Найти в Дзене

Хотите увидеть Петропавловский собор в Санкт-Петербурге снаружи и внутри? Покажу и расскажу

Здравствуйте, мои уважаемые друзья! Вот и подходят к концу мои рассказы о наших похождениях по Санкт-Петербургу, состоявшихся 19 апреля 2025 года. Однако, осталось одно очень важное в истории города, да и всей нашей страны, место в Петербурге, о котором я еще не рассказал – это Петропавловский собор, в котором мы побывали в конце того насыщенного дня. Мы уже посещали Петропавловскую крепость, в которой находится этот собор, в 2022 году, и я об этом тогда рассказывал, но в сам собор мы тогда почему-то не зашли. В этот раз мы решили восполнить пробел. Но все по порядку! Если помните, расстались мы в прошлый раз на Сенатской площади (если не помните – заходите по этой ссылке), выйдя к ней по Галерной улице, теперь мы направляемся в сторону Дворцового моста, чтобы перейти по нему на другой берег Невы. Пройдя в очередной раз по Адмиралтейской набережной и перед тем, как зайти на Дворцовый мост, я не мог равнодушно пройти мимо двух величественных львов в начале этой набережной и не сделать н
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте, мои уважаемые друзья! Вот и подходят к концу мои рассказы о наших похождениях по Санкт-Петербургу, состоявшихся 19 апреля 2025 года. Однако, осталось одно очень важное в истории города, да и всей нашей страны, место в Петербурге, о котором я еще не рассказал – это Петропавловский собор, в котором мы побывали в конце того насыщенного дня.

Это фото сделано мной в сентябре 2022 года
Это фото сделано мной в сентябре 2022 года

По пути в Петропавловскую крепость

Мы уже посещали Петропавловскую крепость, в которой находится этот собор, в 2022 году, и я об этом тогда рассказывал, но в сам собор мы тогда почему-то не зашли. В этот раз мы решили восполнить пробел. Но все по порядку! Если помните, расстались мы в прошлый раз на Сенатской площади (если не помните – заходите по этой ссылке), выйдя к ней по Галерной улице, теперь мы направляемся в сторону Дворцового моста, чтобы перейти по нему на другой берег Невы.

Фото автора
Фото автора

Пройдя в очередной раз по Адмиралтейской набережной и перед тем, как зайти на Дворцовый мост, я не мог равнодушно пройти мимо двух величественных львов в начале этой набережной и не сделать несколько снимков. В прошлом году мы их здесь не увидели, потому как почти весь прошлый год они находились на очередной реставрации. Слава Богу, они опять на своем месте!

Вообще, их очень часто реставрируют, и это не из-за плохого качества реставрации, просто они выполнены из тонкой листовой меди и полые внутри, а некоторые человеческие особи забираются на них верхом, чтобы запечатлеть себя любимых, оседлавших львов. Конечно, тонкие металлические листы не выдерживают этих безмозглых, но увесистых тушек, и их снова приходится реставрировать. Я уже не раз писал об этом и еще раз хочу призвать всех здравомыслящих людей: относитесь, пожалуйста, к таким памятникам бережно и призывайте других к этому, иначе в будущем просто не на что будет смотреть!

Ну ладно, на львов посмотрели, по мосту перешли на Васильевский остров, но перед тем, как идти на следующий мост – Биржевой, мимо Стрелки Васильевского острова с ее ростральными колоннами я тоже не мог пройти равнодушно, но, во-первых – сами колонны впечатляют своим видом, во-вторых – отсюда открываются прекрасные виды, и в первую очередь на ту же Петропавловскую крепость, куда мы и направляемся.

