Найти в Дзене
Шкатулка древности

История праздника "людей с сердцем". Меценаты в России

История праздника "людей с добрым сердцем" уходит своими корнями в глубь веков. Празднуется он 13 апреля. Дата эта весьма символична, поскольку в этот день родился Гай Цильний Меценат (13.04.70г. н.э.) – римский аристократ, который помогал реализовывать свои таланты музыкантам, художникам, артистам и поэтам. В России 13 апреля именуется днём доброты, сострадания, человечности. С легкой подачи Михаила Пиотровского, директора Эрмитажа, день 13 апреля также называется ещё и Днём «спасибо». В России история меценатства очень ярко представлена династией Морозовых. Знаменитый благотворитель Савва Морозов (1862-1905) был одним из самых богатых людей Российской империи. Потомственный предприниматель всё свое время посвящал семейному делу. Никольская мануфактура - самое первое предприятие в текстильной отрасли, быстро стало самым прибыльным. Ее продукция занимала призовые места на выставках и ярмарках. Меценаты в России XIX века безвозмездно помогали деньгами нуждающимся людям, развивали искус
Оглавление

История праздника "людей с добрым сердцем" уходит своими корнями в глубь веков. Празднуется он 13 апреля. Дата эта весьма символична, поскольку в этот день родился Гай Цильний Меценат (13.04.70г. н.э.) – римский аристократ, который помогал реализовывать свои таланты музыкантам, художникам, артистам и поэтам.

Гай Цильний Меценат
Гай Цильний Меценат

В России 13 апреля именуется днём доброты, сострадания, человечности. С легкой подачи Михаила Пиотровского, директора Эрмитажа, день 13 апреля также называется ещё и Днём «спасибо».

Меценаты во плоти

В России история меценатства очень ярко представлена династией Морозовых. Знаменитый благотворитель Савва Морозов (1862-1905) был одним из самых богатых людей Российской империи. Потомственный предприниматель всё свое время посвящал семейному делу. Никольская мануфактура - самое первое предприятие в текстильной отрасли, быстро стало самым прибыльным. Ее продукция занимала призовые места на выставках и ярмарках.

Меценаты в России XIX века безвозмездно помогали деньгами нуждающимся людям, развивали искусство и старались улучшить жизнь народа. В основном меценатами были представители купечества.

Савва Морозов

Савва Тимофеевич Морозов был меценатом, которого знала вся Россия. Это был один из самых богатых людей Российской империи. Потомственный предприниматель и меценат всё свое время посвящал семейному делу — его предприятие считалось одним из самых прибыльных компаний страны. Он строил для рабочих больницы и дома, ввел на своих фабриках декретный отпуск, добивался сокращения рабочего дня для тех, кто трудится на производствах.

Савелий (Савва) Морозов
Савелий (Савва) Морозов

Савва Морозов финансировал строительство и развитие Московского художественного театра (МХТ). У себя дома он превратил ванную комнату в лабораторию, где создавал краску для электрических ламп. Ему важно было, чтобы они давали подходящий свет для сцены. Он сам продумывал внутреннее оформление театра, советовался с В.И. Немировичем-Данченко, известным режиссёром театра:

«Белое с серебром изящнее, чем с золотом, не правда ли? Золото кричит… В театре должны быть спокойные краски, чтоб ничто не отвлекало зрителей от сцены».

Размер помощи, само имя мецената и его портрет даже выгравировали на значке к 10-летию МХТ вместе с изображениями основателей театра Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.

Павел Третьяков

Это был человек широкой души - купец, российский предприниматель XIX века, коллекционер, меценат. Он основал Третьяковскую галерею, в 1896 году получил звание почетного гражданина Москвы. Более 40 лет он коллекционировал картины. Благодаря его поддержке творили маститые художники и те, кто только начал осваивать азы живописи. Он собрал одну из крупнейших коллекций русской живописи и целую галерею прижизненных портретов своих выдающихся современников.

