Найти в Дзене

ИУДА ИСКАРИОТ: ПРЕДАТЕЛЬ ИЛИ ЖЕРТВА БОЖЕСТВЕННОЙ ИГРЫ?

Пролог: ТРИДЦАТЬ СЕРЕБРЯНЫХ ОТБЛЕСКОВ ВО ТЬМЕ
Воздух Гефсиманского сада густел от аромата смолы и пыли. Рука Иуды сжимала кошель с монетами – холодными, как предсмертный пот. Его поцелуй, лёгкий как шепот предательства, коснулся щеки Учителя. «Равви!» – звучало громче криков толпы. Почему именно он? Зачем гностики II века в «Евангелии от Иуды» называли его «избранным учеником», которому Христос открыл «тайны Царства Небесного»? И как рыжий цвет волос Искариота стал символом коварства на картинах Джотто и Мантеньи? Происхождение и имя: ключи к разгадке
Иуда Искариот – единственный апостол из Иудеи, тогда как остальные были галилеянами 15. Его прозвище «Искариот» (ивр. אִישׁ־קְרִיּוֹת) имеет несколько трактовок: Казначей с тёмной репутацией
Евангелист Иоанн прямо называет Иуду вором: будучи хранителем общинной казны, он крал пожертвования 13. Эпизод в Вифании раскрывает его лицемерие: возмущаясь «расточительством» Марии, помазавшей ноги Христа нардовым миром за 300 динариев, он прикрыва
Оглавление

Пролог: ТРИДЦАТЬ СЕРЕБРЯНЫХ ОТБЛЕСКОВ ВО ТЬМЕ
Воздух Гефсиманского сада густел от аромата смолы и пыли. Рука Иуды сжимала кошель с монетами – холодными, как предсмертный пот. Его поцелуй, лёгкий как шепот предательства, коснулся щеки Учителя. «Равви!» – звучало громче криков толпы. Почему именно он? Зачем гностики II века в «Евангелии от Иуды» называли его
«избранным учеником», которому Христос открыл «тайны Царства Небесного»? И как рыжий цвет волос Искариота стал символом коварства на картинах Джотто и Мантеньи?

ЧАСТЬ I: ТЕНЬ ИЗ КАРИОТА: ПРОФИЛЬ ПРЕДАТЕЛЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Происхождение и имя: ключи к разгадке
Иуда Искариот – единственный апостол из Иудеи, тогда как остальные были галилеянами 15. Его прозвище «Искариот» (ивр.
אִישׁ־קְרִיּוֹת) имеет несколько трактовок:

  • Топонимическая: «человек из Кариота» – города в Иудее (ныне руины el-Karjeten южнее Хеврона) .
  • Символическая: от арамейского иш кария – «лживый» или латинского sicarius – «кинжальщик» (намек на связь с зелотами) .
  • Родовая: упоминание у Иоанна как «Иуда Симонов Искариот» – возможно, сын Симона .

Казначей с тёмной репутацией
Евангелист Иоанн прямо называет Иуду вором: будучи хранителем общинной казны, он крал пожертвования 13. Эпизод в Вифании раскрывает его лицемерие: возмущаясь
«расточительством» Марии, помазавшей ноги Христа нардовым миром за 300 динариев, он прикрывал сребролюбие ложной заботой о нищих .

«Он носил ящик с деньгами... и, будучи вором, уносил оттуда тайно положенное» (Ин. 12:6).
-2

ЧАСТЬ II: АНАТОМИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА: ОТ ВЕЧЕРИ ДО ГЕФСИМАНИИ

Тайная вечеря: хлеб, вино и предупреждение
За трапезой Христос произносит роковые слова:
«Один из вас предаст Меня». В ответ на вопрос Иоанна Он подаёт Иуде кусок хлеба – знак особой близости у иудеев – со словами: «Что делаешь, делай скорее» 15. Этот жест не остановил предателя, но обнажил трагедию: даже избранный ученик свободен в выборе зла.

Гефсиманский поцелуй: театр жестокости
Почему Иуда выбрал поцелуй как знак? Архиепископ Феофилакт Болгарский поясняет: ночь скрывала лица, а ритуальное лобзание (
шиалом) было знаком доверия 3. Иуда цинично использовал священный жест, превратив его в орудие лжи. Христос же ответил ему: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22:48), вскрыв глубину предательства.