Дальше с Васильевского острова мы переходим по Биржевому мосту на Петербургский остров, хорошо, что этот мост тоже отремонтировали, а то в 2022 году он был на ремонте и нам пришлось делать большой крюк, чтобы попасть в Петропавловскую крепость. Перейдя по Биржевому мосту, проходим сначала по Мытнинской набережной, затем по Кронверкской, чтобы с нее перейти по небольшому деревянному и безымянному мосту на Заячий остров. Думал, что пройдем по Кронверкскому мосту, но он оказался на ремонте.

Петропавловская крепость

Здесь, я думаю, самое время рассказать об истории того места, куда мы направляемся, постараюсь коротко. Это то самое место, откуда и началось строительство новой северной столицы. Дата закладки крепости на низменном и затапливаемом при наводнении Заячьем острове между двумя рукавами, отходящими от Большой Невы, – 16 мая (по старому стилю) 27 мая (по новому стилю) 1703 года – является датой основания Санкт-Петербурга.

Фото автора
Фото автора

Строительство крепости, состоящей из шести, выступающих вперед, бастионов по периметру, велось быстро. Каждый бастион был закреплен за пятью ближайшими сподвижниками Петра I: Меншиковым, Нарышкиным, Трубецким, Головкиным и Зотовым. По фамилиям этих людей так и называются бастионы до сих пор. Строительство одного из них контролировал лично царь Петр I, теперь это Государев бастион.

Фото автора
Фото автора

Менее чем через год – 4 апреля 1704 года на Государевом бастионе был зажжен фонарь, означавший, что строительство крепости завершено. Конечно, и после этого крепость еще долго строилась и перестраивалась. В военных действиях по своему прямому предназначению эта крепость не участвовала, а еще начиная с правления Петра Великого и до 20-х годов XX века использовалась как политическая тюрьма. Ну а затем стала музеем.

Фото автора
Фото автора

Подходим к Петропавловскому собору

Мы заходим в крепость через Никольские ворота между Головкиным и Зотовым бастионами и сразу попадаем на Соборную площадь. Ну и конечно, теперь все наши взгляды обращаются к главной ее достопримечательности и нашему пункту назначения – собору во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первая одноименная деревянная церковь была заложена уже через полтора месяца со дня начала строительства крепости – в Петров день – 12 июля (по новому стилю) 1703 года, а 1 апреля следующего года храм уже освятили.

Фото автора
Фото автора

Затем храм перестраивали в дереве, а возведение нового каменного собора началось 8 июня 1712 года по проекту первого архитектора Петербурга Доменико Трезини. В Петербурге до наших дней дошло немного созданных зодчим сооружений, но даже только это увековечивает его имя. А интересный и характерный памятник, установленный ему в конце Университетской набережной на Васильевском острове перед его собственным домом, в котором он толком не успел пожить, мы видели в 2023 году.

Фото автора. Ноябрь 2023 года
Фото автора. Ноябрь 2023 года

Доминанта собора – высокая колокольня со шпилем была построена в 1720 году, а деревянный шпиль, сооружением которого занимался голландский мастер Харман ван Болос, укрыли золоченой медью позднее. Тогда высота колокольни вместе со шпилем составляла по одним данным – 112 метров, по другим – 106 метров. Шпиль венчает крест с летящим ангелом, первый крест с ангелом был выполнен из меди по рисунку Трезини. Но нынешний – это уже далеко не первый крест с ангелом. Сначала пожар в 1756 году уничтожил деревянный шпиль и крышу, затем пару раз крест с ангелом повреждался бурей.

В 1858 году деревянные конструкции шпиля по проекту архитектора Константина Андреевича Тона и инженера Дмитрия Ивановича Журавского были заменены металлическими. Тогда же был установлен нынешний шестиметровый крест с ангелом, работы скульптора Романа Карловича Залемана, высота ангела составила 3,2 метра, а размах крыльев – 3,8 метров. С тех пор высота колокольни со шпилем составляет 122,5 метра. Еще тогда же были отремонтированы куранты, изготовленные часовым мастером из Голландии Б.Ф. Оорт Крассом и установленные в 1776 году.

