- Сегменты 1—2: Олхинское плато (96 км / 1135 м набора) и Кругобайкальская железная дорога (70 км)
- Сегменты 3—4: Большая Байкальская тропа (57 км / 1333 м), Контрольный пункт 1 Большое Голоустное и Лесная (127 км / 1223 м)
- Сегменты 5—6: Тажераны (90 км / 1700 м), Ольхон (170 км / 2750 м) и первые финишёры
BBR — многодневная автономная велогонка на Байкале, включающая шесть дорожных сегментов: от Олхинского плато до острова Ольхон. Участники должны полностью рассчитывать только на свои силы: самостоятельно добывать воду и еду, искать ночлег и чинить велосипеды без посторонней помощи. На прохождение всей дистанции отводится ограниченное время, в течение которого необходимо достичь двух контрольных пунктов и преодолеть две паромные переправы.
Сегменты 1—2: Олхинское плато (96 км / 1135 м набора) и Кругобайкальская железная дорога (70 км)
Перед стартом
Старт был намечен на 8 утра, а гонщикам необходимо было быть на месте за 30 минут. Финальная подготовка: упаковка еды, затягивание сумок, подкачка колёс и вилок. Организаторы принесли на старт весы, и все желающие могли взвесить свой байк, уже загруженный экипировкой и едой/водой. Средний вес велосипеда на старте: ~25 кг. Больше всего запомнился байк самого молодого участника Игоря Вагина, который велоштаны надел на сваренный из арматуры багажник. Кроме того, участник вёз еду на 6 дней (макароны и тушёнку) — тоже подход, никто не запрещает. Вес получился 32 кг.
Ровно в 8:00 начался обратный отсчёт и выстрел шумовым патроном.
Уже с утра было понятно, что день будет жарким. В МЧС передали грозы по области, о чём организатор сообщил колонне гонщиков перед стартом. Участники ехали по пыльной дороге под палящим солнцем, но в лесу, благодаря деревьям и зелени, жара ощущалась не так сильно.
Через 15 км после старта падает (довольно сильно) на асфальте Анатолий Артемьев и едет до финиша травмированный. Сегмент «Олхинское плато» от старта до КБЖД является почти полностью ездовым, за исключением спуска к Байкалу от шоссе: тут гонщикам приходилось ехать по ручьям, переходить броды и скакать по камням. Тем не менее до КБЖД успели доехать все гонщики в первый день.
Эйфория от вида озера и красоты Кругобайкальской железной дороги проходит довольно быстро, и гонщики начинают бороться с усталостью от монотонной езды по узким и ухабистым тропам вдоль путей, на которых часто встречаются большие и острые камни. Рвёт покрышку Стас Горбачевский, на мосту падает Саша Антипов — гнёт колесо и травмирует связку (на следующий день он не сможет ехать и сойдёт), сходят девчонки Оля и Оля.
Стратегия на прохождение КБЖД у всех была своя, но главная задача была одна — нужно как можно дальше заехать и заночевать, а утром успеть на первый паром на материк. Участники ставили палатки под навесами, в тоннелях, а кто-то ночевал в заброшенных каменных домах, которые встречаются вдоль путей.
На КБЖД многие участники встречали белую лошадь.
«Я когда в глубине тоннеля белого коня увидел, думал, у меня чердак потёк!Стоял там, как привидение». Евгений Моисеев
Двое лидеров Анатолий Артемьев и Александр Руденко успели переправиться на пароме на материк — это сразу изменило всю логистику сопровождения, так как команда не была готова к тому, что кто-то успеет на последний паром. Для этого нужно было проехать почти 170 км, 70 из которых по КБЖД, за 12 часов и 20 минут.
Маршрут гонки на сайте MapMagic
Также к паромной переправе приехал Артём Телегин, но после ухода последнего парома, он воспользовался частной лодкой, что запрещено правилами (после окончания официальной навигации). Артём получит штрафные часы и тем самым уступит третье место в общем зачёте.
В первый день к парому в порту Байкал также прибыл Булат Гизатуллин и Павел Дементьев. Валерий Бронников и Сергей Бутько ночевали в тоннеле за 15 км до переправы, пока снаружи была гроза.
Свою первую ночь лидеры провели на ББТ.
Сошли ещё 2 гонщика (итого 4 схода в первый день гонки).
