Школа должна давать навыки, необходимы для жизни. Умение писать от руки больше не является таким навыком.
Современный человек редко пишет вручную. Документы электронные, тексты в печатной форме, подпись электронная, голосовые сообщения в мессенджерах, доклады в виде презентации. Но школьное обучение по-прежнему предусматривает бумажные тетради, исписанные вручную.
Занимаюсь кадровым учетом и наблюдаю вот такую картину уже несколько лет. Большая проблема добиться от работника письменного заявления. Писать от руки не любят, некоторые уже и не могут.
Многие в возрасте 40-50 лет ручку последний раз держали в школе. Работнику проще прислать сообщение в мессенджере или по электронке. Уже пошла судебная практика, когда работник вместо письменного заявления об увольнении присылает руководителю кружок в Телеграм и считает, что он обязанность уведомить работодателя об увольнении выполнил.
У поколения 25-летних к этому добавляется еще и сложность восприятия письменного текста. С рождения их учили в игровой форме. Учитель «прыгал зайчиком», объясняя на пальцах и по ролям, презентации с картинками и короткие видео. И эта форма обучения не сформировала у них навык получения информации из текста. И вот эти люди вышли на рынок труда. А Трудовой кодекс РФ обязывает при приеме на работу выдать работнику положения, инструкции, регламенты для ознакомления. А там каждый документ в 50 листов, без картинок. Нужно прочитать, понять и применять на практике. Минтруд в методических рекомендациях посоветовал работодателям для таких работников правила разъяснять в комиксах, буклетах с картинками и короткими видео. То есть, привычной для них формой получения информации. Наша задача – разъяснить работнику правила трудовых отношений, его права, обязанности и гарантии, а также технику безопасности.
Работодателям приходится перестраивать управление под людей, которые не читают и писать от руки не умеют!
Но вернемся к обучению детей уметь писать от руки.
Зачем это надо современному человеку?
Учеба ради учебы?
Может сразу учить ребенка тому, что он точно будет применять в дальнейшей жизни - скоростной печати и работе с нейросетями?
Такой вопрос задают в мировом масштабе.
В некоторых странах школы уже исключают ручное письмо из образовательной программы.
При обсуждении противники аргументируют свою позицию развитием мелкой моторики. Но для развития мелкой моторики есть специальные упражнения, ее развивает не только письмо. Еще один довод – так лучше запоминается информация, если не записал, то не запомнил. Но это опять же навык и привычка. Поколение учеников, которые не конспектируют, запоминают визуальную информацию из презентации.
Когда-то каллиграфия была обязательной учебной дисциплиной. Сейчас она ушла в сферу искусства. Думаю, что умение писать от руки на бумаге через некоторое время станет так же творчеством и хобби.
А вы что думаете по этому вопросу?
Автор Елена Пономарева