Мотивы: от сребролюбия до мессианских иллюзий

  • Корысть: 30 сребреников – цена раба (Мф. 26:15) – стали главным аргументом ортодоксии .
  • Разочарование: некоторые библеисты предполагают, что Иуда, как зелот, ждал политического мессию и пытался спровоцировать восстание 3.
  • Одержимость: Лука пишет: «Сатана вошёл в Иуду» (Лк. 22:3), а Иисус называет его «диаволом» (Ин. 6:70) .
-3

ЧАСТЬ III: СМЕРТЬ И МЕТАМОРФОЗЫ: ОТ ВИСЕЛИЦЫ ДО АКЕЛДАМЫ

Две версии гибели

  1. Повешение: по Матфею, Иуда, охваченный раскаянием, бросил сребреники в Храме и удавился .
  2. Падение с высоты: в Деяниях (1:18) Пётр говорит, что он «низринулся, расселось чрево его». Отцы Церкви примиряют противоречие: верёвка порвалась, тело разбилось о камни .

Проклятое серебро и поле крови
Первосвященники, сочтя деньги
«ценой крови», купили на них гончарное поле Акелдама («земля крови») для погребения чужеземцев 16. Ирония судьбы: имя Иуды стало символом предательства, а земля, купленная на его серебро, – местом упокоения отверженных.

Легенды о смерти

  • В славянском фольклоре Иуда повесился на осине, после чего её листья стали дрожать от ужаса .
  • Апокрифы добавляют: он умер в старости от «неизлечимой болезни», раздувшись «до размеров телеги» .
-4

ЧАСТЬ IV: РЕАБИЛИТАЦИЯ И МЯТЕЖ: ГНОСТИКИ, ЛИТЕРАТОРЫ И ЕРЕСИ

Гностическое «Евангелие от Иуды» (III в.)
Обнаруженное в 1978 г. в
Кодексе Чакос, оно рисует иную картину:

«Ты превзойдёшь их всех. Ибо в жертву принесешь человека, в которого Я облачен» .
Здесь Иуда – соучастник мистерии, единственный апостол, понявший истинную миссию Христа. Предательство интерпретируется как исполнение высшей воли.

Литературные реинкарнации

  • Леонид Андреев (1907): Иуда – трагический любовник Христа, чьё предательство было актом жертвенной любви .
  • Хорхе Луис Борхес (1944): в рассказе «Три версии предательства Иуды» выдвигает шокирующую идею: «Бог стал Иудой, чтобы пострадать в аду» .
  • Михаил Булгаков: в «Мастере и Маргарите» Иуда – жертва провокации Понтия Пилата, убитый за любовь к Низе.

Богословский парадокс: предопределение vs свобода воли
Свт. Илия Минятий подчёркивал:
«Не Предведение есть причина предательства, а предательство – причина Предведения» . Протоиерей Димитрий Юревич добавляет: даже без Иуды спасение состоялось бы, ибо «Сын Божий от вечности знал пути искупления» .

-5

ЧАСТЬ V: СИМВОЛ ВЕКА: ОТ ИКОНОГРАФИИ ДО ПОП-КУЛЬТУРЫ

Иконография: атрибуты предателя

  • Чёрный нимб: на фресках Джотто в Капелле Скровеньи.
  • Рыжие волосы: стереотип, идущий от средневековой Европы (Эмиль Золя: «рыжий как Иуда») .
  • Жёлтый плащ: цвет зависти и лжи в западной живописи.

Театр и кино: от искупления до пародии

  • В спектакле Юрия Грымова «Иуда» (Театр «Модерн») акцент сделан на любовном треугольнике с Никой Канивец (Мария Магдалина) .
  • В рок-опере «Иисус Христос – Суперзвезда» (1971) песня Иуды «Heaven on Their Minds» – крик разочарования в мессии.

Философский архетип

  • Юнг: Иуда – тень христианства, воплощение вытесненного страха предательства .
  • Славой Жижек: «Поцелуй Иуды – жест истинной любви: он отдаёт Христа истории, а не забвению».
-6

ЭПИЛОГ: БЫЛ ЛИ ШАНС У ИУДЫ? ВЕЧНЫЙ ВОПРОС О СВОБОДЕ И ВИНЕ

Иуда раскаялся: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:4). Но его раскаяние – не покаяние Петра, а отчаяние Каина. Почему он не получил прощения?

  • Ортодоксия: его грех – «хула на Духа Святого», ибо он видел чудеса и отверг Свет .
  • Экзистенциализм: самоубийство – финальный бунт против милосердия, которое он счёл недостижимым.
«Лучше бы ему не родиться» (Мф. 26:24) – эта фраза Христа не проклятие, но трагическое признание: Иуда сам выбрал тьму, когда мог держаться за свет.

Анонс завтра:
ИРОД ВЕЛИКИЙ: СТРОИТЕЛЬ ХРАМА ИЛИ ДЕТОУБИЙЦА? Почему его дворец в Масаде стал символом безумия власти, а гробницу нашли лишь в 2007 году? И как связаны Вифлеемские младенцы и римские орлы на Иерусалимских воротах?