2013 год. Канада. Режиссёр Джефф Ренфро. В ролях: Лоренс Фишберн, Кевин Зегерс, Билл Пэкстон, Джулиан Ричингс
Время апокалипсиса: 2045 год
Причина апокалипсиса: экологическая катастрофа
Масштаб апокалипсиса: вся планета
Кинематографисты всех стран и континентов обожают это короткое, звонкое, ёмкое слово. Обожают называть им свои фильмы, ведь оно такое многозначительное, загадочное, обманчиво простое. Каждый, вроде бы, знает, что это такое, и вместе с тем ошибиться тут несложно — колония на Марсе и колония для несовершеннолетних — это совсем не одно и то же.
В связи с этим разных «Колоний» в мире кино существует не меньше десятка. Есть знаменитый тюремный боевик с Жан-Клодом Ван Даммом, Микки Рурком и Деннисом Родманом. Гламурный телевизионный триллер с Майклом Паре. Французская школьная драма (да-да, колонии для несовершеннолетних существуют и во Франции). Сравнительно недавний научно-фантастический сериал от USA Network. Криминальный боевик из 1990-х с Джоном Риттером. Крутая антирелигиозная драма с Дэниелом Брюлем и Эммой Уотсон. И швейцарский постапокал с Норой Арнезедер и Йеном Гленом (в русском переводе он почему-то называется «Чужая земля», так что мы к нему ещё вернёмся). А ещё — огромное количество документалок и короткометражек про разных переселенцев, путешественников, астронавтов, выживальщиков и зэков, которые тоже называются «Колония».
Но сегодня мы обсудим дебютный (ну а как же) фильм Джеффа Ренфро — сравнительно молодого американского постановщика, снятый им на деньги канадского минкульта и нескольких небольших, но гордых коммерческих студий из Квебека, Торонто и Онтарио.
Совместными усилиями канадским продюсерам удалось привлечь крошечную по голливудским стандартам, но существенную для всего остального мира сумму в 16 миллионов долларов и пригласить на главные роли таких звёзд кино, как Билл Пэкстон («Чужие»), Кевин Зегерс («Поворот не туда») и сам «Морфеус» — Лоренс Фишберн.
Связи в канадском правительстве помогли съёмочной группе и с локациями — всю натуру снимали на заброшенной базе NORAD (Командование воздушно-космической обороны Северной Америки) в пригороде Торонто. Таких внушительных цилиндрических тоннелей и коридоров, мощных цельнометаллических колонн и прочего военно-технического антуража мало где ещё встретишь.
В этой брутальной обстановке скрывается несколько десятков выживших после глобального похолодания американцев. Хотя конкретная локация никогда не называется, а на некоторых конструкциях встречаются гигантские кириллические надписи — «ЗОНА-1», «ЗОНА-2». Это что осталось тут со времен освоения Аляски русскими охотниками на соболей и горностаев? Ответов не будет. Как, впрочем, и многого другого.
Приблизительно к 2040-м годам земные учёные всерьёз обеспокоились, наконец, проблемой экологии и, чтобы немного облегчить участь людей, животных и растений, страдающих от адской жары, построили циклопические установки для управления погодой. Какое-то время всё шло хорошо, климат потихоньку смягчался, но потом оборудование неожиданно дало масштабный сбой и устроило на Земле новый ледниковый период.
Большинство людей умерло — кто от голода, кто от холода, а кто в целой серии войн, начавшихся на замерзающей планете за остатки ресурсов и места в подземных убежищах. Но к моменту начала событий фильма всё это уже кончено. Из восьми миллиардов уцелело не больше восьми тысяч, и все они разбросаны на много километров друг от друга в убежищах, которые в терминологии этого фильма называются «колонии».
Главный герой истории — Сэм (Кевин Зегерс) — живёт в Колонии №7. Он вроде бы механик, но сразу проявляет себя как неравнодушный, сознательный юноша, когда заступается за больного гриппом бедолагу, которого выставили за порог суровые мужики с дробовиками под управлением Билла Пэкстона.
Знаменитый американский актёр эпизода изображает тут классического тупого рэднека с винтовкой наперевес, который предпочитает сначала стрелять, а потом задавать вопросы. Правда под конец выясняется, что крутой он только на словах и только с оружием в руках против безоружных гражданских.
Но в начале он в своём праве, хоть из-за излишнего рвения и превышает свои полномочия. Ведь в Колонии №7 военная диктатура. И по правилам, установленным мудрым и отважным капитаном в исполнении Лоуренса Фишберна, заболевших выставляют на мороз и дают им выбор — быстрая смерть от пули или менее приятная — от холода.
Герой Пэкстона, понятное дело, церемониться с инфицированными не намерен. Была бы его воля, он бы каждого, кто хоть разок чихнул, немедленно ставил к стенке. Но справедливый лидер сдерживает деструктивные порывы своего агрессивного подчинённого. И, возможно, рано или поздно выставил бы его на мороз самого, но уже через пару минут после начала фильма получает сигнал SOS из соседнего убежища номер 5.
