Сарай Мульк Ханым родилась в 1341 году. Сарай Мульк было пять лет, когда Казан-хан был свергнут и казнён. Когда Сарай Мульк достигла совершеннолетия, в 1355 году, на ней женился Амир Хусейн, внук правителя Моваруннахра, Амира Казгана.
В 1370 году Амир Темур победил Амира Хусейна в битве, казнил его и взял под свой контроль Мевереннахр. Естественно, у Амира Хусейна было несколько жён, и главной хозяйкой гарема была дочь Тармаширин-хана, Суюнч Кутлуг-аго. Из числа принцесс гарема покойного вельможа Амир Темур выбрал Сарай Мульк Ханым, дочь Казан-хана, Улус Аган, дочь Баян Сулдуза, Ислам Аган, дочь Хизра Ясури, и Тагой Туркон Хатун, и выдал их замуж через три месяца.
После женитьбы на Сарай Мульк Ханым Тимур был удостоен титула «Кураган». Слово «кураган» монгольского происхождения и означает «зять хана». Поскольку Сарай Мульк Хан была дочерью одного из монгольских ханов, Тимур получил титул зять монгольского хана, то есть «Амир Тимур Кураган».
До женитьбы на Сарай Мульк Ханым Тимур имел и других жён в гареме. Но Сарай Мульк-ханым, представительница ханской семьи, считалась величайшей из всех цариц гарема и удостаивалась титула «старшей госпожи» или «Бибиханум». Конечно же, ум, проницательность и широкий кругозор были главными факторами, позволявшими ей удостоиться такой чести. Ведь, как свидетельствуют исторические источники, Сарай Мульк-ханум была высокоинтеллектуальной, проницательной, предприимчивой и интеллигентной женщиной своего времени, а также отличалась уникальной красотой и изяществом. Сарай Мульк-ханум была гуманистом, патриоткой, эрудированной женщиной, которая участвовала в делах государства, давая мудрые советы. Она уделяла особое внимание науке и образованию и покровительствовала учёным. Сарай Мульк-ханум часто сопровождала великого Амира Тимура в его военных походах. Согласно единогласным данным исторических источников, проницательная и предприимчивая Сарай Мульк-ханум активно участвовала в решении некоторых проблем, возникавших в управлении империей, давая мудрые советы. Хотя Амир Темур открыто не подчинялся Сарай Мульк-ханум, он испытывал определённую потребность в её мудрых советах. Рассказывают, что когда Амир Тимур начал поход на Иран, осада Исфахана длилась долго, и денег на продовольствие армии не хватало. В конце концов, Амир Темур отправил гонца в Самарканд с письмом к Сарай Мульк-ханум. Письмо было коротким и гласило: «Запасы армии иссякли, пришлите золото из казны». Узнав о содержании письма, Сарай Мульк-ханум написала на обороте: «Великий эмир, если твоё золото иссякло, иссякла ли и твоя политика?» — и передала письмо гонцу. Получив письмо, Амир Темур задумался над саркастическим замечанием Сарай Мульк Ханум и наконец принял решение: он соберёт кости овец, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов, зарезанных и съеденных в тот же день в лагере, разделит их на кости разных размеров, назначит высокую цену на более крупные и низкую – на мелкие, нагреет стальную печать и проштампует их, а затем отдаст приказ ввести их в обращение в качестве временных денег. В результате в соседних городах и селах продовольствие для армии закупалось на костяные деньги. Вскоре после капитуляции Исфахана костяные деньги были обменяны на золото. Согласно установленному во дворце Амира Тимура порядку, правителя сопровождали его писцы на церемониях приёма иностранных послов. По словам Руя Гонсалеса де Клавихо, посла, отправленного испанским королём Генрихом III к правителю Самарканда Амиру Тимуру, в понедельник, 8 сентября 1404 года, Амир Темур принял послов в саду «Дилькушо» на окраине Самарканда. Приём начался с грандиозного пира и празднества. По словам Клавихо, на приёме другие жёны правителя Темура во главе с наместником Сарай Мульком сидели с закрытыми лицами. Среди подарков, присланных испанским королём, правителю больше всего понравилась красная пёстрая. Он обсудил это со своими жёнами, особенно с Сарай Мульком. В пятницу, 17 октября 1404 года, Сарай Мульк также дал грандиозный банкет. На банкете присутствовал испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо, среди других послов. Клавихо с восторгом описывает роскошные пиры, устраиваемые в садах Темура, красочные шёлковые шатры, золотую и серебряную мебель, а также изысканный вкус и изысканность садов. Рассказывают, что однажды Сарай Мульк-ханум попросила у своего мужа Амира Тимура разрешения построить медресе на свои сбережения. Получив разрешение правителя, она выставила на продажу пару бриллиантовых серёг, подаренных ей отцом, Казан-ханом, и использовала вырученные деньги на строительство медресе. Сарай Мульк-ханум часто посещала строительную площадку во время строительства медресе и высказывала своё мнение управляющим. Когда медресе было завершено, Сарай Мульк Ханум, как обычно, пришла на стройку со своими служанками и дала указания архитектору о недостатках здания. Хотя прораб не видел лица Сарай Мульк Ханум, по её чарующему тону голоса он убедился в её мудрой и проницательной женщине. Когда королева ушла, прораб не смог сдержать впечатления, полученного от короткого разговора с дамой, и эмоции взяли верх, и он сказал стоявшему рядом прорабу:
• может ли женщина быть такой мудрой и умной?.. Все описания, которые он слышал об этой даме до сих пор, были правдой. Если бы все женщины могли быть такими утончёнными, глубоко вздохнул он.
