От почтового ящика до двери получателя
Белая диагональ на кузове и фирменный бренд на темно-синем фоне – отличительные признаки автомобилей РУП «Белпочта». Их – около 90 на территории транспортного цеха Брестского филиала в областном центре и примерно 280 – во всей области вместе с автохозяйством региональных узлов почтовой связи (РУПС) в Барановичах, Пинске, Березе. «ГАЗели», «Лады», Peugeot и другие труженики больших трасс и малых дорог ежедневно пробегают по региону около 26 тыс. км, которые к концу года суммируются до 7 млн км.
ВОДИТЕЛИ «ЦИФРОВОЙ ЭРЫ»
Ежедневно почтовые автомобили осуществляют по графику выемку корреспонденции из 720 почтовых ящиков (из них
70 – в Бресте), доставляют входящую почту, пенсии, экспресс-отправления в формате «от двери к двери», товары повседневного спроса. Сегодня водитель автомобиля, совмещая работу почтальона, обслуживает сельского жителя исключительно с применением аппаратно-программного комплекса «Мобильный почтальон», который позволяет оказать все виды услуг в режиме онлайн, поясняет водитель 4-го класса Вадим Дмитрук перед началом рабочего дня.
Работая на городском маршруте, он выполняет функции почтового курьера, доставляя почтовые отправления по указанным адресам. В зависимости от графика работы Вадим действует как на фиксированном участке, так и по заявкам. Более 140 организаций Бреста приобретают услугу по абонементному обслуживанию почтовым курьером каждый день, и свыше 200 юрлиц вызывают курьера по мере необходимости. Так, за дневную смену Дмитрук доставляет почту более чем в 50 организаций.
ДАМЫ ПЕРЕХВАТЫВАЮТ РУЛЬ
Траектория поездок может охватывать не только сам город, но и районы: Жабинковский, Малоритский, Каменецкий. Причем даже внутри Брестского района есть населенные пункты, удаленные от точки отправления более чем на 70 км. За день требуется посетить не одну деревню, разнести не один десяток писем, экспресс-посылок, газет и другой периодики. В кузове «ГАЗели Next» 2023 г.в. перевозятся заказанные сельчанами продукты, комбикорма, посуда, бытовая химия, скобяные изделия, мелкая бытовая техника (электрочайники, миксеры, соковыжималки и пр.). Их доставка и реализация в почтовой терминологии называются «оказанием непрофильных услуг».
Именно последнее обстоятельство, как подтверждают в транспортном цехе Брестского филиала РУП «Белпочта», привело к тому, что руль у мужчин все увереннее перехватывают женщины. Их на брестской автобазе уже около 20% от водительского штата. Для представительниц слабого пола рейсы по деревням и селам – возможность проявить коммуникабельность, торговые умения, выполнить социальные функции. Кстати, реализация непрофильных услуг ведется под процент от выручки, что позволяет повысить мотивацию работников и зарплату.
Начальник транспортного цеха Александр Бородкин ежедневно проводит для своей команды предрейсовый инструктаж, в ходе которого обращает внимание на прогноз погоды, актуальные мероприятия ГАИ, безопасность детей в каникулы и напоминает: все рейсы спланированы так, что всюду можно поспеть на безопасной скорости 60–70 км/ч. А система «БелТрансСпутник» с помощью GPS-навигатора отследит телеметрию каждой машины, направление движения, отклонение от маршрута.
ПРОТИВ ШОКА ЕСТЬ БРЕЛОК
Четкое следование маршруту отслеживается не только из соображений экономии топлива (а его почтовиками Брестчины расходуется до 1 млн тонн в год) и рабочего времени, но и для безопасности водителя и его груза.
Для этого на автомобилях внедрен комплекс мер защиты: установлена система мониторинга перемещений, тревожные кнопки, а водителям и сопровождающим выдают специальные брелоки, что позволяет отслеживать ситуацию в режиме онлайн и оперативно реагировать на любые инциденты. Все сигналы с датчиков моментально поступают к диспетчеру филиала, который на основании разработанного алгоритма принимает решение о необходимых действиях. Система настроена на различные сценарии и обеспечивает быстрое реагирование.
Для надежной защиты водителей в нестандартных и потенциально опасных ситуациях предусмотрены меры самообороны. Работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты. На некоторых участках или маршрутах останавливаться запрещено при любых обстоятельствах.
