СЕГОДНЯ Д/Р КСЕНИИ КУТЕПОВОЙ. ИЗ НАШЕЙ БЕСЕДЫ:
Есть актёры и актрисы (ну, помимо вашей сестры – Полины Кутеповой), которыми вы восхищаетесь? Мы про кино сейчас говорим.
– Ну, в Голливуде огромное количество прекрасных актёров. Мэрил Стрип, к примеру… Молодёжь прекрасная. Тимоти Шаламе мне очень нравится…
А если мы берём 20-летних актёров нынешних и людей вашего поколения, это тот же самый, условно говоря, человеческий материал?
– Я плохо себе представляю их жизнь, но я думаю, предполагаю, что это совсем другие люди.
Вы согласны с тезисом, что именно Голливуд определяет тенденцию, что мы неизбежно идём в фарватере…
– Коммерческое кино - да. Да, конечно. Авторское кино – нет, оно не идёт ни в чьём фарватере.
А можно экстраполировать следование в фарватере на те тенденции, которые наметились за несколько последних лет в Голливуде. Ну, я имею в виду вот эти нормативы, что обязательно должна быть лесбийская сцена в кино, иначе «Худсовет» не примет, обязательно должны быть, там, не знаю, негры… Мы придём к этому?
– Ну, я думаю, очень не скоро. И я не считаю это достоинством. У нас просто эти проблемы - они ещё не решены никак. Общество, как сказать, расистское, и все-все вот эти недостатки общества – они у нас цветут пышным цветом.
Может, это достоинство? Может, это приверженность традициям?
– Для меня это недостатки.
Вы рассказывали как-то о КСПшном своём прошлом, какие-то байдарки там… Это всё осталось по-прежнему, эта романтика вас привлекает?
– Нет, уже не привлекает. Я люблю комфорт, условия хорошие, красоту вокруг. В смысле, что вряд ли я сейчас увлекусь – палатки и костры… Но был период… Мне кажется, что наше поколение - они все прошли через это - походы, гитара у костра, барды…
Скажите, Ксения, вы - сноб?
– Угу.
Гордитесь этим?
– Нет. Это недостаток большой.
Какие ещё есть недостатки, в вашей системе координат?
– Перфекционизм, лень… Много недостатков, которые, в то же время, наверно, являются достоинствами. Сомнения, неуверенность – ну, это рядом.
Неуверенность – вот здесь поподробней… Вы сейчас говорите про профессию или про жизненные ситуации?
– Ну, я думаю, во всём. Во всём. Неуверенность, – правильно ли я делаю, сомнения, они порой мучительны.
Бывает, вы что-то сделаете, а потом переживаете, что надо было иначе?
– Конечно.
Почему – «конечно»? Я знаю массу людей, которые не страдают от этого.
– Ну, нет, по-разному, есть какие-то ситуации, когда я точно знаю, что это было правильно, а есть моменты, когда не уверена.
И в этом вы тоже похожи, я имею в виду, с сестрой?
– Не знаю. Думаю, что похожи.
И у вас две племянницы… А, кстати, кто-нибудь из них собирается в профессию?
– Нет, слава Богу! Тяжёлая профессия! Тяжёлая работа во всех измерениях - физическое, психологическое… Очень зависимая профессия, требующая невероятных эмоциональных затрат. Она подчиняет себе… Профессия, которая подчиняет себе жизнь. И это порой тяжело. Порой очень тяжело. А если ещё нету какой-то доли удачи, случайных удачных каких-то стечений обстоятельств, то, мне кажется, очень тяжело в этой профессии.
Алек Болдуин застрелил оператора Галину Хатчинс и травмировал режиссёра Джоэла Соуза? Вы, когда такие истории слышите, начинаете моделировать ситуацию,– что-то могло произойти подобное на съёмочной площадке?
– Да, я пугаюсь всего этого. Конечно. Однажды снималась я (года два назад) в фильме (и потом сериал вышел) «Аванпост»… Там мне дали автомат, и я стреляла из автомата, это был первый у меня опыт вообще… Это здорово, но непривычно. Инструктор учил меня держать пистолет, – это целая наука. Так просто не сделаешь. И я помню, когда пришла на съёмочную площадку, мне дали пистолет, и уже в кадре я стою, и мне говорят: «Ну и потом вы стреляете!» - Я говорю: «А как?» «Вы что, не умеете?» «Я не умею!» «Вам ещё никто ничего не показал? Ну, пойдёмте, мы быстро вас счас научим!» Отвели меня в сторонку, значит, всё показали… Говорят: «Не бойтесь… Ничего страшного! Просто короткими очередями, вот тут нажимаете… И вот в ту сторону… Туда – не надо, а вот в ту сторону…» Я ничё не слышу… В общем, какая-то экстремальная ситуация, самое страшное для меня… Он всё время говорил: «Это не страшно, ничё страшного, счас быстро… Это ерунда…» Потом спросил: «Готовы?» - «Готова!» - «Так, все разошлись!» (Смеётся) Все отбежали мне за спину…
Ну, это к слову… Я думаю: Господи! Это же так страшно! Кто-то там чего-то недопроверил… А кто-то не отошёл назад, за спину…
Были случайные стечения обстоятельств?
А если говорить про какие-то встречи в жизни случайные, какие-то повороты в моей жизни, то их много. Много на моём пути на жизненном людей, которые повлияли на меня, и я считаю, колоссальным образом сформировали меня.
Как человека или как профессионала?
– И в том, и в другом смысле. Ну, конечно, Пётр Наумыч, конечно, он тотально просто заполнил всё.
