Найти в Дзене
иван кулик

Мишель Фуко. власть. рассуждение. эссе

«Власть вездесуща; не потому, что она охватывает все, но потому, что она исходит отовсюду.» Мишель Фуко. Власть является одним из важнейших понятий в современном мире. В своем эссе я хочу рассмотреть проблему: «как и каким образом власть влияет на нас?». Мишель Фуко считает, что власть влияет на человека отовсюду. Говоря о власти, то следует отметить классическое понятие – влияние субъекта А на действия субъекта Б. Это классический первый лик власти, сформулированный Робертом Далем. Он предполагает прямое влияние на субъект. Важной ремаркой является то, что если действие не было выполнено, то реализации власти не было. Однако есть и другие «лики» власти. Второй лик, сформированный Бахрахом и Баратцем, говорит о том, что власть это как заставить субъект что-либо сделать, так и не сделать. Третий лик Льюкса предлагает понятие власти, как влияние на предпочтения. Ну и наконец, четвертый лик власти, сформулированный Мишелем Фуко, предлагает воспринимать власть как нечто вездесущее, влияющ

«Власть вездесуща; не потому, что она охватывает все, но потому, что она исходит отовсюду.» Мишель Фуко.

Власть является одним из важнейших понятий в современном мире. В своем эссе я хочу рассмотреть проблему: «как и каким образом власть влияет на нас?». Мишель Фуко считает, что власть влияет на человека отовсюду.

Говоря о власти, то следует отметить классическое понятие – влияние субъекта А на действия субъекта Б. Это классический первый лик власти, сформулированный Робертом Далем. Он предполагает прямое влияние на субъект. Важной ремаркой является то, что если действие не было выполнено, то реализации власти не было. Однако есть и другие «лики» власти. Второй лик, сформированный Бахрахом и Баратцем, говорит о том, что власть это как заставить субъект что-либо сделать, так и не сделать. Третий лик Льюкса предлагает понятие власти, как влияние на предпочтения. Ну и наконец, четвертый лик власти, сформулированный Мишелем Фуко, предлагает воспринимать власть как нечто вездесущее, влияющее на человека. Рассматривая все четыре лика власти, то можно заметить общую черту – влияние на человека.

Рассматривая понятие власти Мишеля Фуко, то следует отметить, что он рассматривал власть как нечто не имеющую физическую форму, находящееся вне индивида. Это обосновывается тем, что есть социальные нормы, правила, которые регулируют поведение индивида. Сам Фуко в своей работе «Рождение тюрьмы» предлагал понятие дисциплинарной власти, заключающаяся в влиянии регламента на личность. Такой вид власти не имеет физического тела, нет субъекта, который влиял бы на поведение человека, есть только предписанное правило, которое нужно соблюдать. Помимо дисциплинарной власти есть и биовласть, заключающаяся в учете биологических процессов (смерти, рождении и т.д) без учета поведения индивида и механизмов влияния на него. Как дисциплинарная власть, так и биовласть не имеет физического тела. Можно сказать, что сущность биовласти заключается в «галочке» во время переписи населения.

Дисциплинарная власть Фуко способствует «нормализации» индивида, поскольку ее действие проходит не путем физического взаимодействия, а путем влияния на разум. В тюрьме и в школе дисциплинарная власть ярче всего себя проявляет. Как я говорил выше, дисциплинарная власть есть социальные нормы, регламент, который регулирует поведение индивида. В тюрьме, равно как и в школе, помимо социальных норм, регламентов есть еще и расписание. Расписание предполагает ограничение свободы действий индивида. Так, например, в школе есть расписание уроков, посещение которых является обязательным для учеников. Пропуск уроков будет караться социальной санкцией, что будет оказывать давление на индивида и «нормализовать» его.

Подводя итог, хочется сказать, что власть может находиться не только в физическом теле, но и вне физического тела. Но я думаю, что даже несмотря на то, что власть может находиться вне физического тела, ее источником все равно будет являться человек, поскольку именно человек является создателем социальных норм, регламента, расписаний и других форм ограничения воли человека.