Найти в Дзене
Дедушка Максима

Пьер РИШАР: НЕ СМЕХА РАДИ (О чем писали советские газеты).

«Высокий блондин» был не в черных ботинках, а в светлых прогулочных бутсах, в потертых джинсах и спортивном шерстяном свитере. Он был серьезен, и знакомая миллионам кинозрителей улыбка не часто освещала его лицо. Он работал. Мы встретились с Пьером Ришаром в доме его друга и сценариста Алена Годара. Они готовили новый фильм. Я говорю Пьеру Ришару, что фильмы с его участием пользуются большим успехом у советского зрителя. Его это нескрываемо радует: «Вы мне сообщили очень приятную новость». Популярен ли Ришар во Франции? Да! Его фильмы занимают первые места в списке кинокартин, получивших наибольшие кассовые сборы. — Итак, вы готовите новый фильм. Который по счету? — Я снимался в 15 картинах,— говорит Пьер Ришар,— Это немного. Но и немало, если учесть, что начал 8 лет назад, да еще в 37-летнем возрасте. — А что было до кино? — Пятнадцать лет играл в театрах. Начинал в артистических кабаре, в небольших скетчах. Затем играл у знаменитого режиссера Вилара. Я рад, что был его учеником. Н
Оглавление
18 марта 1979
18 марта 1979

Пьер РИШАР: НЕ СМЕХА РАДИ.

  • ЗНАКОМЫЕ ИМЕНА
Пьер Ришар и Колетт Кастель в фильме про высокого блондина.
Пьер Ришар и Колетт Кастель в фильме про высокого блондина.
  • Его не надо представлять: Пьера Ришара советский зритель хорошо знает. Сейчас на экранах страны демонстрируется французская кинокомедия «Не упускай из виду». В главной роли Пьер Ришар. Недавно мы увидели его еще в одном фильме — «Игрушка». А началось знакомство советского зрителя с французским комиком Пьером Ришаром с картины «Высокий блондин в черном ботинке.

«Высокий блондин» был не в черных ботинках, а в светлых прогулочных бутсах, в потертых джинсах и спортивном шерстяном свитере. Он был серьезен, и знакомая миллионам кинозрителей улыбка не часто освещала его лицо. Он работал. Мы встретились с Пьером Ришаром в доме его друга и сценариста Алена Годара. Они готовили новый фильм. Я говорю Пьеру Ришару, что фильмы с его участием пользуются большим успехом у советского зрителя. Его это нескрываемо радует: «Вы мне сообщили очень приятную новость».

Популярен ли Ришар во Франции? Да! Его фильмы занимают первые места в списке кинокартин, получивших наибольшие кассовые сборы.

— Итак, вы готовите новый фильм. Который по счету?

— Я снимался в 15 картинах,— говорит Пьер Ришар,— Это немного. Но и немало, если учесть, что начал 8 лет назад, да еще в 37-летнем возрасте.

— А что было до кино?

— Пятнадцать лет играл в театрах. Начинал в артистических кабаре, в небольших скетчах. Затем играл у знаменитого режиссера Вилара. Я рад, что был его учеником. Но теперь весь поглощен кино. А какой мой фильм был показан первым в Советском Союзе?.— интересуется Ришар.

— «Высокий блондин в черном ботинке».

— «Блондин» принес мне международную известность, но начал я с фильма «Рассеянный», где не только играл главную роль, но был также сценаристом и постановщиком.

— Вы пишете также сценарии?

— Да, я сделал четыре фильма в качестве сценариста, постановщика и главного исполнителя. Последняя такая работа—«Я робок, но от этого лечусь». Почти все фильмы — комедийные, хотя были попытки сделать и нечто серьезное.

— Но предпочитаете вы все же комедии?

— Скорее зритель предпочитает видеть меня в комедийных лентах. Я снялся в двух фильмах иного жанра, лично мне они нравятся, но зритель их не принял. Я стал пленником своего амплуа, и освободиться от этого плена не так-то просто. Поверьте, мечта каждого комедийного актера — заставить зрителей заплакать.

Разговор заходит о комедийном кино. Каково назначение кинокомедии, только ли в том, чтобы развлекать людей? Или она должна затрагивать проблемы, волнующие нас?

— В идеале, безусловно, да,— говорит Ришар.— И в этом плане я очень высоко ценю итальянские кинокомедии. Они смешны и в то же время обличают зло, отзываются на важные социальные темы. Что касается моих фильмов, то мне тоже хотелось откликнуться на некоторые злободневные темы. В первом фильме—«Рассеянный» я рассказал об одном рекламном бюро, которое занимается рекламированием товаров, совершенно не нужных потребителям. Во втором фильме — «Несчастье Альфреда» содержится сатира на некоторые французские телепередачи, различного рода глупые теле игры, которые, кстати, из-за обещанных денежных премий привлекают множество людей. Конечно, комедиям можно и нужно идти дальше в этом направлении. И я надеюсь сделать в будущем что-нибудь значительное. Но, видимо, для этого нужно еще созреть.

— Что сложнее для артиста вашего жанра — достигнуть вершины славы или удержаться на ней?

— Пожалуй, и то, и другое. Видите ли, я как исполнитель во всех фильмах одинаков, то есть примерно одного характера. Если делать по 2--3 фильма в год, то очень скоро ты надоешь зрителям. Нельзя играть десять лет «Рассеянного» или «Робкого», надо сотворить что-то новое. А самое трудное — это поиск. Гарантия успеха сейчас — упорная и кропотливая работа. Например, мы готовили совместно с Годаром сценарий нового фильма, трудились пять месяцев, и вот за каких-то три дня все перечеркнули. Теперь начали с нуля. Испытываешь разочарование, по и радость от того, что находишь новые идеи.

— В фильмах вы, как правило, рассеянны, робки. Это соответствует вашему характеру?

Ришар весело смеется:

— Рассеянный — ото абсолютно верно. Возможно, и робкий. Но не такой, как на экране, конечно. Думаю, пора ломать характер — по крайней мере моих героев.

— А что думает мой собеседник о французском кино вообще?

— Ваш вопрос меня ставит в трудное положение. Если говорить откровенно — я не люблю французские фильмы. Прежде всего мне не интересны темы, которые поднимаются в них. Они непонятны мне, и я вижу, что они непонятны и публике.

— Сейчас экраны Франции заполнены фильмами ужасов, катастроф. Как вы относитесь к ним?

— Я не люблю эти фильмы, не люблю уже потому, что они противоречат моим жизненным и творческим концепциям. Я — оптимист. Смотреть, как на ваших глазах самолет врезается в многоэтажный дом или как гигантская акула заглатывает людей,—зачем все это? Я хожу на подобные фильмы, чтобы понять, почему туда ходит публика.

— А теперь расскажите о себе.

— Как маленький мальчик вырос в высокого блондина?— Ришар весело смеется.— Ну что же, у меня весьма большая семья. Жена была балериной «Гранд-опера» и однажды с балетной труппой ездила в Москву. У нас двое детей: одному — 18. другому—14. Живем в деревне, в 65 километрах от Парижа. Работа забирает все время, но я занимаюсь спортом, например, активно теннисом. Люблю парусный спорт. У меня есть друг, один из лучших яхтсменов Франции. Знаете, благодаря друзьям всегда познаешь что-то полезное. Как-то так получилось, что я не верчусь в своем артистическом кругу. Мои друзья — это моряки, доктора, спортсмены. И я рад этому, ибо у них многому учусь.

Интервью вел Е. ШУЛЮКИН.

О ЧЕМ ПИСАЛИ СОВЕТСКИЕ ГАЗЕТЫ