У меня на этом канале целая подборка о качествах руководителя – в конце оставлю ссылку. А сегодня хочу поговорить о том, что такое справедливый руководитель.
Вообще справедливость – понятие странное. Практически в каждой спорной ситуации кто-то посчитает, что решение справедливо, а кто-то нет. На то они и спорные. Но сейчас не о судебных и бытовых спорах, не о философских аспектах, а об управлении и руководстве.
Помню, однажды моя сотрудница меня новым сотрудникам описывала – и сказала, что руководитель я хороший, но не справедливый, а наоборот – потому что всегда интересы предприятия для меня более значимы, чем интересы сотрудников!
Вот тут останавливаемся и задумываемся. Руководитель вообще зачем нужен? Чтобы достигать цели и решать задачи предприятия. Правильно? Руководитель должен работу подчиненных (отдела или всей компании) организовать так, чтобы все работали слаженно, чтобы никто и не отставал, и сильно вперед не забегал – последнее о ситуациях, когда, например, заказов или заготовок столько, что следующее подразделение их обрабатывать не успевает. То есть работа должна быть еще и синхронизирована с другими сотрудниками и подразделениями.
Если смотреть вот с этой точки зрения, в таком масштабе – чьи цели и интересы должны быть в приоритете? Предприятия или отдельного сотрудника?
Кроме того – кто платит зарплату руководителю? Владельцы бизнеса и вышестоящее начальство. За то, что он будет выполнять задачи, которые они ставят. А это, опять-таки – в первую очередь выполнение планов, чтобы предприятие в целом приносило прибыль. В общем-то, это справедливо – оговорены задачи и плата за них, за их выполнение и платят.
Но это если «сверху» смотреть. Снизу ситуация и сам руководитель могут казаться несправедливыми. Потому что есть еще ряд нюансов. Так какого руководителя все же можно считать справедливым? Я для себя выделяла несколько моментов:
- Справедливый руководитель создает сотрудникам условия, чтобы они могли качественно, в нормальном темпе, без форс-мажоров выполнять планы и решать задачи, которые поставлены перед ними.
- Справедливый руководитель не использует сотрудников «не по назначению». Во-первых, определяет, какие обязанности целесообразно поручить конкретно этому человеку, чтобы он с ними хорошо справлялся, не ломал себя через коленку и свои потребности (и материальные, и в признании) мог на работе удовлетворять. То есть и потребности предприятия не страдают – он хорошо справляется с порученным функционалом – и его собственные.
- Справедливый руководитель, если кто-то хочет больше зарабатывать, но на своем месте уже максимума достиг, направит такого сотрудника на обучение, чтобы он получил новые навыки и смог зарабатывать больше.
- Справедливый руководитель построит отношения в коллективе так, чтобы сотрудники после выходных или отпуска хотели на работу – им там комфортно (это слово не про диван и расслабление, если что, а про позитивное и деятельное отношение) и выгодно.
- Справедливый руководитель повысит в должности того, кто до этого дорос и для кого потребность в призвании действительно важна. Потому что это поможет ему лучше реализоваться, почувствовать свою ценность и, конечно, повысить свою ценность на рынке труда (да, справедливый руководитель не будет ее кому-то искусственно занижать).
Не каждый на самом деле может быть руководителем – и многие именно потому, что хотят быть справедливыми, а возможностей для этого не видят. А несправедливыми быть не хотят – а тогда вроде как и в руководители рваться смысла нет. Кто-то вообще не считает нужным думать о справедливости для кого-то, кроме себя любимого, ему важней собственный статус – таких лучше в руководители не продвигать, потеряете весь коллектив.
Чтобы пройти обучение для руководителей и собственников малого и среднего бизнеса, обсудить возможность индивидуальной работы (консультаций) и поиска персонала, пишите в WhatsApp на номер 8-931-009-26-76. Также могу помочь с автоматизацией бизнес-процессов - настроить и адаптировать Битрикс24.
О качествах руководителя