В свое время британский геополитик и член Тайного совета сэр Хэлфорд Джон Маккиндер выдвинул концепцию «Хартленда» - своеобразной «сердцевины» континента. В своей статье для журнала Королевского географического общества Geographical Journal он выдвинул теорию, что государство, которое будет обладать территорией «Мирового острова», станет в будущем ведущей сверхдержавой:
«Тот, кто правит Восточной Европой, управляет Хартлендом; тот, кто правит Хартлендом, управляет Мировым островом; тот, кто правит Мировым островом, управляет миром»,
- написал Маккиндер в 1904 году, не подозревая, что его теорией будут пользоваться геополитики будущего.
Под «Хартлендом» он подразумевал территорию Центральной Азии и Восточной Европы. Суть идеи заключалась в том, что «Мировой остров» изолирован от морей, поэтому осваивается сухопутными способами и развивается быстрее морских держав:
«Пространства на территории Российской империи и Монголии столь огромны, а их потенциал в отношении населения, зерна, хлопка, топлива и металлов столь высок, что здесь, несомненно, разовьётся свой, пусть несколько отдалённый, огромный экономический мир, недосягаемый для океанской торговли».
Концепцию «Хартленда» в преддверии саммита на Аляске вспомнил и The American Conservative. Журнал считает, что вопрос Украины будет второстепенным на встрече двух президентов:
«Речь идёт не только о прекращении самой ненужной войны, в которой участвовали Соединённые Штаты со времён войны в Ираке. Речь идёт о восстановлении отношений между великими державами: США и обладающей ядерным оружием и богатыми ресурсами Россией»,
- заявляет автор и добавляет, что именно Российская Федерации является «Хартлендом». Попытка неоконов и либералов ограничить или ослабить ее, используя Украину, провалилась. Напротив, сотрудничество с Москвой могло бы иметь жизненно важное значение для американских интересов:
«Россия — является ключом к геополитике «Мирового острова». Сегодня большинство внешнеполитических проблем Америки связано с «Мировым островом» и его окрестностями. И в каждой проблеме, затрагивающей внешнюю политику США, Россия играет ключевую роль».
Путин хорошо знает историю. Россия непредсказуема и отстаивает свои интересы. Но выйти на евразийские сухопутные пути, участвовать в разработке российских месторождений редкоземельных металлов, наладить отношения с Ближним Востоком, не быть втянутыми в кровопролитную войну в Европе и множество других плюсов – это возможности, которые могут откроются перед администрацией Трампа на аляскинской встрече. И упустить их – это совершить великую дипломатическую ошибку.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!