Найти в Дзене

ВАЗ-2101: автомобиль, который поставил СССР на колёса

В истории каждой страны есть машина, ставшая символом целой эпохи. Для Советского Союза это был ВАЗ-2101, более известный как «Копейка». Автомобиль, который сделал личный транспорт массовым и стал первой машиной для миллионов людей. История «Копейки» началась в конце 60-х, когда СССР заключил контракт с Fiat. За основу взяли модель Fiat 124, признанную «автомобилем года в Европе» в 1967-м. Но адаптировали её под советские реалии: Результат — автомобиль, который мог ездить не только по асфальту, но и по просёлочным дорогам. В 1970 году с конвейера Волжского автозавода сошёл первый ВАЗ-2101. Машина сразу стала мечтой советской семьи. Купить её было непросто — очередь тянулась на годы, а цена в 5 500 рублей делала «Копейку» предметом роскоши. Тем не менее, именно ВАЗ-2101 впервые дал возможность тысячам советских граждан сесть за руль своего автомобиля. «Копейка» оснащалась рядным 4-цилиндровым мотором 1.2 литра (64 л.с.), позже появились версии 1.3 и 1.5. Коробка — 4-ступенчатая механ
Оглавление

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В истории каждой страны есть машина, ставшая символом целой эпохи. Для Советского Союза это был ВАЗ-2101, более известный как «Копейка». Автомобиль, который сделал личный транспорт массовым и стал первой машиной для миллионов людей.

Итальянские корни

История «Копейки» началась в конце 60-х, когда СССР заключил контракт с Fiat. За основу взяли модель Fiat 124, признанную «автомобилем года в Европе» в 1967-м. Но адаптировали её под советские реалии:

  • усилили кузов и подвеску,
  • увеличили клиренс,
  • заменили барабанные тормоза спереди на дисковые,
  • сделали двигатель и трансмиссию более выносливыми.

Результат — автомобиль, который мог ездить не только по асфальту, но и по просёлочным дорогам.

Старт новой эры

В 1970 году с конвейера Волжского автозавода сошёл первый ВАЗ-2101. Машина сразу стала мечтой советской семьи. Купить её было непросто — очередь тянулась на годы, а цена в 5 500 рублей делала «Копейку» предметом роскоши.

Тем не менее, именно ВАЗ-2101 впервые дал возможность тысячам советских граждан сесть за руль своего автомобиля.

Техника и характеристики

«Копейка» оснащалась рядным 4-цилиндровым мотором 1.2 литра (64 л.с.), позже появились версии 1.3 и 1.5. Коробка — 4-ступенчатая механика, привод задний.

Главные плюсы:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

  • простая и надёжная конструкция,
  • легко ремонтируется в гаражных условиях,
  • хорошая проходимость для седана,
  • экономичность по меркам СССР.

Культ народного автомобиля

На «Копейке» ездили все:

  • рабочие и инженеры,
  • учителя и врачи,
  • такси и милиция,
  • спортсмены и даже гонщики.

Да, из ВАЗ-2101 делали раллийные версии, которые участвовали в международных соревнованиях.

Фото из советских каталогов
Фото из советских каталогов

Образ в культуре

ВАЗ-2101 стал настоящим символом 70-х. Его можно увидеть в старых фильмах, на фотографиях советских улиц и в воспоминаниях нескольких поколений. Даже сегодня «Копейка» вызывает улыбку и ностальгию.

Почему её ценят до сих пор

  • Это первая массовая легковушка СССР
  • Простая и ремонтопригодная конструкция
  • Уютный ретро-дизайн
  • Часть истории страны

Отреставрированные экземпляры сегодня становятся коллекционной классикой, и интерес к ним растёт с каждым годом.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Итог

ВАЗ-2101 «Копейка» — это не просто автомобиль. Это символ эпохи, начало истории отечественного автопрома и первый шаг к массовой автомобилизации в СССР.

Она подарила миллионам семей свободу передвижения и вошла в историю как машина, которая поставила страну на колёса.