Сегменты 3—4: Большая Байкальская тропа (57 км / 1333 м), Контрольный пункт 1 Большое Голоустное и Лесная (127 км / 1223 м)
На второй день гонки все оказались на Большой Байкальской тропе, перед заездом на которую можно было закупиться в магазинах в Листвянке и поесть в кафе. Старт сегмента начинался с каменистого подъёма в гору с градиентом 30%+ и таким же спуском. Участники объезжали первый довольно загруженный туристами участок ББТ и выходили на тропу перед посёлком Большие Коты — это было последнее спокойное место перед подъёмом на Скрипер и череду бухт, в которые нужно было заносить велосипед по большим валунам и так же вытаскивать. Вишенкой на каменистом торте был Чёртов мост — узкая тропа вдоль скалы над обрывом в 35 метров. Сегмент настолько же красив, насколько и сложен для прохождения: длительные секции hike-a-bike, узкие тропы и опасные траверсы. Тем не менее, по оценкам участников после гонки, Большая Байкальская тропа — один из трёх самых интересных и красивых сегментов, и 80% гонщиков проехали бы его ещё раз.
Контрольный пункт 1, расположенный на стыке 3-го и 4-го сегментов и в 220 км от старта, организаторам пришлось открыть на день раньше, потому что лидеры уже приближались. На КП можно было отдохнуть, поесть, выпить кофе или изотоник, при желании поставить палатку во дворе.
На КП 1 первыми прибыли Анатолий Артемьев и Артём Телегин в 8:05 (сутки и 5 минут с начала гонки), а следом Александр Руденко в 10:16.
Все участники, прибывшие на КП 1 во второй день гонки (21 июля):
4. Павел Дементьев, 14:40
5. Валерий Бронников, 14:40
6. Булат Гизатуллин, 14:40
7. Дмитрий Новиков, 17:29
8. Стас Горбачевский, 18:09
9. Сергей Бутько, 18:47
10. Павел Макаревич, 21:08
11. Артемий Шелтунов, 21:13
12. Юрий Заверуха, 21:18
13. Тимофей Таскаев, 21:33
Самые неездовые сегменты гонки позади, и райдеры выходят на гравийные дороги Лесной, Тажеран и Ольхона. В чате гонщиков появляется сообщение о медведе на сегменте «Лесная», которого встретили Артём Телегин и Валерий Бронников.
«К 7 часам вечера доезжаю до самой высокой точки сегмента, выглядываю за перегиб… МЕДВЕДЬ… Хватаю тормоза… Скрип… Он оборачивается, мы молча стоим и смотрим друг на друга. В голове мысли: что делать, если он побежит на меня, и как ехать дальше, если он на дороге. Страх… но до паники не доходит, думаю…
Начинаю его ху…сить громко, медведь понимает, что со мной дел лучше не иметь, предпочитает ретироваться.
Я жду 10 секунд и с диким ором начинаю разгоняться со спуска дальше по дороге, думал, голос сорву». Валерий Бронников
Организаторы разрешили рейдерам двигаться вместе на сегменте «Лесная» в целях безопасности, но никто медведя больше не встретил.
Зато гонщики встречали кабанов, косуль, оленей и лис. Рыжая утащила у Маши и Кирилла почти всю еду из предбанника палатки.
Первую часть сегмента «Лесная» нужно было проехать по асфальтированному участку в 40 км с апхиллом, который был одновременно и красив, и коварен, потому что сильный ветер начинал дуть навстречу несколько раз за день. На КП 1 висел флаг гонки, на который все ориентировались.
Этот сегмент запомнился ещё и тем, что на третий день гонки прошли ливневые дожди и размыли дорогу. Второй части гонщиков пришлось несладко: они 50 км ползли по грязи. Один участник упал и ушёл с головой под воду в луже — такой там был замес.
«Это был худший день в моей жизни». Виталик
На выходе с Лесной стоял оперативный лагерь организаторов, который отправлял сообщения по спутниковому коммуникатору на командный пункт гонки о прошедших участниках и мог помочь в случае необходимости.
Четвёртый сегмент гонки заканчивался в селе Бугульдейка, которое известно своим мраморным карьером. Кто-то даже успел сходить в баню, а кто-то просто заночевал в съёмном жилье.
В конце второго дня гонки Анатолий Артемьев успевает на последний паром на Ольхон, пройдя 217 км от КП 1, и становится абсолютным лидером гонки.
