Найти в Дзене

Искусственное отношение к себе: осознанный подход к личной трансформации

Ольга Назайкинская, доктор образования (Ed.D.), Профессор бизнес-практики, директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО Какой образ встает у вас перед глазами, когда вы слышите «он вышел из зоны комфорта», «полностью пересобрал себя» или «провел личную трансформацию»? Что-то вроде скромного офисного клерка, прошедшего сотни тренингов личностного роста и ставшего популярным блогером и ведущим марафонов? Или бывшего поклонника фастфуда и лежания на диване, покорившего Эверест и пробежавшего ультра-марафон по пустыне? В последние годы тема работы с собой слишком слилась с образами героев и экстремальными проявлениями их достижений, а стремление работать со своим развитием – с великим, но зачастую одноразовым подвигом. Я бы хотела вернуть в нее хоть немного осмысленности и практичности, поэтому приведу в этой статье не только свою версию подхода – искусственного отношения к себе, но и руководство по тому, как его реализовать. Несколько лет назад мы работали с одним университетом. Исх
Оглавление

Ольга Назайкинская, доктор образования (Ed.D.), Профессор бизнес-практики, директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО

Какой образ встает у вас перед глазами, когда вы слышите «он вышел из зоны комфорта», «полностью пересобрал себя» или «провел личную трансформацию»? Что-то вроде скромного офисного клерка, прошедшего сотни тренингов личностного роста и ставшего популярным блогером и ведущим марафонов? Или бывшего поклонника фастфуда и лежания на диване, покорившего Эверест и пробежавшего ультра-марафон по пустыне? В последние годы тема работы с собой слишком слилась с образами героев и экстремальными проявлениями их достижений, а стремление работать со своим развитием – с великим, но зачастую одноразовым подвигом. Я бы хотела вернуть в нее хоть немного осмысленности и практичности, поэтому приведу в этой статье не только свою версию подхода – искусственного отношения к себе, но и руководство по тому, как его реализовать.

Фото: Станислав Тимохин, 2025
Фото: Станислав Тимохин, 2025

Ради чего люди начинают меняют себя?

Несколько лет назад мы работали с одним университетом. Исходные позиции – средний, ничем особенно не выдающийся региональный вуз, но с запросом на трансформацию. Запрос поступил от нового ректора, вполне соответствующего исходному состоянию вуза, но все-таки отличавшегося от него одним качеством – наличием амбиции. Мы начали довольно продолжительную работу, и в какой-то момент я стала замечать, что с ректором что-то происходит. Он постоянно спрашивал, что можно почитать, с большим рвением обсуждал со мной прочитанное и делился своими размышлениями о развитии образования, начал ходить в спортзал, изменил питание, нанял преподавателя по ораторскому мастерству, стал активно участвовать в публичных мероприятиях, выстраивать отношения с другими организациями…

В какой-то момент я не выдержала и спросила, что с ним происходит? Вроде бы позитивные изменения, но что их запустило и к чему они ведут? На что получила ответ: «Помнишь, как к концу первой стратегической сессии мы сложили целевой образ будущего университета? Это еще был эскиз, без деталей, но мы уже тогда зафиксировали, что мы строим университет, в котором учится в два раза больше студентов, в котором появились серьезные научные разработки, новые специалисты, приехавшие из других городов и стран, который стал лидером региона и заметной точкой на карте страны. И я стал его себе представлять. Но представлять не светлый образ, а ежедневную рутину такого университета. И как выглядит жизнь его ректора. И тут я понял, что в своем текущем состоянии я не соответствую. Но хочу. Хочу не только, чтобы университет достиг этого образа, но и возглавлять такой университет. И значит, пока идет период трансформации вуза, я параллельно должен перестроить себя».

Что такое искусственное отношение к себе?

Признаться, до меня не сразу дошла вся глубина признания этого ректора. Ведь на самом деле, если он осознал, а не отмахнулся от этой мысли, то у него оставалось два варианта: под благовидным предлогом свернуть всю эту трансформацию и продолжить руководить вузом, сохраняя и его, и свой статус-кво, либо начать по-серьезному работать с собой и трансформироваться синхронно с университетом. Второй вариант был долгим и болезненным, но, как показали дальнейшие события, действенным. Это я и называю «искусственным отношением к себе».

