла форму из-за «запоя на газировке Coca-Cola». Другая записалась на всё лето с целью сбросить 75 фунтов (около 34 кг).

Гости «Фермы красоты» пользовались тогда ещё новыми моделями питания и техниками упражнений, позволяющими терять до 7 фунтов (около 3,2 кг) в неделю, по утверждению семьи Герсон. Там проповедовали целостный подход, уделяя особое внимание психологии и самореализации. Девушки, как говорила Хелен, «осознают свои проблемы» — то есть внутренние психологические или эмоциональные причины переедания — и развивают «методы и манеры, которые пригодятся им на всю жизнь». Меню по принципу farm-to-table (от фермы — к столу) было богато белком и бедно углеводами, сахаром и солью. Многие впервые пробовали такие экзотические для того времени продукты, как соевые бобы, авокадо и ростки люцерны.

Невысказанная цель всего этого самоусовершенствования — выйти замуж. После резкого роста в годы Второй мировой войны средний возраст невест в США снизился в 1950-е до 20 лет, так как женщин впервые стало больше, чем мужчин. Физическая привлекательность считалась необходимым условием брака. Как сказала одна из участниц, 15-летняя Бекки Фёльц, журналисту: «Девушка может быть настоящей занудой — ну, то есть мрачной, глупой и с отвратительным характером — но если у неё хорошая фигура, у неё полно свиданий».

Ко второму году работы «Ферма красоты» была полностью забронирована, принимая девушек даже из Айдахо, Техаса и Монтаны, но успех оказался недолгим. Отношение к диетам и внешности изменилось в 1965 году, когда исследование Министерства сельского хозяйства США, проведённое под руководством диетолога доктора Эвелин Спиндлер, показало, что шесть из десяти девушек-подростков и четыре из десяти юношей недоедают. В отчёте причины высокой доли недоедающих девушек связывали с «общенациональным страхом перед жиром», в особенности с отказом от молока; пропусками завтрака (потому что они были слишком заняты, собираясь в школу); и предпочтением фастфуда питательным продуктам. Там же отмечалось, что мальчики питались лучше, потому что физическая форма была для них важнее, а вес — менее критичен. Исследование получило широкое освещение в прессе, и во многих общинах появились программы правильного питания для подростков.

«Ферма красоты» закрылась в конце 1960-х. Вероятно, на это повлияли несколько факторов: отчёт Министерства сельского хозяйства, изменение взглядов на подростковые диеты, окончание послевоенного экономического бума и зарождавшаяся культура свободной любви и антибрачные настроения — всё это снизило спрос на услуги, которые она предлагала.

Удалось ли «Ферме» привести своих гостьей к алтарю — неизвестно, но она стала ступенькой на пути к превращению Малибу в центр велнеса, а американской «индустрии оздоровительных спа» — в то, что агентство «Юнайтед Пресс Интернэшнл» в 1975 году описало как «бизнес с годовыми продажами в 350 миллионов долларов, бурно выросший после Второй мировой войны». Сегодня внуки Гэрсонов управляют этим местом как роскошным курортом, спа, центром корпоративных мероприятий и свадебной площадкой.