Первая компьютерная игра считается "Tennis for Two", созданная в 1958 году Уильямом Хигинботам. В 1972 году была выпущена игра "Pong", которая стала одной из первых коммерчески успешных аркадных игр.
Уже можно сделать вывод на основании того, что компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь на протяжении многих лет. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, а индустрия компьютерных развлечений каждый год преподносит игрокам все новые и новые игры. Зависимый от компьютера человек — прежде всего тот, кто проводит свое время за компьютером не по делу и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью. Под игровой компьютерной аддикцией понимают психологическую зависимость человека от компьютерных игр. Игровым аддиктом называют человека, страдающего игровой компьютерной аддикцией.
Тест на зависимость
Регулярным нахождением в виртуальной реальности понимают такое поведение человека, когда игровая деятельность занимает более 60 часов в месяц и носит регулярный, систематический характер (перерыв без объективных причин не более 3 дней).
Выражение «перерыв без объективных причин не более 3 дней» в данном контексте означает, что если человек прекращает свою игровую деятельность на срок до трех дней и при этом не имеет веских оснований для этого (например, болезнь, отсутствие доступа к игре, личные обстоятельства и т. д.), то его поведение все еще может считаться регулярным и систематическим.
Иными словами, если перерыв в игре длится три дня или меньше и не обусловлен серьезными причинами, это может указывать на то, что человек продолжает активно участвовать в игровой деятельности. Если же перерывы становятся длительными и частыми, это может свидетельствовать о том, что его отношение к игре изменилось.
Представьте: вы только что спасли королевство от дракона, собрали все алмазы в шахте и пережили зомби-апокалипсис. Герой? Безусловно. Но пока ваш цифровой аватар получает медали, ваше реальное тело медленно превращается в подобие печеного пельменя – сгорбленное, подслеповатое и нервно подергивающееся при звуке уведомления, потому что вы уже напряжены и готовы играть, а всё что не дает сразу сесть играть, раздражает на корню.
Сидячий образ жизни – не новость, но игры доводят его до абсурда. Ваша осанка после игры напоминает вопросительный знак. Спина ноет, шея деревянная, а единственная «зарядка» – потягивание за мышкой.
Игровые мониторы обещают «реалистичную графику», но ваши глаза после «Call of Duty» видят реальность как старую 8-битную игру.
Игры – это не только стрелялки и фермы. Это еще и мастер-класс по тому, как превратить свою нервную систему в оголенный провод.
Ирония в том, что игры учат нас достигать целей, но отнимают время на реальные достижения. Вы прокачали меч до легендарного уровня, а ваш диплом пылится на полке. Построили виртуальную ферму, а кактус в горшке умер от жажды. Победили Ктулху, но проиграли битву с посудой в раковине. И самое страшное: если отнять у вас компьютер, окажется, что ваш «персонаж» в реальности имеет скилл «Профессиональный прокрастинатор» и ачивку «Мастер бутербродов с колбасой».
Не поймите неправильно: игры – это искусство, спорт и способ убежать от рутины.
Если после прочтения вы все еще в игре – сохранитесь и выходите. Автоматического скрипта на выход в реальность здесь нет.
Воздействия компьютерных игр на организм и психику
Зависимость от компьютерных игр, игровая зависимость или игромания, характеризуется навязчивым желанием играть.
• Психологическая зависимость: Способ избежать реальности, замена стресса новой стрессовой ситуацией.
• Социальная изоляция: Увлечение играми приводит к ухудшению отношений с близкими.
• Физические симптомы: Постоянное сидение за компьютером вызывает физические проблемы.
Воздействие на мозг. Времяпрепровождение за играми может изменять структуру и функции мозга
• Нейропластичность: Игры могут способствовать развитию определенных нейронных путей, что улучшает навыки, такие как быстрая реакция и пространственное восприятие. Однако это приводит к снижению способности к концентрации и вниманию в реальной жизни, отвечая хронической раздражительностью.