Невинные слова архитектора вскоре разнеслись среди всех работодателей, мастеров и рабочих на стройке. Через день-два поползли слухи: «Что значит, хозяин влюбился в хозяйку?» Естественно, эти слухи достигли ушей Биби Ханум. Пока хозяин сожалел о своей беспечности и жаловался на рану без костей, одна из её служанок передала хозяину тарелку, завёрнутую в платок:
• Хозяйка прислала тебе эти яйца. Чтобы ты съел эти семь яиц, раскрашенных в семь разных цветов, и сказал мне, одинаковые они на вкус или разные. Мы услышим ответ завтра во время восстания, — сказала она и ушла.
Когда хозяин развернул платок и своими глазами увидел семицветные яйца, он понял, что предсказывает хозяйка, и глубоко опечалился.
В те дни распространился слух, что завоеватель Амир Тимур возвращается из очередного похода и прибудет в Самарканд сегодня или завтра. Глаза хозяина потемнели, и он ничего не мог сделать. «Слухи причинили мне немало хлопот, и если победитель когда-нибудь прибудет, он точно не оставит меня в живых и будет наказан. Что же делать, моя судьба предрешена с самого начала. Но несбывшаяся надежда, говорят мастера, должна найти способ сбежать из этого места. К тому же, куда я могу бежать, даже если убегу? Я не могу даже наклониться, меня тут же схватят и посадят в тюрьму. Что же мне делать?» — напряжённо размышлял он.
Поразмыслив, мастер наконец принял решение, позвал ученика и рассказал ему о своём плане. Он привязал к себе два крыла и перепрыгнул через купол. С помощью крыльев он нырнул на луг на окраине города. Но прежде чем приземлиться, ударился головой о землю и умер. Ученик, наблюдавший за этой сценой, воскликнул: «Ну же, учитель допустил небольшую ошибку. Кроме крыльев, ему следовало привязать и хвост». Поэтому он привязал к себе крылья и хвост и взлетел с купола в небо. И действительно, ученик благополучно приземлился на небо с помощью хвоста и скрылся из виду. Говорят, с тех пор в народе сохранилась поговорка: «Ученик лучше учителя». Медресе, построенное Сарай Мульк-ханум, было одним из крупнейших и величественных медресе Самарканда в конце XIV – начале XV веков. В медресе работали самые выдающиеся учителя своего времени, обучавшие учеников религиозным и светским наукам. Сарай Мульк-ханум часто интересовалась положением учеников медресе и покровительствовала им. По преданию, Сарай Мульк-ханум, как обычно, переодевалась вместе со своими приближенными служанками, когда вставала и шла в медресе. Потому что Сарай Мульк Ханум тайно проверяла состояние учеников медресе, чем они живут и чем занимаются по ночам. Однажды ночью, когда она пришла в медресе, свет почти во всех комнатах был погашен, и ученики заснули глубокой ночью. Только в одной комнате горела свеча, и изнутри доносились какие-то звуки. Сарай Мульк Ханум оставила своих служанок во дворе медресе и медленно пошла, прислушиваясь к дверям кельи. Один из учеников мудрости сказал другому:
• Скажи мне, дорогой брат, чего сейчас желает твоё сердце?
• Ну, брат, что бы это было, если бы была баранина и тарелка наваристого плова, приготовленного на бараньем жире, мы бы обвязали запястья ватой и съели всё это одним махом, — ответил он, а затем спросил своего спутника: — Доброе утро, чего желает твоё сердце для тебя?
• Ну, брат, у меня в сердце совсем другая мечта. Я слышал, что хозяйка этого медресе, Сарай Мульк Ханум, прекраснейшая в мире. Если возможно, я хотел бы провести одну ночь с этой женщиной, — ответил первый ученик, постигший знание.
Услышав столь опасные слова от своего спутника, его спутник сказал: — Эй, заткнись, брат, ты понимаешь, что говоришь, не накликай на себя ещё одну беду, — он проклял его.
Когда слова достигли этой точки, Сарай Мульк Ханум отошла от двери кельи и вернулась во дворец со своими служанками.
