Авторынок в России демонстрирует динамичный рост спроса на экологичный автотранспорт. Только за 2024 год продажи гибридов выросли в 2,9 раза, достигну отметки 62,8 тысячи единиц. И значительную часть этого сегмента занимает китайский автопром, занявший нишу ушедших западных брендов. Однако учёными выявлена опасная для здоровья проблема с электромагнитным излучением, превышающим норму безопасности в 8 раз.
Учёные из Пермского национального исследовательского политехнического университета выявили потенциально опасные уровни излучения в китайских гибридных авто.
Электромагнитное излучение - это волны, которые, по сути, окружают нас абсолютно везде, от солнечного света до смартфонов, микроволновок и Wi-Fi. В небольших дозах оно не опасно для человека и никак не сказывается на его здоровье, оставаясь полностью невидимым. Наш организм постоянно взаимодействует с естественными электромагнитными полями.
Однако существует риск, что эффект может стать накопительным, если источник электромагнитного излучения оказался мощным и длительное время имел прямой контакт. Тогда риски угрозы здоровью возрастают.
В транспортных средствах, в которых стоят традиционные двигатели внутреннего сгорания, источником такого излучения служит генератор, создающий электрический ток, свечи зажигания с их высоковольтными импульсами, а также многочисленная электроника салона. Также сильные поля образуются в высоковольтной системе зажигания. Фактически весь кузов автомобиля работает как своеобразный резонатор, концентрируя эти электромагнитные поля. В электромобилях и гибридах картина принципиально иная, как, например, в исследуемом Lixiang Li 9.
Основными источниками электромагнитных полей здесь становятся куда более мощные системы. Во-первых, тяговый электродвигатель, который при работе создаёт сильное переменное магнитное поле. Сюда же относится литий-ионные аккумуляторы. Особенность электротранспорта в том, что по его силовым кабелям протекают токи значительно большей силы (до сотен ампер), чем в обычных автомобилях, что создаёт соответствующие по мощности электромагнитные поля,
- рассказал директор Института дорожного строительства и транспорта ПНИПУ, кандидат технических наук Алексей Щелудяков.
Дополнительным источником являются мощные инверторы, которые преобразовывают постоянный ток батареи в переменный для двигателя. Излучателем выступает даже зарядное устройство при близком контакте с человеком. Важно понять - в традиционном автомобиле источники излучения работают с разной периодичностью. В электромобилях во время движениях системы работаю непрерывно, создавая электромагнитное воздействие.
Учёные Пермского политеха провели исследование по измерению значений магнитного и электрического поля в гибридном авто в разных режимах: при разгоне, торможении и без движения. В результате исследования выявлено, что уровень вредного излучения в салоне значительно превышает установленные пределы.
Наибольшие значения зафиксированы при разгоне - напряжённость электрического поля достигала 200 В/м, что в 8 раз выше безопасного предела. По нормам СанПиН допустимым отклонением считается 10-25, предельно допустимым - 25-40, 100-200 говорит о негативном влиянии, а 200 и более признаётся опасным для здоровья.
При торможении, когда автомобиль преобразует энергию движения обратно в электричество, так называемое рекуперативное торможение, излучение также оставалось высоким - 50-100 В/м. В состоянии покоя уровни снижались до 0-10 В/м, что соответствует норме. Магнитное поле вело себя схожим образом: его интенсивность резко возрастала при ускорении и торможении, создавая дополнительную нагрузку на организм,
- заявил Щелудяков.
Выяснилось, что существующие системы защиты от электромагнитного излучения нуждаются в доработке. Из-за накопительного эффекта частое использование такого автомобиля может привести к проблемам со здоровьем и водителя, и пассажиров.
__________
Не боимся говорить правду в Телеграме: https://t.me/tsargradtv
Правда о происходящем в России и мире.
Царьград собрал в специальном разделе самое важное.