• Выработка дофамина: Игры вызывают выброс дофамина — нейромедиатора, связанного с удовольствием, по другому высокие дозы адреналина. Это приводит к тому, что игроки начинают искать всё более интенсивные стимулы, чтобы достичь такого же уровня удовольствия как было раньше.
Негативное влияние на нервную систему
• Стресс и тревога: Интенсивные игры вызывают ложный стресс и повышенное беспокойство, особенно если они связаны с конкурентной борьбой или насилием.
• Сон: Игра перед сном нарушает биохимические часы организма из за повышение и стимулирования адреналина, который приводит к хронической усталости и ухудшению общего состояния здоровья.
Сидение за компьютером приводит к проблемам с кровообращением
• Тромбоз: Неподвижное положение способствует образованию тромбов в венах, к заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
• Снижение кислородоснабжения: Сидение приводит к ухудшению кровообращения в конечностях.
Врачи рекомендуют «эргономичные кресла», но мы же знаем правду: это просто попытка продать вам трон для новых подвигов.
Времяпрепровождение за экранами всегда негативно сказывается на зрении
• Синдром сухих, красных глаз: Постоянный фокус на пиксельном экране приводит к уменьшению частоты моргания, вызывая скрытую усталость и напряжение глаз, что в будущем приводит и к головным болям.
Онемение конечностей, Синдром запястного канала
•Долгое сидение в одной позе может привести к онемению конечностей, которое бывает трудно распознать вовремя, так как некоторые капилляры расположены глубоко под поверхностью кожи. Если уже ощущается покалывание в руках, это свидетельствует о следующей стадии — истощении участков, снабжающих кровь. Кроме того, постоянное давление на нервы из-за неправильной позы может приводить к хроническому дефициту питательных веществ и ухудшению общего состояния здоровья.
Влияние на реальность
• Десенсибилизация к насилию: Исследования показывают, что игры с насилием снижают чувствительность к агрессии и насилию в реальной жизни.
• Искажение восприятия: Игроки могут начать воспринимать виртуальный мир как более реальный, чем это есть на самом деле, что влияет на их поведение и взаимодействие с окружающими.
• Кратковременное возбуждение: Интенсивные игровые сессии повышают уровень кортизола, а адреналин временно повышает уровень энергии.
Многочисленные исследования проводились для изучения влияния видеоигр на детей и взрослых. Например:
• Исследования показывают связь между насильственными видеоиграми и агрессивным поведением у детей.
• Другие исследования указывают на то, что времяпрепровождение за играми связано с ухудшением физического, психического здоровья и социальной изоляцией.
Позвоночник — столб здоровья организма. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом
Сидячее положение за компьютером оказывает значительное влияние на весь организм. Неправильное распределение нагрузки на позвоночник создает сильное давление на него. Когда человек сидит, нагрузка на позвоночник распределяется неравномерно. Это может происходить по следующим причинам:
• Сгибание спины: Человек часто сидит с округленной спиной и редко следит за правильной осанкой, что не спасает при длительном сидении. Это приводит к избыточному давлению на межпозвоночные диски и может вызывать их деградацию.
• Неправильное положение шеи: Часто голова совершает незначительные движения или наклоняется вперед, или иногда вбок, что увеличивает нагрузку на шейные позвонки и приводит к мышечным спазмам и болям.
• Отсутствие физической активности: Это приводит к проблемам поясничного отдела, что может вызвать перенапряжение мышц и связок.
Сидение в одном положении ухудшает кровообращение, особенно в области шеи и головы:
• Сдавливание сосудов: Непроизвольное сжатие кровеносных сосудов приводит к недостаточному поступлению кислорода и питательных веществ к мозгу и шейным отделам.
• Усталость и головные боли: Недостаток кровоснабжения часто вызывает усталость, а в более тяжелых случаях — головные боли и даже мигрени.
