Найти в Дзене
иван кулик

Ф. Фукуяма "Конец истории"

Изучение исторического процесса является наиболее важной составляющей современного мира. В своем эссе я хочу рассмотреть проблему, которую можно сформулировать следующим образом: «как и каким образом проходит движение истории?». Френсис Фукуяма считает, что движение истории происходит исходя из развития идей, однако в процессе исторического процесса идея либерализма победила другие идеи, что обусловило конец истории и исторического процесса. Говоря об идеях Фукуяма, изложенных в предложенном для анализа тексте, следует отметить следующие элементы: во-первых, Фукуяма утверждает, что либерализм победил фашизм и коммунизм. То есть победила сама идея либерализма ввиду потерпения неудачи фашизма и коммунизма. Так, и в той, и в другой идее люди разочаровались. В фашизме разочарование пришло после поражения в военном конфликте, а коммунистические режимы, существующие в России и Китае уже движутся в лоно либерализма. Таким образом Фукуяма обосновывает победу либерализма. Во-вторых, Фукуяма у

Изучение исторического процесса является наиболее важной составляющей современного мира. В своем эссе я хочу рассмотреть проблему, которую можно сформулировать следующим образом: «как и каким образом проходит движение истории?». Френсис Фукуяма считает, что движение истории происходит исходя из развития идей, однако в процессе исторического процесса идея либерализма победила другие идеи, что обусловило конец истории и исторического процесса.

Говоря об идеях Фукуяма, изложенных в предложенном для анализа тексте, следует отметить следующие элементы: во-первых, Фукуяма утверждает, что либерализм победил фашизм и коммунизм. То есть победила сама идея либерализма ввиду потерпения неудачи фашизма и коммунизма. Так, и в той, и в другой идее люди разочаровались. В фашизме разочарование пришло после поражения в военном конфликте, а коммунистические режимы, существующие в России и Китае уже движутся в лоно либерализма. Таким образом Фукуяма обосновывает победу либерализма. Во-вторых, Фукуяма утверждает, что лишь идея либерализма жизнеспособна. Другие идеи не выдержали изменение сознания людей, в связи с чем и погибли, в то время как либерализм выдержал «проверку временем». В-третьих, в тексте Фукуяма затрагивает идею Валлерстайна об ядрах, перифериях и полуперифериях. Это явно заметно в случае с рассмотрением коммунизма как идеи. Фукуяма утверждает, что с падением коммунизма в Китае и России коммунизм в целом перестанет существовать , поскольку Китай и Россия являются наиболее влиятельными государствами в мире , т.е ядром по Валлерстайну, в то время как « в Манагуа, Пхеньяне или Кембридже еще останутся отдельные правоверные марксисты, тот факт, что ни у одного крупного государства эта идеология не останется на вооружении, окончательно подорвет ее претензии на авангардную роль в истории». В этом утверждении Фукуямы аналогично прослеживается влияние ядра на мир периферий. В-четвертых, Фукуяма утверждает об автономии сознания от политики и экономики. Теперь, обозначив идеи Фукуямы, следует перейти к моему мнению

Я категорически не согласен с Френсисом Фукуямой и идеями, которые он выдвигает. В первую очередь следует отметить, что конца истории не может быть. История представляет из себя постоянный цикл событий. В случае, если говорить об истории и историческом процессе как процессе развития идей, то Фукуяма также не прав, утверждая о конце истории. Любая идея, будь то сложная, будь то простая, находится в постоянном развитии. Например, Джон Локк утверждал, что любая сложная идея состоит из простых, абстрактных идей. Следовательно, и любая сложная идея будет постоянно «усложняться», «дорабатываться» и развивать новые и новые концепты. Именно поэтому конца истории не может быть. Фукуяма утверждал, что идеи вырабатываются из сознания, сознание людей постоянно вырабатывает новые и новые идеи, развивая старые. Также стоит отметить, что идеологии также являются идеями, которые постоянно дорабатываются. Исходя из этого и происходит постоянная переработка старых идеологий и развития новых идеологий. Так, например, из либерализма вытекает неолиберализм, из марксизма вытекает неомарксизм, а из консерватизма вытекает неоконсерватизм и т.д. Таким образом, исторический процесс не может взять и закончится.

