На самом деле биометрическая аутентификация — отпечатки пальцев, распознавание лица, голоса — уже давно вошли в нашу жизнь. Смартфоны, банковские приложения, даже турникеты в метро — всё чаще предлагают авторизацию по вашим биометрическим данным. Однако, несмотря на удобство и безопасность, многие пользователи всё ещё сомневаются в том, действительно ли биометрия так надежна?
В этой статье мы рассмотрим, как развивается тренд на биометрию, и что мешает пользователям полностью довериться своему лицу.
Интересный факт:
Первые шаги в области машинного распознавания лица были сделаны еще в 1960-х годах! Наиболее значимыми задачами тех лет являлись: обработка спутниковых фотографий, визуализация в медицине, распознавание знаков, а также улучшение изображений.
Как развивается тренд на биометрию в России?
Начнем с того, что биометрия как способ оплаты плавно завоевывает внимание и, главное, доверие пользователей, что уже неоднократно подтверждалось статистикой. В июне 2023 года Сбер начал активно развивать сервис «оплата улыбкой», а к ноябрю количество совершенных с помощью биометрии покупок достигло 250 тыс. в месяц.
В противовес этой статистике, согласно данным ЦБ РФ, в 2024 году объем покупок по биометрии составил 7,8 млрд руб. Помимо этого, заметно увеличилось и количество банковских счетов, открытых с помощью биометрических данных, цифра достигла 600 тыс.
Также ЦБ РФ отметил, что, по прогнозам, к концу 2027 года доля альтернативных безналичных платежей (включая биометрию) достигнет 15% от общей массы. При этом к концу 2024 года доля оплат с помощью биометрии, QR-кодов и прочих альтернатив банковским картам не превышала 10%.
Несмотря на заметный прирост среди клиентов, которые используют биометрические данные для проведения операций, банковские карты по-прежнему остаются самым популярным способом оплаты. Так, в противовес приведенной выше статистике по биометрии, за 2024 год пользователи провели в общей сложности 76,1 млрд транзакций с использованием своих банковских карт на сумму 168,2 трлн руб.
Почему биометрия вызывает сомнения у пользователей?
Ориентируясь на статистику, представленную выше, можно сделать вывод, что с каждым годом интерес к новому способу оплаты становится все выше. Возникает справедливый вопрос, почему большинство пользователей продолжает отдавать предпочтение банковским картам? Давайте разберемся.
Недоверие к новому сервису
Начнем с того, что многие пользователи до сих пор не до конца понимают, по какому принципу работает биометрическая система, где и в каком виде хранятся их данные, кто может получить к ним доступ и т. д. Также среди пользователей существуют различные заблуждения, например, о том, что биометрические данные могут использовать в каких-то иных целях. Таким образом, недостаточная информированность населения сказывается на желании воспользоваться новым сервисом.
Особенности подключения к системе
Несмотря на то, что сама по себе оплата с помощью биометрии является быстрой и удобной, сама процедура первичного подключения к системе может показаться пользователю излишне сложной. Для начала пользователю необходимо сдать биометрические данные, которые затем направляются в Единую биометрическую систему (ЕБС). Только после этого пользователь может привязать свои биометрические данные к конкретной банковской карте.
Более детально о процессе подключения биометрии для оплаты вы можете прочитать в интервью с участием нашего Директора департамента платежных систем «Биоэквайринг: в чем сложности внедрения, и какие преимущества для бизнеса».
Опасения насчет технических возможностей и неполадок в системе
Некоторые пользователи, особенно те, кто впервые столкнулся с биометрическими сервисами выражают сомнения относительно срабатывания функции распознавания лица, они боятся, что система их просто не узнает. Также существуют переживания насчет того, что система может «зависнуть», поскольку у многих клиентов существует предрассудок «новое - значит нестабильное».
Отдельно стоит отметить, что если некоторые люди боятся, что их не опознают, то другие, наоборот, переживают за то, что камера может принять одного человека за другого и провести платеж.
Ограничения со стороны инфраструктуры
Даже клиенты, которые заинтересованы в использовании сервиса периодически сталкиваются с так называемыми ограничениями на стороне бизнеса, которые наталкивают на мысли о том, что технология еще «сыровата». Например, на сегодняшний день биометрическая оплата доступна не во всех торговых точках и регионах, что наталкивает на мысль: «Зачем мне подключать сервис, которым нельзя будет воспользоваться в большинстве магазинов?»
Небольшие магазинчики и ИП гораздо реже внедряют данный вид оплаты из-за его стоимости или простого отсутствия необходимости. Пользователи видят, что в привычных местах технология отсутствует, поэтому также может быстро потерять к ней интерес.
Станет ли биометрия такой же привычной, как СБП переводы?
Технологии могут стремительно развиваться, но человеческое поведение и доверие — вещи гораздо более инертные. Для пользователей переход от банковских карт и быстрых переводов к распознаванию лица — это не только вопрос удобства, но и психологического комфорта. Люди начнут доверять оплате по биометрии, когда одновременно сработают 4 ключевых фактора:
1. Массовый положительный пользовательский опыт
Когда биометрическая оплата станет привычной и удобной в повседневных ситуациях — в магазинах, транспорте, кафе — и будет работать без сбоев. Люди начнут доверять технологии, если будут сталкиваться с ней часто и без негативных последствий.
Например, человек в течение месяца оплачивает кофе в кофейне, проезд в метро и покупки в супермаркете, просто глядя в камеру. Всё работает чётко, быстро и безопасно — привычка формируется.
2. Простая процедура подключения к сервису
В настоящее время процесс сдачи биометрии и привязки к платежной системе может показаться сложным. Когда он упростится до уровня «одного клика» в банковском приложении, барьер входа снизится, и уровень доверия пользователей возрастет.
3. Четкие и понятные гарантии безопасности
Когда безопасность станет не только технической, но и понятной для клиентов, уровень доверия сильно возрастет.
Пользователи должны четко понимать:
- где хранятся их данные;
- кто имеет к ним доступ;
- какие есть способы защиты и компенсации.
4. Широкое распространение
Пока технология доступна ограниченно (не во всех магазинах, не во всех регионах), она воспринимается пользователями как эксперимент. Когда биометрия станет таким же стандартом, как терминалы для банковских карт и СБП, восприятие изменится.
Можно с уверенностью сказать, что биометрия продолжает плавно входить в повседневную жизнь россиян, тем не менее путь к ее повсеместному использованию - вопрос не одного года, и даже не только самой технологии. Пока одни клиенты с легкостью оплачивают покупки улыбкой, другие все еще с опаской смотрят на камеры. Однако по мере того, как появляется все больше точек приема оплат с помощью биометрии, а пользовательский опыт становится все более стабильным и положительным, шансы на то, что технология встанет в один ряд с пин-кодами, становятся все выше.