Тут я должна оговориться. «Искусственное» не значит ненастоящее – декоративное или показное. Искусственное – это смысловое противопоставление естественному. Естественное отношение к себе можно описать фразой «я такой, какой есть» (некоторые к этому еще прибавляют «и принимайте меня таким»). В фундаменте такого подхода лежит убежденность, что заложенное в человека природой, семьей и социумом должно восприниматься как данность и слабо поддается корректировке на протяжении жизни, даже если много читать, получить образование и культурно развиваться. И вообще-то для большинства людей это норма: ведь в налаженной повседневной жизни никакие коренные изменения не требуются. Противовес – искусственное отношение – подразумевает, что кем бы ты ни являлся, какая бы у тебя ни была база, ты можешь себя развить и доформировать до того состояния, которое тебе нужно. Как и сделал ректор из моей истории.

Два компонента формулы успеха

Что же позволяет человеку изменить отношение к себе? Я бы выделила два обязательных условия.

Первое – развитый внутренний локус контроля. В отличие от внешнего локуса контроля (психологической установки в том, что от человека мало что зависит, и жизнь определяется внешними факторами), внутренний локус контроля поддерживает убеждение человека в том, что он сам управляет своей жизнью. В его силах и возможностях влиять на то, что происходит. Главное понять, как это делать. Разумеется, всегда есть внешние обстоятельства, с которыми мало что можно сделать, и внутренний локус контроля не означает их игнорирование и движение напролом. Он помогает воспринимать эти факторы не как блокирующие собственные планы, а как возможность вырасти и научиться с ними справляться.

Мнения ученых расходятся: кто-то считает, что базовые психологические установки формируются у человека до его рождения и в раннем возрасте, другие уверены, что их можно менять. Я как человек, который верит в искусственное отношение к себе, уверена, что себя можно и нужно создавать, а значит и работать над переключением внешнего локуса контроля (если вы замечаете, что он вам характерен) на внутренний.

Второе условие – наличие цели. Когда появляются подлинные цели, у человека возникает необходимость и желание формировать искусственное отношение к себе. Просто так пересобирать и достраивать себя обычно незачем, лень, да и вообще странно. А когда у вас есть долгосрочные цели, стремления, вы можете определять, какие дефициты не позволяют к ним двигаться и как работать с собой, чтобы их закрыть.

Шаги к собственной трансформации

Пять лет назад в программу «Школа ректоров» я включила трек «Я как проект», задача которого как раз формировать это искусственное отношение к себе среди университетских управленцев и лидеров изменений. И вот к какому наблюдению я пришла за это время: чем выше управленческая позиция, тем сложнее «разлепить» руководителя и университет. Самый сложный случай – ректоры. В ответ на вопрос про собственные цели они транслируют стратегию университета. Останавливаю их: «Что Вы хотите сделать с университетом – понятно, мы вернемся к этому позже. Сейчас скажите, в чем Ваши собственные цели: профессиональные, карьерные, личные, хоть какие-нибудь?». В ответ либо опять что-то в стиле «сделать университет таким-то», либо ступор. Как много раз за эти годы университетские управленцы признавались мне, что с ними никто и никогда не обсуждал их собственные цели!

Казалось бы, зачем обсуждать личные цели лидеров изменений отдельно от целей развития университета? Мы же все-таки занимаемся трансформацией университетов, и цели их руководителей должны быть сфокусированы на этом предмете. Но парадокс в том, что именно такое разделение целей позволяет им потом встретиться: осмысленно и без подмены одного другим. Когда лидер изменений формулирует свои собственные долгосрочные цели, у него появляется ответ на вопрос, что и зачем он делает. Тогда рядом (не вместо) он может разместить цели развития университета, и посмотреть, насколько они связаны между собой, помогают ли они друг другу реализоваться или противоречат.