Воспаление и хронические заболевания
• Постоянное напряжение мышц и суставов вызывает привычные хронические боли, которые со временем становятся более выраженными. Напряжение также приводит к воспалению мягких тканей, что является медленно прогрессирующим процессом. Это увеличивает риск возникновения заболеваний, таких как тендинит (воспаление сухожилий) или бурсит (воспаление бурсы — маленькой сумки с жидкостью, которая снижает трение между тканями). Эти состояния могут развиваться медленно, а их последствия значительно ухудшают качество жизни.
Влияние на общее состояние здоровья:
• Метаболические нарушения: Сидение и отсутствие физической активности замедляют обмен веществ, что может привести к ожирению или худобе, диабету или сердечно-сосудистым заболеваниям.
• Психологическое состояние: Развитие скрытого стресса и тревожности негативно сказывается на здоровье. Ограничение физической активности снижает уровень эндорфинов и других «гормонов счастья».
Ни один взрослый, а тем более ребенок, уже не представляет свою жизнь без компьютера. Поэтому внедрение физической лечебной профилактической культуры в повседневную жизнь может значительно повысить качество жизни на долгие годы.
Рекомендации по улучшению физической активности:
• Регулярные перерывы: Каждые 30-60 минут делайте перерывы для разминки и растяжки.
• Упражнения для укрепления мышц: Регулярные физические нагрузки помогают поддерживать здоровье позвоночника и всего организма в целом. Укрепление мышечного корсета с помощью сбалансированных тренировок с собственным весом улучшает кровоснабжение и оздоравливает организм.
• Следите за осанкой: Обращайте внимание на свою позу во время сидячей работы.
• Применяйте простые методы для увеличения физической активности: Ходите пешком вместо использования транспорта, выбирайте лестницу вместо лифта, выполняйте зарядку во время перерывов.
____
Литература:
Бурлаков И.В. Психология компьютерных игр. / Наука и жизнь – 2006. - №5.
Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / Психологический журнал. - 1999- №1, с 86-102.
www.myarh.ru
Симонович С. Компьютер в вашей школе: учебное пособие, М.: 2001г.
Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. -1988.- № 3. С. 16-84.
www.gradusnik.ru
www.portalus.ru
Gentile, D. A., Choo, H., Liau, A., Sim, T., Fung, D., Khoo, A. (2011). Pathological Video Game Use Among Youth: A Two-Year Longitudinal Study. *Pediatrics*, 127(2), e319-e329.
Anderson, C. A., Dill, K. E. (2000). Video games and aggressive thoughts, feelings, and behavior in the laboratory and in life. *Journal of Personality and Social Psychology*, 78(4), 772-790.
Kuss, D. J., Griffiths, M. D. (2012). Internet Gaming Addiction: A Systematic Review of Empirical Research. *International Journal of Mental Health and Addiction*, 10(2), 278-296.
Lemmens, J. S., Valkenburg, P. M., Peter, J. (2011). Psychosocial Causes and Consequences of Pathological Gaming. *Computers in Human Behavior*, 27(1), 144-152.
Ferguson, C. J., Kilburn, J. (2010). Much ado about nothing: The effect of violent video game on youth aggression and violence: A meta-analytic review. *Psychological Bulletin*, 136(2), 211-227.
Кузнецова, И. Н., Филиппов, А. А. (2015). Влияние компьютерных игр на здоровье подростков: социологический анализ. *Социология здоровья и здоровья населения*, 1(1), 45-50.
Шумилов, И. А., Кузнецова, И. Н. (2017). Психологические аспекты зависимости от компьютерных игр у подростков. *Психология и педагогика*, 1(2), 15-22.
Батырев, А. Р., Сотникова, Н. С. (2019). Компьютерные игры как фактор риска для психического здоровья подростков: опыт эмпирического исследования. *Психология и образование*, 3(1), 67-72.
Смирнов, А. В., Петрова, Т. И. (2020). Влияние видеоигр на развитие молодежи: положительные и отрицательные аспекты. *Научный вестник КубГАУ*, 12(1), 45-50.
В виртуальных играх мы сжигаем себя.