Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня на календаре 16 августа. Так получилось, что именно в этот день с разницей в 18 лет из жизни ушли два замечательных актера, которые, не обладая выдающимися вокальными данными сумели оставить нам на память не только свои прекрасные роли, но и десятки песен, которые мы продолжаем слушать и погружаться в воспоминания.
Бернес Марк Наумович (1911–1969)
Замечательный советский актёр кино и эстрадный певец. Народный артист РСФСР.
Специально для него многие лучшие композиторы Советского Союза писали песни, вошедшие в золотой фонд советской эстрады.
Родился 26 сентября (9 октября) 1911 года в Нежине Черниговской губернии. В 1917 году семья переехала в Харьков.
В 1928 году поступил в Харьковский театральный техникум и одновременно подрабатывал статистом, в одном из местных театров.
В начале 30-х отправился покорять Москву и был принят в труппу Московского драматического театра (бывшего театра Корша)
Ныне в этом здании находится Театр наций
В кино начал сниматься в 1935 году. После небольших ролей в фильмах «Заключенные» и Шахтеры», режиссер Сергей Юткевич пригласил Марка Бернеса на роль рабочего паренька – красногвардейца Кости Жигалева в фильм Человек с ружьем»
В этом же фильме Бернес впервые запел с экрана. Песня «Тучи над городом встали…» быстро ушла в народ и стала одной из примет того времени.
После этого практически все самые звездные роли Бернеса сопровождались песнями, становившимися по-настоящему народными.
Эти и многие другие фильмы, в которых снялся Марк Наумович вошли в золотой фонд советского кинематографа, а песни, которые он пел не только в кино, но и на эстраде слушают до сих пор.
Он стал первым исполнителем таких, незабываемых произведений, как «Песня о Ленинграде», «Я люблю тебя жизнь», «Я работаю волшебником», "Песня об эскадрилье "Нормандия Неман" и многих других.
Многие композиторы несли ему свои песни, думая что если её исполнит Бернес успех обеспечен, хотя конечно бывало по всякому.
Никоим образом не желая принизить исполнительское мастерство замечательного певца хочу вспомнить историю песню Марка Фрадкина и Льва Ошанина «Течет Волга» которую все мы помним в исполнении неподражаемой Людмилы Зыкиной.
Дело в том что написана она была специально для Марка Бернеса, который записал её в 1962 году и именно в его исполнении она впервые прозвучала в эфире всесоюзного радио. Прозвучала, но то, что называется струн души слушателей не затронула. Потом её исполняли несколько других известных и не очень певцов и певиц, но только Людмила Зыкина, включившая «Волгу» в свой репертуар два года спустя, сумела исполнить её так, что она до сих пор никого не оставляет равнодушным. А ведь песня, между прочим, поется от лица мужчины и громе Бернеса, её в свое время пели Владимир Трошин, Иосиф Кобзон и другие мастера.
А вот с песней "Враги сожгли родную хату" все произошло с точностью до наоборот и именно благодаря Марку Бернесу она стала подлинно народной.
Наполненную трагизмом и горечью страшных утрат песню на стихи Михаила Исаковского композитор Матвей Блантер написал ещё в 1946 году.
Тогда же её записал певец Владимир Нечаев, но после первого же исполнения по радио "Прасковья" (авторское название) была запрещена «за распространение пессимистических настроений».
В начале 60-х годов Марк Бернес потихоньку начал включать её в свои концертные выступления и поняв, что она то что называется цепляет «слушателей», решил дать песне вторую жизнь.
В 1965 году, когда День Победы впервые отмечался, как общегосударственный праздник, на "Голубом огоньке", который тогда шёл в прямом эфире, маршал Чуйков обратился к Бернесу с просьбой исполнить песню «Враги сожгли родную хату…», взяв тем самым на себя все последствия. Неизвестно была ли это импровизация, или существовала предварительная договорённость, но после этого "Огонька" песня зазвучала по радио и на всех концертных площадках.
В 50-е годы Бернес объездил с гастролями всю нашу страну
Без него не обходился ни один телевизионный «Голубой огонек» или праздничный концерт
В 1959 году Марк Бернес и Людмила Гурченко, приветствовали гостей возрожденного после многолетнего перерыва Московского Международного кинофестиваля, как главные поющие кинозвезды Советского Союза.
В 60-е годы прошлого века Марк Наумович Бернес снимался сравнительно мало, но его голос продолжал звучать с экрана. Он стал первым исполнителем песни начинающего автора Владимира Высоцкого «Братские могилы» в фильме «Я родом из детства», а в фильме Владимира Басова «Щит и меч» он исполнил заглавную песню «С чего начинается Родина».
В июле 1969 года смертельно больной Марк Бернес записывает на фирме «Мелодия» песню Яна Френкеля, на стихи Расула Гамзатова «Журавли» которая стала памятником всем погибшим в самой страшной войне солдатам, и памятником самому певцу, который вложил всю свою душу в её исполнение.
