Глобализация началась с 70-х годов прошлого века. На протяжении этого времени фактически все сферы общественного мира подверглись преобразованиям. В том числе и экономика: изменился характер рынка, роль государства в экономике. Экономические теории также развивались. От классической школы экономики Адама Смита развились многие направления. Например, кейнсианство предполагало повышенную роль государства в экономике, а монетаризм сниженную. Совокупность этих течений предполагает анализ разных ситуаций и разных экономических доктрин, которые государство может применить. Основные экономические доктрины – это протекционизм и свободная торговля. В своем эссе я хочу рассмотреть проблему, которую можно сформулировать следующим образом: «какая экономическая политика государства необходима для успешного его функционирования: протекционизм или свободная торговля?».
Говоря о политике протекционизма следует отметить следующие ее характеристики: во-первых, она направлена на создание условий вытеснения иностранной продукции и стимулирование отечественных предприятий. Эта мера называется импортозамещением, когда государство заменяет иностранные товары отечественными аналогами. Во-вторых, протекционизм направлен на снижение роли мирового рынка для государства. Так, например, государство устанавливает высокие таможенные пошлины, тем самым, иностранный бизнес становится нерентабельным. Это делается для того, чтобы укрепить отечественную валюту и снизить риски, связанные с мировыми экономическими кризисами. В-третьих, протекционизм направлен на сохранение рабочих мест на отечественных предприятиях, поскольку иностранные фирмы могут переносить производство в другие страны, где есть дешевая рабочая сила, что будет способствовать циркуляции рабочей силы в этой стране, потому что с отечественных предприятий рабочие будут переходить на иностранные. Однако протекционизм имеет и свои недостатки. Например, долгосрочное проведение политики протекционизма может привести к отставанию экономики от других стран, а также к стагнации и снижению инноваций. Также проведение политики протекционизма может привести к повышению цен, поскольку конкуренция на рынке способствует ценообразованию, а в условиях протекционизма иностранные компании не внедряются на рынок, из-за чего конкуренции не происходит. К тому же, преобладание отечественных компаний в экономике может привести к созданию монополий. Таким образом, политика протекционизма имеет не только свои преимущества, но и недостатки, однако для адекватного анализа нужно рассмотреть исторические примеры, что будет ниже.
Говоря о проведении политики протекционизма стоит обратиться к следующим историческим примерам: эпохе Петра I, Александра III и политику Великобритании в 1930-х . Начнем с Великобритании. В 1929 году знаменуется началом экономического кризиса, который затронул и Великобританию, в связи с чем, правительство Британии приняло решение ограничить роль рынка в экономике и частично перейти к протекционизму. Данное решение способствовало относительно быстрому восстановлению экономики, но сама экономика после росла медленно. Говоря об эпохе Петра I, то вспоминается Северная война, Каспийский поход, учреждение Сената, но одной из важных сфер, реформированных им была экономика. Политика Петровской России характеризуется протекционизмом. Так, разрешался беспошлинный ввоз сырья, но вывоз ограничивался, что называется меркантилизмом. Также был издан таможенный тариф 1724 года, предполагавший защиту российской промышленности от конкуренции с западом. Следует также отметить, что была введена система льгот для отечественных купцов, стимулирующая их открывать предприятия. В результате экономической политике Петра I были открыты множество мануфактур, обеспечивающие нужды населения и государства. В последствии экономический рост будет не таким бурным. Еще одним примером проведения политики протекционизма было правление Александра III. Согласно таможенному тарифу 1891 года пошлины повысились, благодаря чему промышленность росла и укреплялась. Однако подобная политика способствовала созданию монополий внутри России. Так, были созданы картели ( продпаровоз и другие), синдикаты ( продвагон и др) и тресты (Путиловско-Невский). К тому же в России возникали крупные финансовые группы во главе с Путиловым и Рябушинским, которые монополизировали рынок. Таким образом, несмотря на экономическое развитие стран при протекционизме, они рано или поздно сталкиваются с проблемами слабого роста экономики или монополизацией рынка.
