Казалось бы, им не из-за чего было ссориться. Разные поколения, разные амплуа, разное время славы...
Но почему старшая звезда так и не приняла младшую? И какую страшную тайну унесла с собой в могилу Татьяна Самойлова?
Эпизод 7 — Две королевы, две эпохи: когда время меняет идеалы
1946 год, первый Каннский фестиваль после войны...
На красную дорожку выходит ослепительная блондинка в роскошном платье. Папарацци щёлкают затворами, мужчины провожают взглядами, женщины завистливо шепчутся.
Это Марина Ладынина — звезда сталинского кино, воплощение советской мечты о счастье.
Она представляет фильм «В шесть часов вечера после войны». И мир впервые узнаёт: в СССР есть не только танки и пятилетки, но и божественные красавицы.
Прошло 12 лет...
1958 год, те же Канны. Но на красную дорожку выходит уже совсем другая женщина.
Тёмные волосы, точёные черты лица, глаза, полные трагизма... Татьяна Самойлова с фильмом «Летят журавли».
И мир обезумел
— Это не актриса, это — богиня! — кричали французские критики.
Самойлова получила «Золотую пальмовую ветвь». Стала мировой звездой. Голливуд приглашал, Европа боготворила...
А что же Ладынина? А Марина Алексеевна к тому времени уже была никому не нужна. В 46 лет — на обочине славы.
Старая эпоха ушла. Пришло новое время — время Самойловой.
Эпизод 6 — Династическая связь: когда отцы играют с будущими соперницами дочерей
А вот тут начинается самое интересное...
Мало кто знает, но между этими актрисами была семейная связь!
Евгений Самойлов — отец Татьяны, народный артист СССР, звезда 30-40х годов. И он играл в одних фильмах с Мариной Ладыниной!
«Свинарка и пастух», «Трактористы»... Молодая начинающая актриса Ладынина снималась вместе с уже признанным мастером Самойловым.
— Талантливая девочка, — говорил тогда Евгений Валерианович. — Далеко пойдёт.
И не ошибся. Ладынина стала звездой первой величины.
Но потом у Самойлова родилась дочь — Танечка. Красавица, умница, с детства мечтающая об актёрской славе...
И вот парадокс: дочь знаменитого актёра должна была конкурировать с той самой девочкой, которую когда-то хвалил её отец!
Ладынина помнила маленькую Таню. Видела, как она крутится на съёмках. Знала её с детства...
Но что чувствовала, когда эта девочка выросла и стала затмевать её славу?
Эпизод 5 — Канны: триумф и забвение, или как новая звезда «убивает» старую
1958 год стал роковым для обеих актрис.
Для Самойловой — триумфом.
Для Ладыниной — похоронами.
Канны встречали Татьяну как королеву. Красная дорожка, папарацци, интервью... Весь мир говорил только о «русской богине».
— Она затмила даже Бриджит Бардо! — писали французские газеты.
А что же Ладынина? Она сидела в своей московской квартире и смотрела новости. Видела, как молодая соперница купается в лучах славы, которая когда-то принадлежала ей.
Ведь именно Ладынина открыла дорогу советскому кино в Канны! В 1946-м она была первой советской актрисой, покорившей Западную Европу.
Но время оказалось жестоким судьёй
В 1958-м про неё уже никто не помнил. Вся пресса писала только о Самойловой — новой звезде, новом лице советского кино.
— Как будто меня никогда и не было, — горько признавалась потом Ладынина близким.
А Самойлова тем временем завоёвывала мир. Голливуд звал, Европа боготворила...
Знала ли она, что убивает память о своей предшественнице?
Эпизод 4 — Красота против таланта: кто из них была настоящей актрисой?
А теперь — самый болезненный вопрос...
Кто из них была настоящей актрисой, а кто — просто красивым лицом?
Ладынина — народная любимица. Её обожали миллионы. Но играла она, по сути, одну роль — весёлую колхозницу, трактористку, доярку...
— Я же не Дуза! — оправдывалась она. — Играю то, что дают.
А давали ей одно и то же — советскую Золушку, которая в финале выходит замуж за передовика производства.
Самойлова была другой
Интеллектуальная, утончённая, способная на трагедию. «Летят журавли», «Анна Каренина»... Это был высокий кинематограф.
— У неё несоветская внешность, — завистливо шептались коллеги. — Слишком аристократическая...
И в этом была правда. Самойлова не походила на образцовую советскую женщину. Она была богиней.
Но может быть, в этом и заключалась проблема? Ладынина была ближе к народу. Её любили искренне, по-настоящему.
А Самойлову боготворили — но боготворить и любить не одно и то же...
Эпизод 3 — Мужчины между ними: роковые совпадения и похожие драмы
Знаете, что самое поразительное? Личные драмы этих актрис были словно под копирку!
Ладынина и Пырьев — любовь, изменившая советское кино.