Павел Третьяков
Павел Третьяков

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) всегда точно знал, чего он хочет добиться в жизни. Всю жизнь он имел перед собой четкую цель - собрать воедино произведения выдающихся художников своего времени. Этот мудрый, дальновидный и основательный человек составил подробное завещание, распорядившись своим имуществом после смерти. Невероятно, но Павел заранее знал, задумал, на какие добрые дела пойдут его денежные средства. Он подробно описал, куда вложить его средства, дал четкие указания по поводу выбора места, внешнего вида и внутреннего убранства галереи. Все это он описал в своем завещании, когда ему было всего 28 лет.

Павел Михайлович был старшим сыном известного купеческого рода, родился в Москве. Его предки, начиная с начала XVIII века, смогли перерасти из розничных торговцев пуговицами до успешных владельцев фабрик. Детство Павла и его младшего брата Сергея прошло в атмосфере достатка и строгого воспитания. Оба брата получили прекрасное домашнее образование, учились языкам, истории, арифметике и основам делопроизводства.

Братья Третьяковы - Сергей и Павел
Братья Третьяковы - Сергей и Павел

Павел вместе со своим братом с малых лет помогали отцу в семейном бизнесе. Они работали «мальчиками на побегушках» в лавке, обучаясь тонкостям торговли и познавая нюансы делового мира. Именно эти навыки позволили ему скопить достаточно внушительный капитал и открыть свою знаменитую картинную галерею, которая стала воплощением его истинной мечты.

Он был рядовым любителем искусства, но за годы жизни стал величайшим знатоком живописи, который с первого взгляда отличал суррогат от истинно художественного произведения. Он не гнушался богатством, скупал картины из личных средств ради составления коллекции поначалу, но во имя их сохранности в одной коллекции позже.

Павел Третьяков был именно меценатом, потому что материально помогал семьям, чьи кормильцы погибли в годы Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

Алексей Бахрушин

Известный москвичам меценат, купец, деловой человек, - как характеризовали таких людей в XIX веке. Собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея (Бахрушинского музея). 

Портрет А. Бахрушина. Картинная галерея
Портрет А. Бахрушина. Картинная галерея

Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929) финансировал строительство новых театров, помогая молодым талантам найти своё место в искусстве. Он финансово вкладывался в издание книг и журналов, посвящённых театру и музыке. Это были темы особо его интересующие.

Династии Бахрушиных жилось тяжело. Буквально пешком они решили прийти в Москву, чтобы начать новую жизнь. Деловой жилки им было не занимать. Со временем, имея много усердия и деловых навыков, семье удалось скопить немного денег и купить небольшое кожевенное производство, которое к 1835 году усилиями всего семейства было превращено в завод. По результатам деятельности глава семьи был внесен в списки московского купечества.

Династия Бахрушиных
Династия Бахрушиных

Несмотря на постоянное стремление к экономии, которым Бахрушины отличались даже тогда, когда стали по-настоящему богаты, они принципиально не нанимали на работы детей, как это делалось сплошь и рядом, не экономили на условиях труда: у них работали только взрослые люди. Хозяева большого дела Бахрушины давали возможность им хорошо зарабатывать, чтобы жить по-человечески.

Алексей Бахрушин - русский меценат
Алексей Бахрушин - русский меценат

Будучи став уже известным купцом, Алексей Бахрушин уделял большое внимание поддержке приютов, монастырей и отдельных людей в сложных жизненных ситуациях. Например, он финансировал строительство приюта для сирот в Москве на Божедомке. Алексей Александрович выделял значительные средства на содержание этого приюта, обеспечивая детей всем необходимым — едой, одеждой, образованием.

Дело души

В современной России ныне много спонсоров. Меценатов, то есть людей, помогающих другим людям от чистого сердца, не желающих ничего взамен, мало.

Спонсоров отличает от меценатов то, что им важен конечный результат, а не сам процесс помощи.

Заниматься благотворительностью в России и быть тем самым меценатом - значит делать добрые дела не ради славы и общественного признания, но ради помощи другим людям.