А так много людей, от которых было что взять. Да вот, начиная с юности, конечно, прекрасные папа с мамой. А потом Алла Ивановна Степанова в киношколе, потом прекрасный Лев Иосифович Соболев в школе - преподаватель литературы, Анна Натановна Эдельман - преподаватель истории. Это была знаменитая 67-я школа, на Кутузовском проспекте. Потом - прекрасные педагоги в институте… Попасть в мастерскую к таким мастерам… Как так вообще повезло?
Потом тоже воспринимаю, как стечение счастливых обстоятельств, что взял Пётр Наумыч курс наш 88-го года набора, и я считаю, выдающиеся актёры на нём набрались к Петру Наумычу. Мы друг у друга учились, мы тоже друг друга формировали. Весь наш курс - он так и остался, он был основоположником театра. Мы сделали, создали театр. И все ребята, с кем я проучилась, они оставили на мне какой-то отпечаток.
Я вобрала в себя, в профессиональном и в человеческом, конечно, плане… Потом, кинорежиссёры… Много я встречалась с прекрасными кинорежиссёрами… Перечислять?
Было года 23 мне, наверно, мы были на гастролях во Франции, встретились с Годаром. Он - выдающаяся личность. Это чувствуется даже без знания французского языка (Жан-Люк Годар – франко-швейцарский кинорежиссёр, кинокритик, актёр, сценарист, монтажёр и кинопродюсер, стоявший у истоков французской новой волны в кинематографе - Е.Д.).
Потом была невероятно важная для меня работа с Верой Сторожевой, «Путешествия с домашними животными"», она меня ввела в кинематограф, я считаю, взяла за руку и привела («Путешествие с домашними животными» — художественный фильм 2007 года, снятый Верой Сторожевой по сценарию Аркадия Красильщикова. Главные роли в фильме исполнили Ксения Кутепова и Дмитрий Дюжев - Е.Д.). Я за ней шла, как слепой щенок, полностью ей доверяла.
Ну а потом был Воропаев прекрасный, Ваня…
Была работа тоже прекрасная, но, к сожалению, незаконченная, с Арановичем, но она не была закончена, Аранович умер (Семён Давидович Аранович – лауреат Государственной премии СССР скончался 8 сентября 1996 года после тяжёлой болезни в Гамбурге, не успев закончить свой последний фильм «Agnus Dei» - Е.Д.).
«Считается, что между близнецами существует незримая связь, благодаря которой они чувствуют друг друга на расстоянии, часто выбирают схожие профессии и одновременно обзаводятся семьями. Ксения и Полина Кутеповы во многом подтверждают теорию.
Сестры вместе начинали путь в кино, обе вышли замуж за режиссеров и стали звездами Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». При этом по характеру Кутеповы сильно отличались друг от друга, да и внешне их путали только малознакомые люди.
«Меня сложно вывести из равновесия, за исключением тех моментов, когда натыкаюсь на свои малоинтересные интервью. Тогда я предпочитаю думать, что нас опять с Ксеней перепутали и разговаривали с ней»,
— шутила Полина.
Только в «Тринадцатой сказке» Дианы Сеттерфилд в финале сестер мистическим образом становится трое. В случае Кутеповых все было гораздо банальнее: сначала в семье московских инженеров появилась дочка Злата, а через три года — близнецы Полина и Ксения. Старший ребенок был в восторге, ведь наконец-то нашел, кем руководить.
Злата была прирожденным лидером, хотя иногда и превращалась в хитрого манипулятора. Как отмечала Полина, старшая сестра относилась к типу холериков, в то время как младшие дети в сравнении с ней казались флегматичными, словно двигались по жизни в замедленной съемке. Именно активная Злата Кутепова первой заинтересовалась хореографией, выступая с Ансамблем песни и пляски имени Локтева во Дворце пионеров на Ленинских горах.
Рядом располагался «Мосфильм», так что ассистенты режиссеров часто наведывались в студию в поисках юных дарований. Однажды помощники Ирины Поплавской обратили внимание на трех рыжеволосых сестер и пригласили их на съемки картины «Василий и Василиса».
Мама намеренно покупала близнецам разную одежду и оставляла ее в комнате, давая возможность самим выбрать наряд. Делились девочки легко: носили вещи по очереди. Жили они настолько дружно и при этом обособленно от остального мира, что порой испытывали трудности, если требовалось что-то спросить у незнакомца. Снова спасал принцип очередности — один раз Полина обращалась к прохожему за помощью, в другой раз — Ксения.
В отличие от Златы, близнецы снимались в кино часто. Первую популярность они получили благодаря картинам «Рыжий, честный, влюбленный», где сыграли Лауру и Луизу, и «С нами не соскучишься». Потом сестры поступили в ГИТИС на курс Петра Фоменко, хотя многие пророчили девушкам неудачу.
Актрисы неоднократно заявляли, что приоритетом для них остается театр, однако это не помешало им собрать фильмографию более чем из 60 проектов у каждой. Экспериментировать с жанрами артистки не боялись: так, в триллере «Мертвое озеро» они сыграли сиамских близнецов Уточкиных. Кстати, режиссер Роман Прыгунов обмолвился, что рассчитывает на создание спин-оффа с героинями Кутеповых.
В любовных делах близнецов определенно есть кое-что общее — их избранниками стали режиссеры. Однако начинались романтические отношения по-разному. Ксения познакомилась с будущим мужем Сергеем Осипьяном в студенчестве, но дружба перешла в любовь не сразу.
Разница в возрасте между Ксенией и Сергеем составляла пять лет, а Полина пошла дальше и выбрала возлюбленного старше на 16: замуж актриса вышла за своего бывшего преподавателя Евгения Каменьковича, ставшего в 2012-м худруком «Мастерской Петра Фоменко». Не смутило пару ни положение «воспитанница — наставник», ни косые взгляды окружающих».