Фишберн берёт двух добровольцев — понятное дело, Зегерса и ещё одного малыша, но его можно даже не запоминать — и уходит в ледяную пустыню навстречу неизбежному. На вызов пятая колония больше не отвечает: похоже, их там всех съели белые медведи или кто похуже, спасательная миссия не имеет особого смысла, а психованный первый помощник останется тут без контроля и наверняка не упустит удобного случая устроить массовые расстрелы «на благо родины». Но кого это волнует? Ведь основой большинства успешных постапокалов (их немного, но они есть) является роуд-муви. А значит, надо идти куда-нибудь.
Съёмки на природе, среди льдов, снежных гор и торосов очень воодушевляют. Не верится даже, что всё это сделано на компьютере. Ну неужели в Канаде недостаточно настоящего снега?
Достаточно или нет, но нарисовано отлично. Ребята идут сквозь ряды занесённых по самые крыши небоскрёбов, переходят ветхий мост, находят машины и вертолёты, замороженные трупы и прочие предметы из канонического постапокалиптического набора.
В пятой колонии вроде бы никого нет — ни трупов, ни следов разрушений. Только лужи свежей крови. Парни находят одного свихнувшегося от страха выжившего и какое-то время играют с ним в перевал Дятлова. Куда же все подевались? Их съели медведи, местные манси, беглые зэки, агенты КГБ, ЦРУ, МОССАДа или, может быть, инопланетяне?
Но всё оказывается несколько прозаичнее (если не хотите испортить себе сюрприз — дальше не читайте). Всех жителей Пятой колонии убили и съели каннибалы — огромная стая совершенно диких людей, обезумевших настолько, что даже утративших речь, невесть откуда ворвалась в убежище и расправилась с его обитателями.
А теперь они намерены поужинать гостями из «Седьмой», пойти по их следу, чтобы съесть всех и там тоже. Так что во второй своей половине «Колония» превращается в крайне динамичное кино, где все бегают и орут в ужасе или безумной ярости. Кровища льётся рекой, а отрубленных голов, рук и ног становится не меньше, чем в первом сезоне «Игры престолов».
В целом, на фоне десятков фильмов, которые мы уже посмотрели в рамках этого проекта, «Колония» выглядит довольно внушительно — она очень профессионально снята и смонтирована, блестяще озвучена, в ней хорошая музыка и эффекты, в какие-то моменты напоминающие Fallout 3, да и актёры тут задействованы далеко не последние, и они честно отрабатывают зарплату.
Почему же у него такой чудовищный рейтинг, отчего он так провалился в прокате? Ну, помимо того что это постапокалипсис, жанр изначально не самый коммерчески интересный, можно сказать, что «Колонии» фатально не повезло. Ведь почти одновременно с ней в кинотеатрах Северной Америки стартовал корейский постапокалиптический фильм «Сквозь снег» будущего режиссёра «Паразитов» Пон Чжун Хо.
Апокалипсис там тоже снежный, и причина его точно такая же, вот только действие организовано куда более оригинально — выживальщики спасаются от холода в вагонах гигантского вечнодвижущегося поезда, — а звёзд в главных ролях ещё больше, да и сами они покрупнее и поярче: Крис Эванс, Джон Хёрт, Эд Харрис и Тильда Суинтон.
Чтобы спасти «Колонию», её спешно выпустили на DVD и предлагали всем, кому только можно: крутили в России, Иране, Китае и чуть ли не Северной Корее. Но ничего не помогло. Из 16 миллионов удалось отбить немногим больше 300 тысяч.
Критики всего мира упражнялись в остроумии, указывая своим читателям на второсортность интриги и топорные диалоги «Колонии». Ну, может быть, если сравнивать с «Сквозь снег», это и не лишено некоторого смысла. Но для людей, знакомых с продукцией студий Asylum или Troma, такие разгромные рецензии кажутся слегка надуманными. Есть в мире и куда более беспомощное кино.
На самом деле «Колония» значительно динамичнее, чем «Воздух», куда веселее, чем «Квинтет» и снята в десять раз дороже, чем большинство фильмов Сирио Сантьяго. По-настоящему ругать её почти не за что.
Режиссёр Джефф Ренфро после этого провала не спился и не умер в нищете, а вернулся в Голливуд и снимает вполне успешные сериалы средней руки. «Кардинал», «Извне», «Быть человеком», «Тайны Хейвена», «Красавица и чудовище» – его работы. Если Джеффу еще чуть-чуть повезёт, он получит во временное управление какую-нибудь успешную супергеройскую франшизу и обеспечит себя до седых волос.
Но его «Колонии» рассчитывать не на что. И это обидно, потому что в целом фильм — вполне добротный, честно сделанный и не лишённый характера. В каком-то другом мире и при другом прокатном раскладе он мог бы стать жанровым хитом.
Удачного просмотра.