Прогулка по памятным местам жизни писателя — американские горки в карьере и в любви.
Прозвище «доктор Пауст», как называли Паустовского друзья с легкой руки писателя Эммануила Казакевича, удивительно шло сдержанной манере общения и выразительным чертам Константина Георгиевича. Совсем не русское, скорее южное лицо, как описывал его Юрий Гончаров, нос с горбинкой и темные, блестящие «как два каштана» глаза. Его любили и в него влюблялись.
Счастье в коммуналке
Венчались в — 1916-м, расстались 20 лет спустя. Эти годы взросления и взлета Паустовский разделил с Екатериной Загорской, или Хатидже как ему нравилось называть ее по-татарски. Он писал, что любит ее «больше мамы, больше себя».
Сложностей на их долю пришлось немало. До карьеры в Российском телеграфном агентстве (РОСТА), Паустовский успел побыть и рабочим, и кондуктором с вечнозелеными от медных монет руками, и санитаром на военном поезде, где и познакомился со своей первой большой любовью.
Поначалу супруги ютились в подвале дома в Обыденском переулке, пока не переехали в новый, построенный кооперативом «Правдист», тогда Паустовский уже писал для газеты №1.
Квартира была коммунальной, но это не умаляло счастья отцовства и первых успехов. Паустовского заметили и издавали с конца 1920-х. В 1931-м закончена повесть «Кара-Бугаз». В 1935 выходит роман «Романтики», где главную героиню зовут Хатидже. Однако в реальной жизни были «радость и тоска, небывалые достижения и мучения». Через год супруги разведутся, а вскоре — в паспорте появится новая прописка и новый штамп.
Богемные годы
В 1937 году Паустовскому, как одному из видных литераторов, выделяют трехкомнатную квартиру в «Доме писателей» — с видом на Кремль. Ее обустраивала с большим вкусом его вторая супруга — художница Валерия Валишевская-Навашина.
Впервые он увидел ее в 1922-м, когда жил в Тифлисе. Тот период, когда его «смущение растаяло без остатка в легком кахетинском вине», он описал в романе «Бросок на юг».
Как и Екатерина, Валерия, интеллигентная, яркая, обладала сильным характером. Паустовский выбирал в равной степени фантастических женщин, но и увлекался ими также - в равной степени - в омут с головой.
В тот период он много переводил, писал для детей и создал тот самый рассказ «Телеграмма», который поразил кинодиву Марлен Дитрих. Приехав на гастроли в Москву, она мечтала познакомиться со своим любимым писателем. Паустовский пришел на ее выступление в Центральный дом литераторов, поднялся на сцену и получил необычное признание в любви — актриса, не зная как выразить чувства, встала перед ним на колени.
История с Марлен, облетевшая весь мир и попавшая на первые обложки, произошла в 1964-м. Паустовскому было 72. До номинации на Нобелевскую премию по литературе оставался год. Это было время зенита его гения, и жил он в то время, как и полагалось мэтру, в том самом доме на Котельнической набережной.
Выбор доктора Пауста
В 1949 году Паустовский оставил вторую жену, а вместе с ней прошлую жизнь, квартиру и дачу в Переделкино, чтобы соединиться с той, что оказалась его спутницей в последние 20 лет жизни.
С актрисой Татьяной Евтеевой-Арбузовой они познакомились в 1938-м, и он произвел на нее впечатление надменного человека. По воспоминания ее дочери Галины, ухаживал красиво и настойчиво, каждый день отправлял цветы. В 1950-м они поженились.
Поначалу жили большим семейством в 15-метровой комнате, вновь в коммуналке, где писатель за неимением стола работал за подоконником.
Квартиру в высотке получили лишь в 1953-м. Писатель после развода был «в опале», более четырех лет не публиковался. Наладить быт помогла должность заведующего кафедрой в Литературном институте, от которого и выписали ордер.
Туда, где все начинается
Живя в высотке на Котельнической набережной, всемирно известный, Паустовский оставался легким в общении и непритязательным в быту. Любил простую еду — борщ, гречку, ветчину. Свободные часы отдавал чтению, особенно любил поэзию.
В этих привычках многое пришло из его скромной, но интеллигентной родительской семьи, в которой «много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр». В последние годы Константин Георгиевич часто вызывал такси и уезжал с Котельнической в Гранатный, погулять среди лип своего детства.
Чудесное место в Москве, где можно погрузиться в мир Паустовского, также находится в окружении старых деревьев. Литературный музей-центр писателя открыли в парке Кузьминки, в домике садовника Голицыных, прозванного «Серая дача».
Паустовский умел находить красоту в простых вещах – в запахе лип, в теплоте родного дома, и в путешествиях. Возможно, эти простые радости вдохновили бы его и сегодня. Уютом и теплом дома он бы наполнялся в клубном доме de luxe класса «Космо 4/22», расположенном на Космодамианской набережной. Панорамный вид на город и реку с легкостью переносит мысли в то единственное морское путешествие Паустовского за границу – круиз вокруг Европы на теплоходе.