Полностью собор был построен и освящен в 1733 году, уже во время правления Анны Иоанновны. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, характерное для западноевропейской архитектуры. Длина здания – 61 метр, ширина – 27,5 метров. Кроме колокольни, из общего здания выделяется расположенный над алтарем барабан с куполом.

Заходим внутрь

Ну что ж, снаружи бегло осмотрели собор, теперь идем внутрь, предварительно зайдя в небольшое здание на этой же площади под названием «Ботный дом» (укрытие для ботика Петра I) и приобретя там билеты на вход в собор, ведь это все-таки музей, хотя и церковные службы там тоже проводятся. А при входе в собор нас встречает «главная хранительница» этого музея-собора – кошка Серафима, невозмутимо спящая на стуле охранника, видимо, отдыхая перед ночной сменой.

И все-таки заходим внутрь. Сказать, что внутреннее убранство впечатляет – не сказать ничего! На первый взгляд создается впечатление, что мы оказались в каком-то парадном зале роскошного дворца. Стены и своды красочно расписаны с преобладанием зеленых и розовых тонов, колонны декорированы мрамором, яшмой и родонитом, ну и конечно, много позолоты. В отделке интерьеров участвовали многие известные художники и скульпторы XVIII века.

Любуясь всем этим великолепием, мы двигаемся к алтарю, ближе к которому, убранство становится богаче и красочнее. Не доходя до алтаря, слева у одной из колонн, мы видим позолоченную кафедру для произнесения проповедей. Такая необычная для православного храма резная кафедра с винтовой лестницей вокруг колонны в стиле барокко выполнена в 1732 году мастером Николасом Краскопом. Сень над кафедрой украшают скульптурные изображения апостолов Петра и Павла.

И вот мы подходим к алтарю, перед которым установлен позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров. Вырезали иконостас из липы мастера Оружейной палаты в Москве под руководством Ивана Петровича Зарудного по рисунку Доменико Трезини в 1722 – 1727 годах. В 1729 году, после того как его доставили из Москвы по частям, он был собран и установлен в соборе. В киотах иконостаса разместили 43 иконы. В центре Царских врат находится ротонда, увенчанная куполом.

Кроме искусно вырезанных и позолоченных орнаментов, иконостас украшен множеством скульптурных изображений. Центральными фигурами являются, расположенные по сторонам от Царских врат, фигуры архангелов Гавриила с пальмовой ветвью и Михаила с пламенеющим мечом, попирающим дракона. Другие многочисленные скульптуры, украшающие иконостас, созданы по мотивам библейских сюжетов, подчеркивающих две основные темы: триумфальную (в честь победы в Северной войне) и династическую (о божественном происхождении власти русских царей).

Перед алтарем у правой колонны напротив кафедры расположено Царское место, предназначенное для императора и снабженное атрибутами монархической власти (скипетром, мечами и короной).

Все внутреннее убранство собора освещается пятью паникадилами из позолоченной бронзы, а также горного хрусталя и цветного венецианского стекла. Находящееся перед алтарем паникадило является подлинником XVIII века, остальные были восстановлены после Великой Отечественной войны. Картины на евангельские сюжеты на стенах собора были выполнены группой художников под общим руководством Андрея Матвеевича Матвеева.

Императорская усыпальница

Вместо традиционной царской усыпальницы Рюриковичей и Романовых в Архангельском соборе Московского Кремля, усыпальницей императорского дома Романовых в XVIII веке становится Петропавловский собор. Еще в 1708 году в деревянной церкви, стоявшей на месте собора, была похоронена дочь Петра I – Екатерина. В течение последовавших двух столетий в соборе были похоронены все императоры и императрицы, за исключением Петра II и Иоанна VI. Кроме того, еще при Петре I здесь стали хоронить ближайших царских родственников, а Николай I продолжил эту традицию, повелев в 1831 году похоронить в соборе своего брата Константина Павловича.