Например, если управленец (допустим, проректор по учебной работе) определяет, что его личная цель – через 5 лет стать признанным на федеральном уровне экспертом по идущей сейчас реформе образования, а в планах развития университета просматривается скорее выжидательная позиция с расчетом на готовые ответы от министерства – есть повод задуматься. Может, стоит внести корректировки в образовательную модель университета и начать более активно пробовать новое, позиционируя свой вуз как неформальную экспериментальную площадку? В этом случае, во-первых, уточняются цели развития университета, а, во-вторых, происходит синхронизация личных и организационных целей, что положительно скажется на мобилизации сил и энергии самого лидера и на качестве изменений в учебном процессе. Ведь когда вы понимаете место и назначение проекта в своей жизни, вы с большей вероятностью присваиваете его, а это, в свою очередь, ведет к более ответственному и качественному отношению к его реализации.

После того, как вы договорились с собой по поводу собственных целей, вам нужно вдохнуть в них жизнь. А именно, описать, в какой позиции вы должны оказаться, чтобы достичь эти цели, и какими характеристиками вы должны обладать, чтобы эту позицию занимать. Возвращаясь к примеру – что значит быть «признанным на федеральном уровне экспертом по реформе образования»? Какие достижения, статусы, должности, вхождения в сообщества и институты позволят вам считать цель достигнутой? И каковы ключевые компетенции, личные и профессиональные качества, опыт, соответствующие этой позиции?

Как только образ себя в будущем зафиксирован, можно возвращаться в настоящее, чтобы провести инвентаризацию своего текущего состояния относительно целевого: понять, что уже есть в багаже, на что можно опереться, а чего не хватает. Я рекомендую не увлекаться различными психологическими тестированиями: они не всегда могут точно идентифицировать ваши слабые стороны применительно к конкретным поставленным целям. Важно фиксировать свои недостающие качества, компетенции и характеристики относительно именно целевого состояния, а не какого-то образа прекрасного (по общепринятым меркам) лидера.

И финальный шаг разметки пространства искусственного отношения к себе. Я называю это «обратное целеполагание». Вы уже зафиксировали свои долгосрочные цели, требуемую позицию и целевое состояние. Но вы не сможете оказаться в этой желаемой точке по щелчку пальцев. Двигаться вам придется поэтапно, а значит нужно зафиксировать промежуточные вехи. И здесь сразу хочу вас предостеречь. Практика показывает, что когда мы пытаемся прорисовать долгосрочный путь к цели от исходной точки, мы довольно четко определяем первые 2-3 шага, а потом начинаем рисовать иллюзорные планы. Дело в том, что после каждого этапа возникает все больше сценариев того, как может на самом деле разворачиваться жизнь. Понимание этого отбивает всякое желание что-то серьезно планировать.

И здесь на помощь приходит «обратное целеполагание», когда вы не планируете от текущей ситуации до победного конца, а логически реконструируете как бы уже пройденный путь. Вы последовательно отвечаете на вопрос: «Кем я должен был быть и чем заниматься на предыдущем этапе, что привело меня в эту точку?». Начните с конца. Задайте себе этот вопрос про свое целевое состояние, и продолжайте отвечать, двигаясь «задом наперед». Такой прием позволит избежать внутреннего отторжения долгосрочного планирования и превратит его в увлекательное расследование. В итоге вы обнаружите, что на самом деле смогли зафиксировать версию промежуточных целей и результатов, которые вам нужно достичь на каждом этапе, включая устранение выявленных ранее дефицитов.

Система действий: баланс между шестью измерениями

Маршрут построен. Наступает время последовательной дисциплинированной работы с собой.

Главная ловушка, которая ждет вас на этом пути – избыточная фокусировка на каком-то одном аспекте своей жизни, который кажется вам наиболее связанным с достижением цели. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с человеком, про которого можно сказать «он болеет своей мечтой» (допустим, научным проектом). И если поначалу такой энтузиазм вызывает уважение, то в какой-то момент слова про «болезнь» уже перестают казаться фигуральными. Человек круглосуточно сидит в своей лаборатории, и если выходит из нее, то только чтобы в очередной раз рьяно доказать начальству, что ему требуется дополнительное финансирование. Семья покинута, здоровье сыпется, коллеги предпочитают держаться подальше, дабы не нарваться на часовую лекцию о научном прорыве в ответ на опрометчиво заданный вопрос «как дела?».