Обращаясь к свободной торговле, то следует отметить основные черты, присущие ей. Во-первых, минимизация экономических барьеров для входа на рынок, что может способствовать экономическому росту. Во-вторых, свободное ценообразование. Как правило, в условиях конкурентности рынка цены на товары снижаются. В-третьих, активное внедрение инноваций в экономику, чтобы способствовать повышению конкурентноспособности предприятия. В-четвертых, свободная торговля выполняет и санирующую функцию, заключающуюся в «очистке» рынка от неэффективных предприятий и заменой их на более перспективные. Однако и у свободной торговли есть свои недостатки. Например, приток инвестиций зависит от географического положения страны и положении руд, что приводит к неравномерному развитию регионов. К тому же, свободная торговля ставит экономику национального государства в зависимость от мирового рынка. Как известно, рынок развивается циклично, поэтому периодически возможен всплеск кризисов, которые препятствуют развитию экономики страны и могут ввести ее в кризисное состояние. Таким образом, политика свободной торговли имеет не только преимущества, но и недостатки, однако следует рассмотреть исторические примеры,которые будут ниже.
Говоря о свободной торговле, то следует отметить несколько стран, которые следует рассмотреть: Великобритания периода Маргарет Тэтчер, Сингапур 1950 – 1990 – е гг, Чили Пиночета. Начнем с Маргарет Тэтчер. Лейбористы оставили Великобританию в состоянии высоких социальных расходов и сильных профсоюзов, препятствующих экономическому развитию страны. В 1979 году на пост президента избирают Маргарет Тэтчер, которая реализует меры по снижению государственных и социальных расходов, приватизации и изменению системы налогообложения. Из этих мер лишь приватизация предприятий способствовала формированию свободного рынка. Стоит отметить, что лейбористы национализировали промышленность, тем самым рынок был под контролем государства. Следует добавить, что Тэтчер была сторонницей монетаризма, согласно которому роль государства в экономике снижалась, а роль свободного рынка повышалась. В конечном счете, экономика Великобритании характеризовалась в период проведения Тэтчеризма высоким промышленным ростом, сокращением государственного дефицита и инфляции, но в то же время усиливалось расслоение между богатыми и бедными, поэтому про Тэтчер говорили: «друг богатым, враг бедным». Сингапур в период правления Ли Куан Ю превратился из страны третьего мира в страну первого. Все благодаря реформам Ли Куан Ю. На момент вступления на должность Сингапур находился в ужасном положении. Он характеризовался разнообразным этническим и религиозным составом, «сингапурцев» как этноса не существовало, пресную воду приходилось покупать у Малайзии, а сам Сингапур был городом-портом. Ли Куан Ю начал выхода на мировой рынок, с помощью которого он привлекал инвестиции и ТНК. Следует отметить, что многие страны помогали развитию Сингапура, а сам порт был высокоразвитым, благодаря чему Сингапур получал прибыль с таможенных пошлин. Следует дополнить, что благодаря инвестициям и открытиям предприятий роль Сингапура возросла. Сам Ли Куан Ли был сторонником развития образования, в связи с чем вкладывался в интеллектуальный капитал граждан, благодаря чему в Сингапуре действует множество НИИ. В то же время, экономика Сингапура стала зависимой от мирового рынка. А сам ее рост характеризуется заинтересованностью многих стран в инвестициях в Сингапур, поэтому экономика Сингапура зависит от потока инвестиций. В связи с чем, когда мировое сообщество найдет альтернативу Сингапуру, экономика последней может разрушиться. Завершающим примером служит Чили во время диктатуры Пиночета. В период его правления происходили: приватизация предприятий, снижение таможенных пошлин, попытки восстановления Чили в международных отношениях, либерализация цен в ходе шоковой терапии. Все эти меры способствовали росту чилийской экономики за счет роста инвестиций. Однако в то же время в 1983 начинается мировой экономический кризис, из-за чего экономика Чили на время снижается. После предоставления ВТО и МВФ кредитов Чили, ее экономика снова начинает расти. Этот пример характеризует зависимость экономики в период проведения политики свободной торговли от мирового рынка. Таким образом, при проведении политики свободной торговли экономика государства подвержена изменениям из-за мировых экономических кризисов и может крайне зависеть от инвестиций, но с другой стороны, благодаря свободной торговле возможен долгосрочный рост экономики и инноваций.
Подводя итоги, хочется сказать, что экономика государств является сложным элементов. В одних случаях одна политика может способствовать крайне бурному экономическому росту, а с другой может привести к кризису. К тому же, обе экономические политики имеют свои плюсы и минусы, поэтому однозначного ответа в том, какую политику проводить нет. В связи с этим, хочется отметить, что правительствам государств в современных реалиях следует находить гибридные подходы, совмещая протекционизм и свободную торговлю путем гибкости.