Найти в Дзене
Москваголичка❤️

Особняк Листа (Глазовский переулок, д.8)

Этот милейший дом в стиле модерна знаменитый архитектор Лев Николаевич Кекушев построил в 1899-м году. Особняк был так красив, что на него приходила полюбоваться вся Москва. Кстати, здание стало первым по времени произведением модерна в Первопрестольной. Бытует мнение, что строил этот дом Кекушев для своей семьи. Однако, некоторые москвоведы оспаривают это мнение. Дело в том, что в это время Савва Иванович Мамонтов основал «Северное домостроительное общество», идеей которого было массовое возведение «под ключ» дорогого жилья на продажу. И как раз ставку делали на набирающий популярность в Европе «новый стиль». И очень может быть, что Лев Николаевич постройкой этого дома провел своего рода творческий и экономический эксперимент. Так или иначе, в 1900-м году он продал его московскому предпринимателю Отто Адольфовичу Листу за баснословные деньги. Отто приходился племянником богатому московскому промышленнику немецкого происхождения Густаву Ивановичу Листу. Но в отличие от именитого дяди,

Этот милейший дом в стиле модерна знаменитый архитектор Лев Николаевич Кекушев построил в 1899-м году. Особняк был так красив, что на него приходила полюбоваться вся Москва. Кстати, здание стало первым по времени произведением модерна в Первопрестольной. Бытует мнение, что строил этот дом Кекушев для своей семьи. Однако, некоторые москвоведы оспаривают это мнение. Дело в том, что в это время Савва Иванович Мамонтов основал «Северное домостроительное общество», идеей которого было массовое возведение «под ключ» дорогого жилья на продажу. И как раз ставку делали на набирающий популярность в Европе «новый стиль». И очень может быть, что Лев Николаевич постройкой этого дома провел своего рода творческий и экономический эксперимент. Так или иначе, в 1900-м году он продал его московскому предпринимателю Отто Адольфовичу Листу за баснословные деньги. Отто приходился племянником богатому московскому промышленнику немецкого происхождения Густаву Ивановичу Листу. Но в отличие от именитого дяди, он был большим авантюристом, вечно ввязывался в какие-то сомнительные предприятия и вечно же терпел неудачи. Существует довольно запутанная версия, по которой он мог даже являться одним из первооткрывателей подсластителя сахарина. Официально его создателем является Константин Фалберг. Но якобы между мужчинами была некая договорённость, что патент на изобретение достается Фалбергу, а Лист берёт в жёны дочь учёного и, таким образом, становится частью семьи и тоже получает права на сахарин. Но идея с продвижением сахарина в Российской Империи провалилась. Так это, или иначе, но лет через девять после покупки особняка Отто Лист разорился и был вынужден продать его. 

-2

Следующей хозяйкой дома стала Наталия Константиновна Кусевицкая. Она была дочерью миллионера и мецената Константина Капитоновича Ушкова и довольно известным скульптором. А ещё женой контрабасиста, дирижёра и композитора Сергея Александровича Кусевицкого. Кусевицкий играл на контрабасе в оркестре Большого театра. Но когда женился на Наталье Константиновне и получил за ней огромное приданое, то демонстративно ушёл Большого и опубликовал в газете «Русское слово» статью «Новые илоты», наделавшую много шума. В статье он крайне резко, с приведением цифр и фактов, прошелся по Дирекции императорских театров и обвинил её в бесчеловечной эксплуатации музыкантов. В 1909-м году Кусевицкий основал в Москве собственный оркестр, который с успехом концертировал в Европе. И в том же 1909-м, вложив начальный капитал, он основал Российское музыкальное издательство, которое вскоре приобрело широкую известность в мировом масштабе. В этом издательстве были впервые опубликованы партитуры многих сочинений Скрябина, Прокофьева, Стравинского, Рахманинова. В особняке проходили собрания совета издательства и часто бывали различные именитые деятели культуры того времени. 

-3

-4

Последним хозяином особняка перед его национализацией был крупный банкир и промышленник Алексей Павлович Мещерский. Он был членом правлений и директором-распорядителем акционерного общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово» и Белорецких железоделательных заводов, членом правлений общества Коломенского машиностроительного завода, Выксунских горных заводов, Русского судостроительного акционерного общества, общества механических заводов Бромлей, «Шестерня-Цитроен», «Океан» и других крупных предприятий. Являлся организатором концерна «Коломна—Сормово» и одним из организаторов и директоров Международного коммерческого банка в Петербурге. Недаром его называли «русским Фордом». Мещерский, живший до февральской революции в Петрограде, купил пустующий особняк в Глазовском переулке Москвы в конце зимы 1917-го года. Он оставил семью и переехал сюда с молодой возлюбленной Еленой Гревс — женой известного столичного нотариуса. После Октябрьской революции новое правительство стало вести переговоры с рядом крупных промышленников о создании смешанных государственно-капиталистических трестов. Подобные переговоры велись и с Мещерским. Мещерский представил несколько проектов создания таких трестов, но во всех них роль государства в управлении предприятиями сводилась к минимуму. В результате Ленин все проекты отверг, обозвал Мещерского архижуликом и в 1918-м все заводы попросту национализировали. Алексея Павловича арестовали, но потом, стараниями гражданской жены, из тюрьмы выпустили. Тогда они спешно покинули особняк, отправились в Петроград, а затем бежали в Финляндию. После этого в доме сначала размещались различные детские учреждения, потом с послевоенного времени на протяжении многих лет его занимало посольство Аргентины, а с 2003-го года тут расположилось представительство правительства Калужской области при правительстве Российской Федерации.

-5

-6