16 августа 1969 года Марк Наумович Бернес скончался от онкологического заболевания. Ему было 57 лет.
Похоронен на седьмом участке Новодевичьего кладбища.
Миронов Андрей Александрович (1941–1987)
Актер, не нуждающийся в особом представлении. Его знала и любила вся наша страна, а его скоропостижная смерть 38 лет назад стала шоком для всего Советского Союза.
Андрей Миронов родился 7 марта 1941 года в семье актеров Московского театра эстрады и миниатюр Александра Семеновича Менакера и Марии Владимировны Мироновой.
Мария Владимировна, будучи беременна сыном, выходила на сцену буквально до последнего дня.
В 1948 году Андрей поступил в 170-ю мужскую школу Москвы (сейчас — школа №1278). Там одновременно с ним учились Василий Ливанов, Эдвард Радзинский и Марк Розовский.
До 1950 года он носил фамилию Менакер, однако, когда в стране грянула компания по борьбе с «безродными космополитами» было принято решение переоформить ребенку документы на фамилию матери. С тех пор Андрей Менакер, стал Андреем Мироновым, которого лет через 15 узнала, и полюбила вся наша страна.
С седьмого класса Андрей участвовал в школьных постановках. В старших классах он записался в театральную студию при Центральном детском театре. Однако родители не хотели, чтобы их сын стал актером. Мария Владимировна настаивала, что бы он поступил в МГИМО и стал дипломатом. Однако летом 1958 года, воспользовавшись тем, что родители уехали на гастроли, Андрей подал документы и поступил в Театральное училище имени Щукина, которое блестяще окончил в июне 1962 года и был приглашён в труппу Театра сатиры на сцене которого играл 25 лет.
Нужно сказать, что Андрей мгновенно вписался в прославленную труппу. Достаточно сказать, что приказ о зачислении Миронова в театр датирован 18 июня 1962 года, а уже 24 он дебютировал в спектакле «24 часа в сутки» в роли Гарика. Затем были вводы в спектакли «Дамоклов меч» Назыма Хикмета и «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера.
В 1963 году скоропостижно умер актер Владимир Лепко, много лет игравший Присыпкина в спектакле по пьесе Маяковского «Клоп». Валентин Плучек принимает решение срочно ввести на роль «бывшего рабочего, бывшего партийца, а ныне жениха» Андрея Миронова.
Через десять лет в новой сценической редакции этого спектакля Андрей Александрович сыграл другого персонажа, «самородка из домовладельцев» Олега Баяна
К середине 60-х годов совсем ещё молодой актер Андрей Миронов приобретает всесоюзную популярность.
Фильмы с его участием:
«Три плюс два»
и «Берегись автомобиля»
становятся лидерами кинопроката.
Ну а после выхода на экраны гайдаевской «Бриллиантовой руки» Миронов прочно занял место в числе популярнейших звезд советского кино.
Кстати сказать, именно в этом фильме зрители впервые увидели, как здорово, почти по «западному» Миронов умеет петь и танцевать.
В дальнейшем это его умение режиссеры охотно использовали при первой же возможности.
Давайте вспомним некоторых его поющих героев:
Кроме работы в театре и кино Андрей Александрович часто появлялся на голубом экране. Люди старшего поколения наверняка помнят, его выступления на «Голубых огоньках», где он обычно выступал как исполнитель песен, которые превращал в эстрадные театрализованные номера. «Некогда», «Иваново город невест», «Полюбите пианиста» и многие другие его номера прекрасно смотрятся и сегодня. Он обожал джаз и, наверное, если бы он не стал прекрасным актером он мог бы стать великолепным джазовым исполнителем.
Его пластинки выходили миллионными тиражами и никогда не залеживались на прилавках магазинов.
Летом 1987 года Андрей Миронов вместе с труппой Театра сатиры отправился на гастроли в Ригу. 14 августа, прямо во время спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», актер потерял сознание. Через два дня, 16 августа 1987 года, он умер от последствий тяжелого инсульта и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
А две недели спустя в широкий прокат вышел фильм «Человек с бульвара капуцинов», последняя работа Андрея Александровича в кино.
Наверное, при других обстоятельствах, этот фильм для которого режиссер Алла Сурикова собрала просто невероятно звездный состав исполнителей, смотрелся бы удивительно легко и весело. Но лично я во время просмотра все время ловил себя на мысли что герой Андрея Миронова – бескорыстный рыцарь кинематографа Джонни Фест все время смотрит с экрана наполненным грустью взглядом, как будто прощаясь с нами, зрителями, которые так его любили.
Мария Владимировна Миронова, пережила сына на 10 лет и была похоронена рядом с ним осенью 1997 года.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.