Я писала о романе «Северный лес», который, кстати говоря, мне очень понравился. Там шла речь о доме в лесу где-то в Новой Англии. Но то у них, за океаном, а как с лесами обстоят дела у нас? Хочу рассказать вам о романе «Лес» (между прочим, тоже северный, карельский) Светланы Тюльбашевой. Занимательно, кстати, что обе книги вышли в 2024 году. Не слышала прежде об авторе (ещё бы, это её дебютный роман), но заинтриговало описание книги, а потом подоспели и хорошие отзывы от знакомых. Надо читать, решила я. И не пожалела.
Сюжет выглядит на первый взгляд не слишком оригинальным: две девушки-москвички, очень разные по характеру и привычкам, отправились в путешествие в Карелию на машине и в какой-то момент заблудились в лесу. Уже ясно, что речь о мистическом триллере. Точно? А вот и не совсем. На самом деле, этот роман вместил в себя много всякого: что-то от романа воспитания и приключенческого романа, что-то от психологического триллера и, разумеется, хоррор… Можно найти действительно много, если задаться целью. Отдельно хочу отметить нелинейность повествования, я очень люблю такие штуки, и тут этот приём использован действительно к месту: до конца книги автор водит читателя за нос, объясняя все хитросплетения на самых последних страницах. По мере прочтения начинаешь догадываться о том, что должна быть некая связь между рассказываемыми параллельно историями, но как только пытаешься начать сопоставлять факты, обнаруживается, что информации автор дала ровно столько, чтобы читатель что-то заподозрил, но не разгадал загадку.
Так как же обстоят дела с собственно карельским лесом? В Карелии мне пока побывать не довелось, но в лесу бывала, конечно, неоднократно, в том числе, ночью. Спокойно мне было в ночном лесу ровно до тех пор, пока были видны огонь костра и лагерь, слышны голоса людей. Очутиться ночью в самом обычном лесу средней полосы в одиночестве, думаю, никому не хотелось бы. Не говоря уже о Карелии, о лесах которой я наслышана. Экстраполировав свой опыт, я смогла в полной мере представить себе весь ужас девушек, оказавшихся где-то в чаще без связи, без фонарей и спичек, без воды, вообще без чего-либо. В поисках хоть какой-то тропинки девушки блуждают долго, днями, даже неделями, и когда они видят в лесу всякие странные вещи, уже неясно, в том ли дело, что у страха глаза велики, или у них начались галлюцинации от истощения, или… Или с лесом действительно что-то не так. Иногда они ведут себя глупо и нелогично, но не получается к этому придраться, потому что, скорее всего, человек, никогда не бывавший так долго на природе, не имеющий никакого опыта существования под открытым небом, да к тому же напуганный до смерти, не будет рассуждать так же спокойно и здраво, как читатель, сидящий в уютной комнате и попивающий горячий чай.
В конце концов девушки попадают в деревню. В деревне же (правда, в другой) разворачивается вторая, параллельная история. Я могу сравнивать только с деревнями, опять же, средней полосы России, однако, картина примерно похожа. Потомственные алкоголики в деревнях – увы, не редкость, а, видимо, некий стандарт. Подозрительное отношение к приезжим и нелепые слухи о них – тоже. Некоторые обитатели деревни – довольно ушлые персонажи, многие – суеверные, и почти все – себе на уме. Выглядит вполне правдоподобно. Деревенские рассказывают байки про леших, про колдунью, и до самого конца неясно, действительно ли потусторонние силы имеют отношения к событиям или всё объясняется куда более прозаично (на чём настаивали некоторые здравомыслящие персонажи). А может быть, ни один из двух ответов не верный?
Мой дом – моя крепость, как сказал Эдуард Кок, британский юрист, ещё в далёком 17 веке. Можно сказать, что в романе «Лес» основной идеей служит видоизменённый вариант этой фразы: «Моя семья – моя крепость» (хотя это абсолютно ясным станет только в конце). И действительно, тема семьи здесь очень важна. И это не какая-то «традиционная» или «нетрадиционная» семья, это необычная и странная семья (насколько необычная и странная, читатель узнает только на последних страницах), которую сложно поместить в какие-то рамки. И эта странная семья даёт своим членам то, что должна давать семья и что вряд ли получают люди в других, куда более «традиционных» и понятных семьях в этом романе, – поддержку, защиту, доверие, взаимопомощь в любой ситуации. История, начавшаяся так неуютно и жутко, заканчивается в тёплом семейном кругу. И это оставляет приятное «послевкусие» от прочитанной книги.
Последняя страница перевёрнута, книга закрыта. Что это было? Точно не рядовой хоррор. Это был хороший, добротный хоррор с элементами много чего ещё, как я писала выше. Но автор предлагает читателю не только побояться вместе с героями, но и поразмыслить над некоторыми вопросами, не самыми банальными и не самыми очевидными. Хочу напомнить, что для писательницы Светланы Тюльбашевой это дебютный роман. Это твёрдая 4/5: за уместную и мастерски использованную нелинейность повествования, за жуткий лес, за правдоподобных героев, за лёгкий слог и, конечно, за действительно неожиданную развязку. Минус – кроме двух основных историй автор рассказывает ещё пару страшных баек про лес, смысл которых я поначалу не поняла, для этого понадобилась пояснительная бригада. Как выяснилось, эти истории всё же связаны с основным сюжетом, но очень уж неочевидным образом. Несмотря на этот маленький недочёт, всячески рекомендую, даже если вы – зайчишка-трусишка, будет страшно, но в меру.
А вы читали эту книгу? Согласны с мои мнением? Пишите в комментарии, какое впечатление оставила эта книга у вас!