Найти в Дзене
Per aspera ad astra

Относительно молодой, но с бурной историей. Свято-Духов монастырь. Волгоград

Как-то так сложилось, что заслышав слово "монастырь", мы представляем себе такое старинное сооружение, которому уже несколько сотен лет и которое расположено где-то в глуши вдали от цивилизации. Отчасти это представление верно, но лишь отчасти. В нашей стране есть немало монастырей, которые расположены в пределах крупных городов. Какие-то из них в самом деле довольно старые, какие-то относительно молоды. Один из таких монастырей находится недалеко от центра Волгограда. Речь конечно же о Свято-Духовом монастыре. Монастырь ведёт свою историю с 1904 году, когда Царицынская Дума отвела место под устройство архиерейского подворья, где начал строиться небольшой каменный храм во имя Святого Духа. 28 октября 1907 г. он был освящен епископом Вольским Палладием. Сегодня это место находится практически в центре города, прямо у стен монастыря проходит улица Рокоссовского, движение на которой очень оживлённое. А 121 год назад (а именно столько прошло с той поры) - это была загородная территория, пр

Как-то так сложилось, что заслышав слово "монастырь", мы представляем себе такое старинное сооружение, которому уже несколько сотен лет и которое расположено где-то в глуши вдали от цивилизации. Отчасти это представление верно, но лишь отчасти. В нашей стране есть немало монастырей, которые расположены в пределах крупных городов. Какие-то из них в самом деле довольно старые, какие-то относительно молоды. Один из таких монастырей находится недалеко от центра Волгограда. Речь конечно же о Свято-Духовом монастыре.

Монастырь ведёт свою историю с 1904 году, когда Царицынская Дума отвела место под устройство архиерейского подворья, где начал строиться небольшой каменный храм во имя Святого Духа. 28 октября 1907 г. он был освящен епископом Вольским Палладием. Сегодня это место находится практически в центре города, прямо у стен монастыря проходит улица Рокоссовского, движение на которой очень оживлённое. А 121 год назад (а именно столько прошло с той поры) - это была загородная территория, практически степь. Подворье возвели на возвышенности, которую в Царицыне именовали Сибирь-горой. Об этой возвышенности я уже писал, поэтому повторяться не буду.

Главным в подворье был назначен иеромонах Илиодор (Труфанов) по благословению епископа Царицынского и Саратовского. Уже в 1908 году иеромонах Илиодор, в миру – донской казак Сергей Труфанов, был в Царицыне не менее известной личностью, чем Григорий Распутин в Петербурге. Но в отличие от “серого кардинала” Гришки Распутина, которого простой народ не очень-то жаловал, Илиодор всерьез претендовал на роль духовного лидера городской бедноты.

Его проповеди собирали от двух до пяти тысяч народа, а в особенных случаях до восьми тысяч человек. Жандармерия всерьез подозревала, что проповеди отца Илиодора были одной из причин участившихся в Царицыне поджогов складов богатых купцов и промышленников.

По призыву Илиодора царицынцы на собственные средства достроили огромный для русской глубинки Свято-Духов монастырь. Здания обители выросли уже в 1909 году, а окончательно строительство было закончено в первой половине 1911 года Храм Святого Духа расширили – к летней церкви с запада пристраивают теплую зимнюю, вмещающую до 6000 человек. Главный вход находился с западной Онежской улицы и увенчивался шатровой колокольней, а алтарь выходил на монастырскую площадь. Полное название церкви звучит так: «храм Сошествия Святого Духа на апостолов». Сам монастырь имел трех и двухэтажные здания. Его корпуса предназначались для народных гостиниц на 500 человек, номеров, квартир благодетелей и аудитории на 1000 человек, школы, рукодельной, рабочих мастерских, архиерейских покоев и келий. Также в корпусах отводилось место под типографию, еще один храм для ранних литургий вместимостью в 1000 молящихся, зал совета, канцелярию, странноприимный дом, богадельню. С юга от храма простиралась малая площадь для отдыха братии с цветником, фонтаном и бассейном посредине.

-2

Монастырь обладал и большими подземельями, план которых неизвестен до сих пор, а сами они считаются вроде как городской легендой, хотя и существуют на самом деле. Появились эти подземелья благодаря всё тому же Илиодору (одиозный всё-таки был человек) и в народе часто так и называются - Илиодоровы катакомбы. История их появления такова: городская дума, не раз обличаемая и оскорбляемая в проповедях Илиодора, отказала монастырю в выделении участка под усыпальницы для братии. 25 сентября 1910 года Илиодор выступил перед горожанами с призывом приступить к рытью пещер, начиная с 27 сентября. Это событие хорошо нам известно благодаря дошедшему описанию жандармского агента:

народ восторженно откликнулся на его предложение. И вот со всех сторон потянулись вереницы носильщиков хлеба, чаю, сахару, арбузов и все это складывали в помещении типографии. А на утро, чем свет появились сотни добровольных пещерокопателей – мужчин, женщин, подростков, даже детей, с носилками, кто с ведрами, лопатами и работа дружно началась… В течении четырех дней до 1 октября весь церковный и другой дворы были изрыты канавами до 3 саженей глубины и 2,5 аршин ширины. Ходы прорываются и под храм, и под все здания. Где будут одни лишь усыпальницы на 5000 человек. В одно и то же время обкладываются кирпичами и делаются своды. План пещер хранится в секрете.

