Сегодня - про трёх авторов. Все женщины, все британки. Я решила написать о них в хронологическом порядке, начиная со старшей.
Марджери Аллингем и её герой Алберт Кэмпион
Марджери родилась в Лондоне в 1904-м. Её мать писала для женских журналов, а отец и вовсе был писателем-детективщиком. Стоит ли удивляться тому, что девочка уже в 8 лет получила свой первый гонорар за напечатанный рассказ? Правда, журнал принадлежал тётке, но всё же...
1920-1930 годы называют золотым веком детектива. Одна мировая война кончилась, но в воздухе витала угроза. Людям хотелось отвлечься, хотелось веселиться, развлекаться. Странно, но одним из популярных развлечений была игра в убийство. У Агаты Кристи есть роман про это.
Часто в то время расследование, дедукция были второстепенными - а на первый план выходили приключения.
Тогда уже Дороти Сейерс придумала своего лорда Питера Уимзи. Веселушка Марджери Аллингем решила пошутить и написала книгу, в которой действовал нескладный и клоунообразный шарж на Уимзи - Алберт Кэмпион. В самой первой истории "Чёрный Дадли" он вообще не главный герой, а так, непонятный и даже не всегда приятный товарищ. А уж его несмешные - может, только для меня шутки? - вообще из разряда обнять и плакать. Это было в 1929 году.
К счастью для Аллингем, американцам этот её странноватенький паренёк понравился. И они стали требовать продолжения банкета. А она и рада! Написала ещё две книги про него. Вот эти "Таинственная улика" и "Тайна чаши" мне уже понравились гораздо больше. Понятно, что днём на даче можно только принять волевое решение, чтобы всё бросить и читать, но есть же ночер... :) Здесь, как я уже сказала, не столько дедукция, сколько авантюры: по верёвке по стене, след в след через болота... Тут Кэмпион обретает более симпатичные черты.
Писательница изрядно напускает туману на его личность: судя по всему, он даже есть в очереди на их британскЫй трон. И конечно же, несмотря на свою голубую кровь этот джентльмен охотно берётся за решение деликатных задач. А в услужении у него и вовсе бывший медвежатник.
Много у неё историй про Кэмпиона, 18 романов и 20 рассказов. Есть откровенно неприятные - для меня - политизированные, где враг, естественно, советский. Есть такие, в которых справедливость восстанавливает Бог из машины, когда злодей оказывается повержен не людским правосудием, а силой Случая. А есть глубоко психологические романы, как "Тигр в дыму" - вот от этого мне было сложнее всего оторваться.
Кстати, "похмельные завтраки" - это из книги Аллингем. Я читала её как "Мода в саване", ещё переводили как "Спрячь меня".
Резюме:
лёгкое дачное чтиво на твёрдую четвёрку.
Патриция Мойес и её инспектор Генри Тиббет
Патриция родилась на 20 лет позже, в 1923-м в Дублине. Родитель её тоже имел отношение к расследованиям, но с другой стороны. Он был судьёй. Дочь его была бойкой и бесстрашной, она с 16 лет защищала свой Остров в женских вспомогательных военно-воздушных силах. Сначала на земле, а потом и в воздухе, иногда в качестве аэроразведчика.
После окончания войны, в 1946 году небезызвестный Питер Устинов снимал фильм "Школа секретов" и ему нужен был технический консультант. Выбор пал на Патрицию. Разовая работа обернулась 8-летним сотрудничеством, а помощница режиссёра однажды оказалась соавтором сценария.
Мойес - фамилия первого мужа Патриции. Развелись они в 1959-м, ровно в год публикации первого романа "Мертвецы не катаются на лыжах", поэтому фамилию она менять не стала (привет тебе, Арчибалд Кристи!)
Герой её, инспектор Генри Тиббет, стопроцентный полицейский. Без фанаберий, спокойный, методичный. Отличает его разве что пресловутый нюх - интуиция, которая подсказывает многое. Ему повезло в жизни, потому что он счастливо женат. Многие истории они с женой распутывают вместе.
Написано про него около двух десятков историй, но ни одна не экранизирована.
Резюме
От чего меня иногда коробило, так это от того, что иногда автор вообще не посвящает читателя в процесс размышления: Тиббет что-то бормочет, конкретно ничего не говорит - догадайся, мол, сама. А как? И Мойес тоже не избежала врага из наших, из советских. Время такое было, понимаю, своя повесточка, но всё же.
А вот понравилась именно неторопливость повествования. Читаешь, убаюкиваешься... Надоело или поливать пора, откладываешь книжицу - и в огород. Никаких тебе микардов, никаких тебе инфарктов. Отличное развлекательное чтиво - неровное, правда, но я об этом сказала.
Кара Хантер и её инспектор Адам Фоули
Самая таинственная из сегодняшних девушек. Известно, что родилась в Северной Ирландии, но неизвестно когда. Известно, что пишет под псевдонимом, настоящее имя - Линн Шеппард, живёт в Оксфорде, там же преподаёт литературу. Вот, в общем-то, и всё. Соцсетей не ведёт, интервью не даёт, поэтому нордический или нет у неё характер, мне неизвестно. 😁
И вот преподавала она преподавала, и решила, что она запросто может сама писать. И в 2017 году опубликовала первую книгу "Самый близкий враг".
Вот что значит научный подход и глубокие познания: книга сразу стала бестселлером.
Мне повезло, что я просто открыла и стала читать. Если бы я узнала, что детектив этот трактуют как триллер, и начинать бы не стала. Я Ш себя знаю, натура нервная, поэтическая, оно мне надо?!
Но так как я не знала, читала просто как лихо закрученную историю. Правда, мне было подозрительно: отчего это я начала ногти кусать, а уже руку догладываю, а?! Вроде как не из-за чего так переживать, а вот поди ж ты...
Итак, все книги можно поделить на две части: расследование - и жизнь инспектора Адама Фаули, который это всё расследует. Интересны обе части.
Персонаж инспектора вышел не картонный, а страдающий, любящий, переживающий. Одним словом, живой.
А какие концовки у Кары Хантер - это же песня! Вот вообще ничто не предвещает, вроде уже все сёстры с серьгами, а тут вдруг БАЦ! - и тако-ое... Правда, в первой истории можно долго решать философские вопросы, а можно ли вообще так делать, да как этот так вообще... Но ведь жизнь она такая, шаблон у каждого свой и каждый день разный.
О чём книги
В первой пропадает девочка. Семья устроила вечеринку в саду, все веселились, когда недосчитались 8-летнюю дочь хозяев... А вот и не прослезились! Мать - странная женщина, больше всего озабоченная внешними приличиями и внешним видом. У старшего брата - ненамного, но всё же старшего - своих проблем столько, что не каждый взрослый выдержит. Отец тоже мутный тип. Адам Фаули расследует сквозь личную трагедию: он потерял сына. До самого конца неясно, что же произошло?!
Вторая - "Скрытые в темноте". Новый жилец делает ремонт в доме, когда рабочие обнаруживают в соседнем подвале запертую молодую женщину с 2-летним мальчиком. Они еле живы, женщина обезвожена. Хозяин дома - полубезумный дементный старик - утверждает, что знать не знает ли девушку, ни ребёнка. О-о, и тут тоже волнений предостаточно. А как выпукло выписана команда Адама Фаули - м! Это не фоновые фигуры, это личности, и не все из них паиньки.
Третья - "Выхода нет". Тут вообще жуть жуткая: пожар, один малыш погиб, второй, постарше в реанимации. И больше дома никого. Где родители? Почему оставили маленьких детей одних? Почему отец исчез, не появился на конференции, не берёт трубку? Неужели?.. Очень интересно читать. Как луковицу чистить: вот один слой - на поверхности. Вот другой слой - с точки зрения мальчика. Вот третий - это уже Фаули...
Четвёртая - "Вся ярость". К сожалению, тут повесточка. Да, страдания глубоки, но касаются они настолько узкой группы людей, что мне понятны чисто умозрительно. К этой истории я осталась почти равнодушна.
Пятая - "Что скрывает правда". О, тут всё с ног на голову. Жертва - двухметровый регбист. Нападающая - его университетский профессор. Уже интересно. Ну и чем дальше, тем больше галсов в этой истории. Правда скрывает - но и ложь не дремлет. Я испереживалась и исплевалась. А кто сказал, что в мире есть справедливость?!
Ну и последняя на данный момент - "С надеждой на смерть". Как обычно, провокационно, неоднозначно, трагично. В доме на отшибе живут старики муж и жена. Однажды вечером случайный наблюдатель видит, что к ним кто-то идёт и слышит выстрел. Когда приехала полиция, то обнаружила застреленного грабителя. Самооборона? Но что-то здесь вообще всё не так.
Резюме:
хотите попереживать, задуматься, развлечься и даже разгневаться, тогда вам сюда. Главное, эти сюжеты остаются в голове, именно потому, что цепляют неоднозначностью.
А я пойду послушаю Майкла Джексона. Его "Ты не одинок" была любимой песней Саньки. Сегодня уже 22 года, как его нет. Мы были вместе всего четыре - и целую жизнь. Одну из моих жизней...