МОЙ АДРЕС – С ЗАЕЗДОМ ВО ДВОР
Почтовые машины застрахованы, техосмотр есть у всех. Излишне напоминать, что автотранспорт перед выходом на линию проходит предрейсовый осмотр, а водители обследуются на предмет физического и эмоционального самочувствия. На предприятии проводятся профилактические мероприятия во избежание происшествий, планируются единые дни безопасности с участием сотрудников ГАИ, идет отработка сообщений о ДТП с участием почтовых машин. В случае вины водителя «Белпочты» нарушителю грозит пересдача компьютерного экзамена на знание ПДД. Крупных ДТП не случалось несколько лет.
Многие отделения почтовой связи в Бресте имеют заезд для выгрузки со двора. В связи с этим водителей особо инструктируют о правилах перемещения в жилых зонах. Ведь движение становится все более затруднительным, поскольку и дворы загромождаются транспортом, и дети становятся менее предсказуемыми, да и в распоряжении у них и ролики, и электросамокаты, и моноколеса. Все это обязан учитывать водитель служебного автомобиля, перевозящий корреспонденцию либо почту в формате «экспресс». Ее доставка «лично в руки» также предполагает маневрирование во дворах.
АВТОДРОМ ДЛЯ ПОЧТАЛЬОНА
Кстати, диагональная полоса на автомобилях почтового ведомства – это разрешение отступать по необходимости от некоторых требований ПДД, таких как запрет на стоянку или остановку ТС, чтобы произвести погрузку-выгрузку, не создавая помех другим участникам движения, обращает внимание Александр Батура, ведущий инженер по транспорту Брестского филиала РУП «Белпочта».
Раз в два года проходят областные конкурсы «Лучший по профессии», где соревнуются 16 человек из брестского цеха и трех транспортных участков в двух категориях: ГАЗ-2705 и Peugeot Partner. В 2024-м на Peugeot победил Валерий Вабищевич из Пинского РУПС, а ГАЗ увереннее всех пилотировал Сергей Житкович из Березовского РУПС. Кроме водительских навыков, требовалось подтвердить теоретические знания, продемонстрировать умение находить скрытые неисправности на автодроме. Первые три места в каждом классе означают надбавку к окладу на целый год. Судьями выступают мастера автошкол.
Победа почтовиков Брестчины (Дениса Лукши из Пинска и Сергея Вакульчика из Пружан Березовского участка) в республиканском конкурсе 2022 года принесла Брестскому филиалу возможность провести республиканский финал 2024 года. И с этой задачей справились успешно, а первое место досталось команде автотранспортного производства РУП «Белпочта». Кроме того, победа Дениса Лукши внесла вклад в его продвижение по карьерной лестнице: от водителя до начальника транспортного участка в Пинске. Нагрудного знака Минтранса «За работу без аварий» 1-й степени удостоен в 2024 году водитель Барановичского РУПС Сергей Шилович.
LARGUS НА ЛЮБОЙ ГРУЗ
В успехах водителей велика роль их коллег – начальника транспортного цеха, механика, диспетчера, контролеров технического состояния, инженеров по транспорту.
Вадим Дмитрук доволен автомобилем, который за ним закреплен. В кабине «ГАЗели» – кондиционер, подогреватель Webasto, видеорегистратор. Остается пройти осмотр ТС и отправиться для загрузки почтовых отправлений на сортировочный участок на вокзале Брест-Центральный, где обрабатывается вся входящая и исходящая почта Брестского, Жабинковского, Малоритского и Каменецкого районов. Далее маршрут расписан.
По словам руководителей предприятия, самый почтенный возраст в автопарке филиала имеют машины 2010 г.в. В 2025 году получили четыре новых автомобиля, еще пять ожидаются до конца года. Конкретно Брестский транспортный цех пополнился двумя новыми Lada Largus – это наиболее востребованная модель легкого грузового транспорта грузоподъемностью до 950 кг.
Электромобили для нужд почты пока эксплуатируются в столице в виде пилотного проекта, который уже дает положительные результаты, поэтому в ближайшие годы «зеленый» транспорт пополнит и гаражи Брестского филиала РУП «Белпочта». Реальная перспектива – закупка для почтальонов электровелосипедов, поступление нескольких экземпляров уже в плане на 2025 год.
Аркадий РОМАНОВ