Было запланировано дальнейшее строительство подземных часовней и алтарей. Строящиеся усыпальницы предназначались не только для братии, но и для тех кто трудился при рытье пещер.

Однако, резкие выходки Илиодора уже давно, находящегося под тайным наблюдением жандармов, не оставили равнодушными ни Синод, ни Григория Распутина, против которого последнее время стал обращать свое острое слово Илиодор. За дискредитацию церковных иерархов мятежный иеромонах был сослан во Флорищеву пустынь. Катакомбы же остались, вот только никто не знает, где находятся входы в них. Про эти подземелья известно если не всем, то многим. Про них часто пишут в СМИ, их даже искали и находили с помощью ультразвука. Есть легенда, что они вроде как многоуровневые. Иногда в окрестностях монастыря случается проседание грунта. Это обваливаются своды подземелий, которые, говорят, давно уже полностью затоплены грунтовыми водами. Но полноценных исследований за все эти годы так и не было проведено, поэтому доподлинно неизвестны ни глубина катакомб, ни их протяжённость.

Но вернёмся к монастырю.

7 апреля 1912 г. Святейший Синод преобразовал подворье в самостоятельный мужской монастырь 2-го класса, назначив настоятелем архимандрита Иринарха.

21 сентября 1912 г. Царицынский Свято-Духовский необщежительный мужской монастырь был преобразован в женский. 17 ноября 1913 г. при обители был освящен домовой зимний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

А в 1914 г. Царицынская Дума постановила включить в сеть учебных заведений города Свято-Духовскую церковно-приходскую школу. На начало 1915 г. монастырь содержал в своей школе 53 девочки из семей фронтовиков (как раз шла Первая Мировая). В 1918 году большевики закрыли монастырь. В дальнейшем он был исправительным лагерем, коммуной, детским домом, общежитием, ремонтной мастерской и воинской частью.

Когда началась Великая Отечественная, в обители заработали ремонтные мастерские. По воспоминаниям старожилов в монастыре какое-то время располагался военный госпиталь.

-3

Фото выше сделано в 1942 году из кабины немецкого самолёта незадолго до бомбардировки Сталинграда. Там хорошо виден сам монастырь и огромный частный сектор вокруг него. Овраг, который идёт через всё фото, до наших дней почти не сохранился. Большая его часть засыпана, там построены дома.

После войны монастырь передали военным, которые снесли полуразрушенные корпуса и храм, возведя на оставшемся фундаменте новые здания.

В 1992 году архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман вернул постройку церкви и вновь открыл здесь православный монастырь для мужчин, который начал активно развиваться. В наши дни в Свято-Духовом монастыре расположена резиденция волгоградского архиерея и Православный университет, носящий имя Сергия Радонежского, а вместе с ними и Волгоградское духовное училище.

-4
-5
-6

Современные постройки монастыря отличаются от изначальных, однако это не значит, что ничего исторического тут не сохранилось. Да, что-то было разрушено и не восстанавливалось, но основные здания просто были несколько перестроены, например, были заложены кирпичом и заштукатурены некоторые окна и арки. Но в основном стены монастыря стоят там же, где и стояли сто лет назад. Фундаменты и сами стены остались теми же, что и изначально, хотя и видоизменились за прошедшие годы.

-7
-8
-9

Несмотря на относительно скромный возраст - 113 лет, если считать с момента преобразования архиерейского подворья в монастырь, Свято-Духов монастырь имеет довольно бурную историю, он успел внести немалый вклад в жизнь нашего города, а имя Илиодора помнят в Волгограде даже сейчас, спустя столько лет. Монастырь, как говорится, на себе испытал все события бурного ХХ века, которые обрушились на наш город. Удивительно, что его не снесли после революции, как многие церкви нашего города. И вот сейчас Свято-Духов монастырь возродился словно феникс из пепла и продолжает служить людям и городу.

-10
-11
-12

Вот такие интересные места есть в Волгограде.

Ещё статьи на похожую тематику

Кременской монастырь. Волгоградская область
Per aspera ad astra26 мая 2020

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь