Найти в Дзене
Записки логопеда

Ребенок кидался в логопеда- ну что из него вышло?

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Проецируя на работу логопеда можно сказать так: “Все неудачные случаи из практики одинаковые, все удачные разные”
Неудачные - это не когда работаешь с ребенком, а результатов нет, а когда сотрудничество не состоялось по какой-то причине. Причина чаще всего зависит от мировосприятия и мироощущения родителей малыша. Вот им показалось, что “не тот этот логопед, не тот”. “Тот” логопед - это образ, который сложился в их голове. Наша задача - не стараться угодить попасть в тот образ, который где-то там внутри папы-мамы, а понять: “А стоит ли овчинка выделки?” И если логопеду/репетитору показалось, что это “не торт”, то чаще всего действительно не показалось, действительно лучше отказаться сразу. Эти несовпадения в образах чаще всего не приводят ни к чему хорошему, это как пытаться вставить в зеркало в раму, которая ему не подходит. Зеркало упадет и разобьется. А тут чревато тем, что вы не сможете реа
Оглавление

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Почему важна правильная коммуникация «логопед-ребенок-родители»?


Проецируя на работу логопеда можно сказать так: “Все неудачные случаи из практики одинаковые, все удачные разные”
Неудачные - это не когда работаешь с ребенком, а результатов нет, а когда сотрудничество не состоялось по какой-то причине. Причина чаще всего зависит от мировосприятия и мироощущения родителей малыша. Вот им показалось, что “не тот этот логопед, не тот”. “Тот” логопед - это образ, который сложился в их голове. Наша задача - не стараться угодить попасть в тот образ, который где-то там внутри папы-мамы, а понять: “А стоит ли овчинка выделки?”

И если логопеду/репетитору показалось, что это “не торт”, то чаще всего действительно не показалось, действительно лучше отказаться сразу. Эти несовпадения в образах чаще всего не приводят ни к чему хорошему, это как пытаться вставить в зеркало в раму, которая ему не подходит. Зеркало упадет и разобьется. А тут чревато тем, что вы не сможете реализовать свою задачу, потому что родители будут вас постоянно прогибать.и требовать не того, что нужно ребенку, а того, что им кажется нужно.

И не надо забывать про ЗБР(зоны ближайшего развития) на которые должен постоянно ориентироваться логопед в своей работе и подбирать подходящие задания, приемы и методы. Родители не знают обычно ни про какие ЗБР, они часто заставляют делать детей то, что им делать по навыкам или рано или поздно и у ребенка теряется интерес и не формируется стойкий навык.
Поэтому расходимся как в море корабли и ищем удачный вариант, когда родители верят логопеду, слушают и выполняют все рекомендации, не пытаются бежать впереди велосипеда.

Если ребенок не идет на контакт

И вот расскажу об одном таком удачном случае, как и у всех удачных было свое нестандартное начало.

-2

Чтобы сделали вы если бы в вас кинули каким-то предметом? Скорее всего это вам бы не понравилось и вы бы выразили свое недовольство кидающему или в пространство, если с кидающим не хотите иметь дело.А если ребенок кинул в вас, то что? Правильно, делаем замечание, воспитываем, высказываем претензии родителям… А если вы педагог? И в вас ученик кинул что-то? Что вы будете делать? Ругать и жаловаться? А если это дошкольник, к тому же он не говорит и не особо реагирует, когда с ним разговаривают?
Это будни тех, кто работает с неговорящими детьми, например логопедов. И надо посмотреть, что это за ребенок, кто его привел и с какой целью.

Я устроилась на работу в детский развивающий центр логопедом. Ко мне приводили детей с разными нарушениями речи. И вот однажды пришла мама с таким “чудо”. На контакт не шел, вернее шел, но не отвечал на вопросы, а кидался разными учебными пособиями в окружающих видимо с целью обратить на себя внимание.

-3

Я посмотрела и подумала “Ну что я могу сделать, я же просто логопед”?Приводят деток, я достаю пособия и мы занимаемся. Я пошла к руководителю центра и хотела отказаться от данного ребенка. Та посмотрела на меня и говорит: “Мы должны заниматься с теми, кого нам приводят”. И отказаться не получилось.
Хорошо, что у “чуда” оказалась вменяемая мама, она не стала качать права, а начала жаловаться - на жизнь, на ребенка, на специалистов, на окружающий мир…

По поводу нарушений у ребенка сказала, что ему поставили кучу разных диагнозов разной степени замудренности, но никто не сказал, как собственно заниматься при таких диагнозах.

Выстраивание коррекционного маршрута

“Дайте ему вставлялки собирать!”. Я быстро набрала пособий с вкладышами и ребенок на них среагировал, стал их собирать. Я-то сначала подумала, что он их тоже зашвырнет, однако он быстро-быстро собрал, потом разобрал, потом опять собрал. Я была почти в шоке как он быстро перешел от активных скачков к тихому занятию. Глядя на его ловкость рук я поняла, что с интеллектом тут все хорошо, есть куда копать и вытаскивать “зарытые таланты”.

-4

И так пошли наши занятия - ребенок собирал разной сложности рамки Монтессори, мама делилась опытом хождения по специалистам по городу и за его пределами. Это рутина для логопедов - выслушивать о хождениях по разным диагностическим центрам, психологам, психиатрам, неврологам, остеопатам и тп и тд. О методах коррекции, которые не помогли, о пособиях, которых стоят как крыло самолета, но не помогает.

Узнала биографии логопедов и дефектологов нашего городка, их методики и приемы работы. Потом я, посоветовавшись с мамой, подсунула ребенку пазлы и сюжетные вставлялки, ему зашло, до этого он собирал только геометрические узоры. Выяснилось, что он издает таки какие-то звуки, спустя какое-то время он стал даже повторять слоги и короткие слова. Потом мы стали заниматься лепкой, хотя до этого, он, как подобные дети не любил пластилин за липкость.

Потом он стал держать кисточку в руке, сначала водой рисовать, затем карандашом водить каракули. Через некоторое время он стал реагировать на меня и повторять слова и движения, удалось начать делать артикуляционную гимнастику, положительно отнесся к массажу языка. Буйные прыжки и метания постепенно перешли в логоритмику, делали движения под музыку с предметами.

-5

Все проходило под мамину болтовню “за жизнь”, она была такая простая женщина, уже не совсем молодая и замученная “особым ребенком”. Она вначале считала, что нужно дорогостоящее лечение, супер-пупер пособия, а оказалось, что можно “дешево и сердито” выстроить коррекционную работу. Главное, все надо делать в том момент, когда ребенок созрел, учитывая его ЗБР - “зоны ближайшего развития”.

Чем все закончилось?


Спустя какое-то время центр закрылся, с ними такое часто бывает, но тут вроде все шло хорошо, народ активно приходил, но руководитель решила пойти заведующей в новый сад, о чем скорее всего потом пожалела - ее выжила оттуда заместитель. Но это совсем другая история. А у мальчика потом все было хорошо, он выровнялся, его взяли в обычный сад. Я как-то встретила маму, она сказала, что он пошел в обычную школу и учился в ней без особых проблем.

Так что не всегда бывает так, как кажется в начале, но если правильно выстроить процесс, то все будет хорошо.
Маме все время говорили, какой у нее умственно отсталый ребенок, что он не сможет ходить ни в школу ни в сад. Она уже почти смирилась, хотя видимо были какие-то моменты, какие-то звоночки, что ей верилось, что она сможет вытянуть сына, развить его, не все так безнадежно.