Муж-режиссёр, который сделал из жены звезду первой величины
Но потом... Измены, скандалы, развод. Пырьев ушёл к другой актрисе — Екатерине Савиновой.
— Он променял меня на молодую, — рыдала Ладынина.
Самойлова и Калатозов — тайная связь за кулисами «Летят журавли»
Режиссёр был старше на 20 лет, женат, но потерял голову от юной актрисы.
А потом... Он тоже бросил её. Не смог расстаться с семьёй.
— Все мужчины одинаковые, — горько говорила Татьяна.
И вот что поразительно: обе актрисы потеряли мужчин из-за карьеры!
Ладынина — потому что Пырьев устал от её капризов звезды. Самойлова — потому что была слишком независимой.
Случайность? Или проклятие советских звёзд?
Эпизод 2 — Одиночество в разные времена: как две королевы стали затворницами
А закончили они одинаково — в полном одиночестве...
Ладынина после развода с Пырьевым прожила 50 лет одна. Пятьдесят лет забвения, пятьдесят лет воспоминаний о былой славе.
Жила в коммуналке, считала копейки, боялась выходить на улицу — не узнают.
— Лучше пусть думают, что я умерла, — говорила она. — Чем видят, какой стала...
Самойлова тоже закончила затворницей
После психического кризиса, после смерти единственного брата, она заперлась в квартире и почти никого не принимала.
— Мир стал чужим, — объясняла она редким гостям.
И вот что поразительно: обе мечтали о детях, но жертвовали ими ради карьеры!
Ладынина — сделала аборт, когда поняла, что беременность помешает съёмкам.
Самойлова — бросила первого мужа, когда он потребовал, чтобы она оставила кино и стала домохозяйкой.
В итоге обе остались ни с чем. Без мужей, без детей, без настоящих друзей...
Только воспоминания о былой славе. И горечь от осознания, что время безжалостно.
Эпизод 1 — КУЛЬМИНАЦИЯ: Встреча, которой не было, или что хотела сказать Самойлова
А теперь — самое шокирующее!
2003 год. Марине Ладыниной — 94 года. Она доживает последние месяцы в полном одиночестве...
И вдруг — звонок!
— Марина Алексеевна, это Татьяна Самойлова. Можно к вам приехать?
ЧТО?!
Ладынина опешила. Они не общались полвека! Что вдруг понадобилось «молодой» сопернице от забытой старухи?
— Мне нужно с вами поговорить, — говорила Самойлова. — Кое в чём... покаяться.
ПОКАЯТЬСЯ?! В чём?
Но встреча не состоялась. Самойлова так и не решилась приехать
А через несколько месяцев Ладынина умерла.
И унесла с собой тайну: в чём хотела каяться Татьяна Евгеньевна?
Близкие Самойловой рассказывали потом: она винила себя в забвении Ладыниной. Считала, что её успех в Каннах «убил» память о старшей коллеге.
— Из-за меня про неё забыли, — мучилась Самойлова. — Я украла её славу...
Но так ли это? Виновата ли младшая звезда в том, что затмила старшую?
Тайна, которая умерла вместе с ними
Прошло более 20 лет с тех пор, как не стало обеих актрис.
Ладынина умерла в 2003-м — одинокой и забытой.
Самойлова — в 2014-м, измученная чувством вины.
И мы так никогда не узнаем: права ли была Татьяна, винясь в забвении Марины?
Может быть, дело было не в ней? Может быть, время просто переписывает имена в звёздном небе? Новое всегда приходит на смену старому — это закон жизни.
Но человеческое сердце не знает законов. Оно может мучиться виной за то, в чём нет никакой вины.
Самойлова всю жизнь носила в себе эту боль. Боль от мысли, что её триумф стал похоронами другой великой актрисы.
А может быть, наоборот — Ладынина гордилась тем, что её сменила такая достойная преемница?
Мы никогда этого не узнаем...
Урок двух звёзд
Вот такая история — печальная и поучительная одновременно.
Две великие актрисы, две эпохи советского кино, два разных понимания красоты и таланта...
И одна тайна, которая так и осталась неразгаданной
Должно ли новое поколение просить прощения у старого за свой успех? Или это естественный ход вещей — когда одни звёзды гаснут, а другие загораются?
Может быть, Ладынина и Самойлова могли бы стать подругами? Может быть, старшая актриса передала бы эстафету младшей с благословением, а не с болью?
Но история не знает сослагательного наклонения. Она знает только факты: две великие женщины прошли мимо друг друга, не протянув руки.
И это, наверное, самая большая трагедия в их судьбах...
А как думаете вы? Должна ли была Самойлова просить прощения у Ладыниной? Или время само расставляет всё по местам?
Поделитесь своим мнением в комментариях — и помните: за каждой звездой стоит живая душа с её болью, радостями и сожалениями...