Кто-то может подумать, что такой подход и есть реализация искусственного отношения к себе. Цель есть, ответственности и убежденности в своих силах – хоть отбавляй. Что не так? А дело в том, что такая предельная концентрация на одном аспекте приводит к неминуемому ущербу в других сферах жизни человека, что в совокупности дает минус, а не плюс. Искусственное отношение к себе – это не прокачка одной мышцы, это системная работа со своей жизнью. И чтобы помочь вам сложить эту системность, предлагаю вам рассмотреть шесть измерений, внутри которых вы можете простраивать свою последовательность задач и тренировок для продвижения к целям.

Первое – дело: то, что относится к вашей профессиональной деятельности. Как вы должны поменять свой функционал и рабочие процессы, какими проектами и текущими вопросами вы должны заниматься, а от каких должны потихоньку отказываться и делегировать, как должна измениться ваша система принятия решений.

Второе – образование; оно в свою очередь разделяется на четыре уровня. Базовый – какие представления, понятия, концепции, теории вам придется поменять или освоить. Если вы, как ректор в моей истории, в дальней перспективе хотите возглавить не маленький региональный вуз, а университет, который занимает лидирующую позицию в федеральном масштабе, вы должны начать менять свое представление о том, что такое современный университет, в чем его миссия и назначение, какие у него базовые процессы и приоритеты и так далее.

Следующий уровень – модельный: все, что связано с насмотренностью и изучением лучших практик, накоплением интеллектуального багажа моделей, решений, подходов из литературы и живых кейсов, которые помогут вам в дальнейшем складывать свои идеи и проекты.

Далее – профессиональный уровень, он про освоение новых видов деятельности. Вы ранее занимались только администрированием процессов и организацией текущей деятельности, но не управляли глубинными изменениями? Придется осваивать эти новые профессиональные компетенции. И последний уровень – навыковый: ораторское искусство, переговоры, коммуникация, публичные выступления, тайм-менеджмента, оптимизация рутинных задач с ИИ и прочее, что вам потребуется для доращивания себя по отношению к своему целевому состоянию.

Третье – организация и коллектив. Как вы теперь должны выстраивать работу людей? Какую позицию в коллективе занимать? На каких принципах и правилах формировать и вести за собой команду? В какие новые коллективы / сообщества вы должны начать входить, как внутри вашего университета, так и вовне?

Четвертое (часто незаслуженно игнорируемое) – репутация и публичность. В отличие от предыдущего пункта, где речь идет о выстраивании взаимной работы и коммуникации в коллективе, здесь важно то, как вас должны воспринимать окружающие, какой образ вам нужно формировать, чтобы двигаться к своей цели.

Пятое – образ жизни. Здесь у нас сон, питание, состояние здоровья, диагностика и профилактика, спорт и физическая активность, режим. Придется пересматривать график дня, и в целом саму структуру и качество вашей жизни.

И финальное, шестое измерение – это ваша семья и ближайшее окружение. Если будете меняться вы, это обязательно отразится на близких. Поэтому очень важно достичь взаимопонимания: предупредить, проговорить, как и почему меняется ваша жизнь, заручиться помощью и поддержкой. Отношения обязательно будут меняться, но только ваша работа в этом измерении может помочь им измениться в позитивную сторону. Я знаю примеры, когда управленцы, перестраивая свою жизнь и понимая, что теперь времени на общение с семьей будет меньше, объединяли свои активности в пятом и шестом измерении и, например, занимались спортом все вместе.

И в заключение – пара слов о технике безопасности. Не стремитесь во что бы то ни стало натянуть на себя этот подход, если вы не понимаете, зачем вам это. В таком случае он вам ничего не принесет, кроме ощущений, что вы живете не своей жизнью. Меня иногда спрашивают, где граница между тем, чтобы оставаться таким, какой есть, и тем, чтобы начать целенаправленно пересобирать себя. Мой ответ – масштабность цели и серьезность намерений ее достичь. Если вы понимаете, что текущими силами это сделать невозможно – придется основательно поработать с собой.