«К. непрерывно ощущал, что он заблудился или так далеко забрёл на чужбину, где самый воздух состоял из других частиц, чем дома, где можно было задохнуться от этой отчуждённости, но ничего нельзя было сделать с её бессмысленными соблазнами…»
— цитата из романа Франца Кафки «Замок»
Роман полностью поглощает, от него невозможно оторваться, он очаровывает и одновременно пугает. В период чтения «Замка» могут преследовать ночные кошмары (как в моём случае).
Это философский роман, написанный австрийским писателем Францем Кафкой. Работа над романом началась 22 января 1922 года и завершилась 11 сентября того же года. В письмах своему другу, Максу Броду, Кафка говорил о прекращении работы над романом, так и оставшимся неоконченным.
О чём роман?
«Никто вас тут не удерживает, но ведь это ещё не значит, что вас выгоняют»
— цитата из романа Франца Кафки «Замок»
К. — мужчина тридцати лет, прибывший в Деревню для проведения землемерных работ.
За ним следуют его помощники с необходимыми инструментами. Дожидаясь их, К. рассчитывает получить в первом постоялом дворе ночлег, а с утра отправиться в Замок графа Вествеста для получения дальнейших распоряжений.
Жители деревни не готовы к нежданным гостям, и К. с порога обзывают «вралем» и «бродягой».
Ему не предоставляют ночлега, он не может добиться входа в Замок, замерзая на заснеженных дорогах, чиновники бегут от него, как мыши, простой люд пренебрежительно посмеивается над ним, и всё происходящее связывает неведомая землемеру тайна.
Что же страшного в «Замке»?
Весь ужас романа мелко нашинкован и тонким слоем распределен между строками романа. Именно бытовые, казалось бы, взаимоотношения кроют в себе самое страшное, что пугает, порой, похуже кинговских кладбищ.
Главный герой надеется пробиться в приёмную Замка, цепляясь за каждого, кто вхож в канцелярию или является слугой в Замке, а то и любовницей чиновника. Но служебная и личная жизнь переплетаются, а то и меняются здесь местами.
Фрида становится его девушкой-невестой-будущей женой сразу же после первой ночи, проведённой в пивных лужах под стойкой бара. Всё это в момент, когда в соседнем помещении сидел могущественный чиновник Кламм, от которого переметнулась Фрида.
Кафка брал странноватую — но житейскую, потенциально возможную — ситуацию, добавлял в неё тревожности и странноватости, и получился нужный эффект. Мне было действительно страшно читать, что же дальше.
На каждом шагу подстерегало предательство, верность определялась только служебным рвением, К. использовали как средство для достижения личных целей. Здесь гордостью было то, за что в привычной жизни принято стыдиться, а за проявление нравственности от тебя могли отвернуться вчерашние друзья.
Это, несомненно, выдающийся роман, подсвечивающий множество проблем. На первый план выводится проблема Маленького человека, влачащего безнадёжное существование.
Здесь и неоднократно освещаемая Кафкой проблема бюрократического аппарата, где правая рука не знает, что делает левая, а «работа главной канцелярии построена так, что возможность ошибок вообще исключена». Но более всего пугает реальность, граничащая с безумием.
Всё это очень походит на лимб или же сон.
К. попадает в Деревню, но на деле же он проходит круги ада, где ему показывают жизнь жителей, рассказывают о произошедшем с ними. И он становится ключевым персонажем в центрифуге абсурда. К. практически не спит, просыпается в разных местах, его отовсюду гонят, а положение день ото дня становится более шатким с собственного его дозволения.
Именно ощущение от сна, когда даже странные события обретают некую логику и уместность, пугает больше всего. К. сталкивается с безумием на каждом шагу, и, свыкаясь с ним, он всё больше погружается в страшный сон, в который превратилась его жизнь в Деревне.
Но там, где обычному человеку станет не по себе и он решит покинуть поле боя, землемер не собирается «просыпаться», он намерен продолжать борьбу за свою идентификацию. Его «полное безденежье, невозможность снова найти работу у себя дома и, наконец, не меньше, чем всё остальное, невеста» заставляют его быть и куклой для битья, и центром вселенной.
Роман обрывается на очень интересном месте, и толковать дальнейший ход событий можно по-разному. Под конец мы получаем несколько версий произошедших событий, можем выбрать одну из них, а можем сочинить собственную.
Кафка писал Максу Броду, что К. должен был до смерти ожидать разрешение на проживание в деревне и проведение землемерных работ. В середине романа главному герою, рисуя картину несправедливого отношения со стороны властей, как раз говорилось о просителях, до конца дней так и не получавших удовлетворения. Но окончание не важно. Вся суть в начинке.
Вы читали роман «Замок» или смотрели экранизации?