На следующий день, когда полдень миновал, она приказала трём или четырём надимам отправиться в медресе и привести всех учеников, постигших знание, во дворец. Ученики, воодушевлённые этим неожиданным предложением, явились во дворец в окружении надимов. Только двое учеников, постигших знание, отнеслись к этому предложению скептически и дрожали от страха стать жертвами опасного сна той ночью. Они собрали всех учеников, постигших знание, в большой гостинице и устроили пир. В конце пиршества им подали баранину, ягнятину и бараний жир. Подаётся обильный, сытный плов. После этого Сарай Мульк Ханум входит в гостиницу в окружении служанок, с вуалью на лице, и, сидя на особом сиденье, узнаёт среди учеников своих ночных собеседников и подзывает их к себе:
• Ну что, мулла, юноши, вы ели плов , обвязанной вокруг запястий? — говорит она. Двое учеников всё ещё дрожавшие от страха, тут же опустились на колени и поклонились:
Сараи Мульк Ханум обратилась к первому ученику :
• А теперь перейдём к твоему сну. Как видишь, я помолвлена со знатным человеком и не могу с тобой разговаривать. Поэтому я выдам за тебя замуж одну из своих прекрасных служанок? Согласен? — говорит она. Ученый, еще не произнесший ни слова и потерявший сознание, тут же бросился к ногам дамы и взмолился:
• Простите меня, госпожа, простите меня и отпустите грех этому невежливому рабу вашему.
В этот момент, по велению госпожи Сарай-Мулька, вошли судья и имам и в присутствии всех ученых выдали одну из своих служанок за ученика...
К сожалению, медресе Сарай-Мульк просуществовало недолго. Согласно легенде, в конце XVI века, из-за враждебности бухарского эмира Абдуллы-хана к Тимуридам, он особым указом приказал снести медресе. Сохранился только мавзолей, построенный рядом с медресе. Фасад мавзолея был украшен цветной плиткой. Декор внутри мавзолея был расписан зеленой, красной и черной красками. Святилища украшены узорами в виде синих звезд и окружены изразцовыми бордюрами. Вход в мавзолей мавзолея осуществляется снаружи через специальную дверь. Стены мавзолея украшены разнообразной плиткой, а внутри мавзолея находится каменный гроб.
В Самарканде также находится знаменитая мечеть Биби-Ханым. Эта мечеть была построена эмиром Тимуром после возвращения из индийского похода в 1399–1404 годах в честь его великой Сарай Мульк-Ханым. Поэтому она была известна как мечеть Биби-Ханым. Мечеть считается крупнейшим памятником архитектуры в Центральной Азии. Размеры её двора составляют 63,8х76,0 метров, он окружён портиками и крыльцами. Общая площадь мечети составляет 167х109 метров.
Со временем мечеть Биби-Ханым была значительно повреждена землетрясениями и пришла в упадок. Сегодня мечеть Биби-Ханым состоит из шести отдельных секций: в верхней части двора – высокое здание с михрабом, посередине – двухъярусное крыльцо мечети, а в северо-западной части – единственный минарет. В своё время эти секции были соединены тремя рядами белых мраморных колонн с лёгкими портиками, на которых располагалось 400 куполов. Всего колонн было 480, расстояние между ними составляло 3,5 метра. Нижняя часть была украшена специальным основанием, средняя – резным орнаментом, а верхняя – цветной плиткой в виде купола. Посреди двора находилась специальная платформа, на которой устанавливалась и читалась большая мраморный подкнижник – Коран. Первоначально она находилась внутри главного здания, но в 1875 году, когда купол оказался под угрозой обрушения, её перенесли на середину двора. Эта табличка была изготовлена по приказу Улугбека Мирзо Корего. На мемориальной доске написано: «Великий султан, достопочтенный каган, покровитель религии, хранитель ханафитского мазхаба, благородный султан ибн султан, эмир аль-муъминин Улугбек Корего». Верхняя часть большого крыльца у входа в мечеть Биби-Ханым обрушилась во время землетрясения 1897 года. Внутри крыльца находился второй, меньший по размеру, с воротами, обрамлёнными резным мрамором. Над воротами на табличке указан год постройки мечети и родословная Амира Темура. Мечеть имела двухъярусные ворота «семислойные», изготовленные из семи различных сплавов металлов. Эти ворота впоследствии исчезли. Хотя мечеть Биби-Ханым в настоящее время находится в руинах, изысканность её богатого убранства привлекает внимание. Красочные формы и узоры свидетельствуют о тонком вкусе и высоком мастерстве мастеров того времени. 8 февраля 1405 года, после смерти эмира-завоевателя Тимура в Утраре, на самаркандский престол взошел его внук Халил Султан Мирза (1384–1411). По словам Ибн Арабшаха, жена Халил Султана Мирзы Шод Мульк Бегум отравила и убила Сарай Мульк Ханым в 1408 году. Тело Сарай Мульк Ханым было помещено в «каменный гроб» в мавзолее рядом с построенным ею медресе и мумифицировано. В июне 1941 года были вскрыты и исследованы могилы Амира Тимура, Шохруха Мирзо, Мухаммада Султана Мирзо и Улугбека Мирзо, почивших в мавзолее Гури Амир. Могила Сарай Мульк Ханым также была вскрыта, и тело было доставлено в Ташкент для осмотра. Позже его вернули в Самарканд.
У благородного Амира Темура не было детей от Сарай Мульк Ханым. Однако знатный человек доверил воспитание мудрой Сарай Мульк-ханум своего сына Шохруха, внуков Мухаммаду Султану Мирзо, Халила Султана, Улугбека и другим знатным людям.