Также следует отметить утверждения Фукуямы о победе либерализма над фашизмом и коммунизмом и о жизнеспособности лишь либерализма. Это утверждение является слишком идеалистическим. Как я упоминал выше, все идеи развиваются, а победа одной идеи другой возможна лишь в отдельном человеческом обществе (стране, нации и т.д). Исходя из этого, невозможно говорить о победе либерализма над фашизмом и коммунизмом при условии существования этих идей. Полная победа либерализма возможна лишь при условии существования лишь идеи либерализма. Затем, идея жизнеспособности лишь либерализма является очень сомнительной. Так, в современном мире есть множество нелиберальных государств. Одним из них является Китай – наиболее успешный из примеров. КНР является примером коммунистического государства , способным противостоять западному либерализму. Таким образом, победа либерализма над фашизмом и коммунизмом является крайне ошибочным

Затем следует сказать об ошибочности утверждения Фукуямы о падении идеологий в перифериях при падении идеологии в ядрах. Изначально, следует раскрыть идею ядро- периферия-полупериферия. По Валлерстайну, существует несколько типов миросистем. Общим является наличие ядер – гегемонов, влияющих на ход исторического процесса, периферий – стран, зависимых от ядер и полупериферий и полупериферии – стран, занимающих промежуточное место между ядрами и перифериями. Теперь вернемся к ошибочности суждения Френсиса Фукуямы. Так, идеи существуют и будут существовать вне зависимости от государственной идеологии. Например, когда произошел распад СССР в 1991 году периферийные коммунистические государства в Африке , как, например, Мозамбик и Ангола, не распались и не поменяли своей идеологии, а продолжили существовать. Аналогично и с КНДР (Корейской Народной Демократической республикой), которая не распалась после падения СССР. Если рассматривать лишь Европу, то Фукуяма прав, утверждая о ядрах и перифериях. С 1985 года коммунистические режимы в Европе начали рушиться. Об этом говорят и Бархатные революции, и парад суверенитетов с 1990 года, и последующее падение СССР. Однако если проанализировать причины, то важной составляющей падения СССР было начало проведения перестройки и «новое политическое мышление», согласно которому СССР не вмешивалось в дела восточной Европы, в связи с чем, рассматривая лишь Европу, Фукуяма оказался прав. Но политический мир не ограничивается лишь Европой, поскольку существует и Азия, и Африка , и Латинская Америка. Теперь, говоря о критике идеи Валлерстайна, следует отметить, что согласно идеи конструктивизма в междунардных отношениях каждый субъект МО равноправный. Все субъекты МО применяют дипломатический подход , основанный на гармонии, в то время как идея Валлерстайна предполагает наличие ядер и периферий, предполагающих наличие отношений «господство – подчинение». Таким образом, при падении идеологии в ядре не происходит падения идеологии в перифериях

Еще одним утверждением Фукуямы является наличие автономии сознания от политики и экономики. Стоит сказать, что «политика и экономика предполагают автономия предшествующее им состояние сознания» является утверждением, согласно которому фундаментов политики и экономики является культурная сфера общественной деятельности, существующая при этом автономно. Во-первых, является ошибкой утверждать независимость культурной сферы от политики и экономики. Примером может служить книга Льюикса «У нас это невозможно» , где в США к власти пришел диктатор, утвердивший культ «корпо» и цензуру. Также стоит отметить, что государство способно оказывать влияние на поведение людей. Согласно Фуко и паноптикуму Бентама постоянный контроль вынуждает индивидов следовать правилам, что влияет на взгляды людей. То же самое стоит и сказать о тотальных институтах Гоффмана, согласно которым тотальные институты изменяют людей и вынуждают их действовать так, как написано в уставе, что может изменить мировоззрение человека. Кстати говоря, еще одним примером из литературы о влиянии политики на человека и его мировоззрение, то это «1984» Оруэлла, в котором государство путем тотального контроля изменило свободное мышление главного героя и превратило его в «раба системы». Исходя из этого, политика способна влиять на развитие культуры. Говоря об экономике и ее влиянии на культуру, то следует сказать о формировании рационального потребителя и, в дальнейшем, моды на рациональное потребление. Также стоит отметить теорию социального обмена Блау, согласно которой поведение зависит от ожиданий компенсации, что формирует рациональное поведение. Это говорит о влиянии экономики на культуру. Исходя из вышеперечисленных фактов, стоит сказать, что сознание не может быть независимым от экономики и политики.

Подводя итоги, хочется сказать, что идеи постоянно развиваются, стимулируя постоянный исторический процесс, а полная победа одной идеи невозможна ввиду наличия и существования других идей. Также стоит отметить и об отсутствии цепной реакции или, по Фукуяме, «падения идеологии» в перифериях при падении ядра. Ну и наконец, политика и экономика не являются продуктами независимой культуры, поскольку все сферы общественной жизни взаимозависимы и взаимосвязаны.