В 1865 году по велению Александра II все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги отличались тем, что они украшены двуглавыми орлами. Однако, саркофаги самого императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны отличаются от других, они были выполнены по заказу их сына Александра III из зеленой яшмы и розового орлеца, соответственно.

Екатерининский придел

Справа от входа в западной части собора за возведенной после пожара дополнительной стеной в 1779 году устроили и освятили в честь Святой покровительницы императрицы Екатерины II придел Святой Великомученицы Екатерины. В этом приделе, называемом также «Малым храмом», приводили к присяге должностных лиц Монетного двора, а во время Великого поста исповедовали и причащали солдат и офицеров гарнизона Петропавловской крепости и членов их семей.

Фото автора
Фото автора

В юго-западной части нынешнего Екатерининского придела у западной стены под колокольней находится одно из первых захоронений в соборе. Это захоронение вдовы царя Федора III Алексеевича, умершей в 1716 году, царицы Марфы Матвеевны. 17 июля 1998 года, в день восьмидесятилетней годовщины расстрела последнего императора Николая II, членов его семьи и слуг, здесь перезахоронили их останки. А действующей церковью этот придел был до закрытия Петропавловского собора в 1919 году.

Великокняжеская усыпальница

К концу XIX века места для усопших Великих князей в самом соборе стало не хватать и было решено построить отдельную Великокняжескую усыпальницу. По разработанному в 1896 году проекту архитектором Давидом Ивановичем Гриммом, в 1908 году завершили строительство такой усыпальницы, пристроив ее к северной стене Петропавловского собора.

Фото автора
Фото автора

Вот туда мы напоследок и направимся, пройдя через дверной проем в этой стене собора в усыпальницу по длинному коридору. По обеим сторонам коридора установлены витрины с музейными экспонатами, включающими различные старинные фотографии и живописные работы с описаниями, посвященные Петропавловскому собору, а также бюсты императоров и императриц, есть там и копия посмертной маски Петра I.

Пройдя по коридору, мы оказываемся в достаточно просторном и светлом зале с высоким подкупольным пространством.

С 1908 по 1916 год здесь были погребены тринадцать членов императорской фамилии (восемь захоронений перенесены из Петропавловского собора), причем, кроме имевших титул Великих князей и княгинь, здесь погребены также князья императорской крови и члены породнившейся с Романовыми семьи Богарне, имевшие титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских. С 90-х годов XX века эта традиция продолжилась захоронением правнука императора Александра II князя Владимира Кирилловича Романова, затем его жены и родителей, останки которых, привезенные из заграницы, здесь перезахоронили в 1995 году.

Ну и напоследок – барельеф

Ну вот, вроде бы, мы все и посмотрели! Выходим наружу и здесь мое внимание привлекла мемориальная доска в виде барельефа, установленная на стене примыкающего к усыпальнице Церковного дома. Это барельеф в честь героического подвига альпинистов – защитников блокадного Ленинграда: Михаила Боброва, Ольги Фирсовой, Александры Пригожевой, Алоиза Зембы и Михаила Шестакова. Вечная им память и огромная благодарность, ведь во многом благодаря им мы можем сейчас это все видеть своими глазами!

Фото автора
Фото автора

А я на этом заканчиваю не только свой рассказ о Петропавловском соборе, но и обо всех наших апрельских похождениях по Санкт-Петербургу. Однако, в недалеком будущем мы вновь с Вами встретимся в Петербурге, так как мы там снова побывали уже в июле этого года. Но перед этим Вас ждет цикл моих рассказов о нашем июньском посещении Москвы.

А то, о чем я Вам сегодня рассказывал и о чем рассказывал ранее, Вы можете более наглядно увидеть в моих видео-обзорах, озвученных мной же, которые я публикую на своем канале в Дзен в разделе «Премиум».

Подписывайтесь на мой канал, а также на «Премиум», чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!