Сегменты 5—6: Тажераны (90 км / 1700 м), Ольхон (170 км / 2750 м) и первые финишёры
«Просыпаюсь полшестого, начинаю собираться, на улице дубак. Жду, пока выглянет солнце, выезжаю в 7 утра, начинаются тяжеленные подъёмы. Радуюсь, что вижу по следам, как лидеры идут подъёмы, которые я еду. На 3-м тычке понимаю, что не вывожу, ложусь поспать 15 минут, просыпаюсь от сна, что лечу со скалы на ББТ в обрыв, топчу дальше. Стартую в степь, жарит неимоверно. На каждом подъёме оглядываюсь и жду, когда появятся соперники, но позади только степь». Валерий Бронников
5-й сегмент гонки начинается с крутого пешего подъёма в гору, чтобы выйти на плато Тажеранской степи, которая запомнилась всем красотой и, по опросам, заняла второе место по привлекательности после Ольхона. Красивый гравийный сегмент, разделённый большим посёлком Еланцы, где можно было пополнить запасы и поесть в кафе. В случае облачной погоды сегмент проезжается без проблем, а когда светит яркое солнце, то степь превращается в сковородку.
В конце сегмента перед паромом на Ольхон был организован Контрольный пункт 2.
22 июля, КП 2: МРС
Артём Телегин, 08:37
Саша Руденко, 08:55
Валера Бронников, 17:43
Павел Дементьев, 20:20
Булат Гизатуллин, 20:52
Дмитрий Новиков, 22:17
Стас Горбачевский, 23:12
Сергей Бутько, 23:20
Тем временем на Ольхоне — последнем круговом сегменте гонки — приближался к финишу Анатолий Артемьев.
22 июля, 20:23 (2 дня 12 часов и 23 минуты со старта) — финиш Анатолия. Несмотря на преграды в виде паромных переправ, гонщик успевает на обе и получает большое преимущество. Можно долго спорить о том, являются ли естественные преграды препятствием для соревнования, но велосипедные многодневки — это не только про скорость, а также про выносливость и тактику.
Чуть меньше 5 часов потребовалось Александру Руденко, чтобы финишировать вторым. Сложнейшее соперничество двух сильных спортсменов. Саша финишировал в 01:03, 23 июля. Конечно, картина могла быть другой, если бы гонщик успел на паром накануне.
Ольхон, финиш, травмы
Организаторы больше опасались за здоровье гонщиков на первых сегментах, но все события начали разворачиваться на Ольхоне. Падает Денис Шергин и позже выяснит, что сломал ребро. Его напарник ломает переключатель и собирает синглспид. Оба успешно финишируют и занимают второе место в парном зачёте.
На севере острова падает Павел Дементьев, которому была оказана первая помощь. Павел ломает карбоновую раму, которая позже сгорит в костре в финишном лагере. О плохом физическом состоянии Стаса Горбачевского на финише сообщил один из гонщиков: проблемы с ЖКТ. Тем не менее Стас финиширует и в общем зачёте занимает 9-е место. На последнем сегменте сходит Саша Ярополов: проблемы с ахиллами на обеих ногах. Два серьёзных пробоя колёс на машине сопровождения. Остров будто подготовил для гонщиков и организаторов дополнительные испытания.
На четвёртый день гонки финишируют 5 участников:
Валерий Бронников — 4-й
Сергей Бутько — с 9-го места на КП 2 перемещается на 5-е на финише
Дмитрий Новиков отыгрывает 1 место и становится 6-м в общем зачёте
Булат Гизатуллин — 7-е место
Павел Макаревич — 8-е место
Награждение и праздничный ужин были запланированы на последний день. В этот же день, за несколько часов до закрытия финиша, приехала Варя Гурова — единственная девушка в категории Solo. Варю встречали фаерами и пусками сигнала охотника, которые остались у гонщиков после прохождения маршрута. Все вспоминали красивые рассветы и закаты на Ольхоне, а Варе удалось в одиночестве переночевать на самой северной точке острова — мысе Хобой:
«В последнюю ночь перед финишем я ночевала одна на мысе Хобой. Не было вообще никого, и не было даже слышно звуков птиц или мелких животных. Я положила рядом с входом свёрнутое спасодеяло, оно слегка шелестело на ветру, этот звук успокаивал меня ночью».
Первая ультра на Байкале завершена.
Команда гонки
Фото: Юлия Сафиуллина INST | TГ
Мы благодарим
Optimal Religion, Hike, Double Sports, «Кинематика», MapMagic, Camera Obscura, Two Peaks и Национальный парк «Прибайкальский».